СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Основными составляющими оптимального образовательного процесса являются формирование у детей определённых учебных навыков и выработка методов передачи им конкретной информации. Но для того, чтобы эти навыки формировались быстро и полно, а информация становилась прочными знаниями, необходимо её воспринимать, осмыслить, связать с уже имеющимися знаниями, сохранить, своевременно и правильно использовать. Всё это обеспечивается базисными интеллектуальными способностями: вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, речью.
Как показывает практика, развитие у детей этих способностей в игровой, увлекательной для них форме весьма эффективно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Это одна из причин безграмотности наших детей.
Учёт психологических особенностей детей пяти – шестилетнего возраста с речевыми нарушениями диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток; их смена; использование игрового материала; включение в занятия игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Именно игровые технологии – наиболее эффективные методы в обучении дошкольников грамоте. Они помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и качественными.
Занятия в форме игры развивают память (тактильную, зрительную и пр.), внимание, логическое мышление, образное мышление, творческое воображение, коммуникативные качества, речь, координацию, мелкую моторику, умение конструировать, анализировать (Занятия – игры «В страну шумов и звуков», «Что случилось с буквой «П» и др.).
Значительное место на занятиях по обучению грамоте отводится обучающим играм: звуковым, играм с буквами, а также играм, развивающим словарный запас, кругозор и интеллектуальные способности.
Игры со звуками помогают развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь малышей, а также развивают чёткость речи, правильное звукопроизношение, артикуляционный аппарат («Угадай звук», «Звук заблудился», «Любопытный», «Доскажи словечко», «Кто больше?», «Твёрдый – мягкий», «Весёлые звуки» и др.).
В играх с буквами развивается память во всех её проявлениях: зрительной, механической, ассоциативной, сенсорной («Буква потерялась», «Два колодца», «Серединка», «Змейка», «Лесенка», «Слова – невидимки», «Волшебные цепочки», «Угадай букву», «Рассыпанное слово» и т.п.). Дети учатся фантазировать («Спрятать букву в рисунке»).
Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения занятия (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д. и т.п.), знакомством с устным народным творчеством (загадки, небылицы, поговорки, потешки, сказки).
Сказки помогают не только в работе по звуковой культуре речи, но и в формировании правильной лексики и грамматики русского языка («Почему А первая?», «Лесные музыканты», «Лисёнок и лягушонок», «Генерал Гена» и др.). В этих сказках дети не только запоминают как можно больше слов на заданный звук, но и рассуждают о смысле сказки.
Детям можно предложить самим сочинить сказку.
«На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [a]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.) У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [a]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки) и т.д.».
На занятиях используются развивающие игры в движении как здоровьесберегающие технологии, когда детям нужно отдохнуть и подвигаться («Овощи и фрукты», «Пожалуйста», «Летает – не летает», «Живое – неживое», «Кого нет в ряду?», «Один – много», «Кто где живёт?», «Наоборот» и др.). Все эти игры развивают внимание, речь, кругозор, словарный запас детей.
Вопрос о поддержании интереса ребёнка к занятиям – объект постоянного внимания педагогов. С помощью игровых технологий педагоги уже с первых занятий могут зародить в ребёнке интерес, но ещё более важно постоянно поддерживать этот интерес на высоком уровне. С точки зрения поддержания интереса у ребёнка к этим занятиям, к интеллектуальной деятельности вообще, очень важно, чтобы ребёнок в процессе этих занятий как можно чаще переживал чувство своего успеха, чувство своей победы над собой.