Интегрированный урок изобразительного искусства «Иллюстрирование литературного произведения».
Эпиграф к уроку:
«Эта музыка, подлинно народная, русская, бессмертна, как стихи Пушкина. Она неотделима от певучих пушкинских строф». К.Г.Паустовский Учитель: Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку по теме: «Там русский дух, там Русью пахнет» Скажите, из какого произведения эти строки? Кто их автор?
Ответы учащихся: « У лукоморья дуб зелёный…» Автор Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Вы правы, назвав ещё одну цитату из Пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Звучит фрагмент к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»
Пауза. Учитель: Ребята, почему, на ваш взгляд, прозвучала эта музыка?
Ученик – консультант: Речь пойдёт об опере М.И. Глинки «Руслан и
Людмила» по одноимённой сказочной поэме А.С.Пушкина.
Появляется название темы урока:
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки по одноимённой поэме А.С. Пушкина.
Цель урока – проследить, как события поэмы А.С.Пушкина воплотились в музыке М.И. Глинки, какими представил композитор героев Пушкина и какую дал им музыкальную характеристику. Урок наш интегрированный. На нём мы постараемся всесторонне осмыслить творческий замысел поэта и композитора, создавших средствами своего искусства образы сказочных героев и художественный мир своих произведений. Попытаемся постичь глубину авторского замысла при помощи знаний разных учебных предметов, в чём нам помогут их преподаватели. И проиллюстрируем наиболее яркие эпизоды в своих работах по изобразительному искусству.
Учитель музыки беседует с учащимися по вопросам:
-Что такое опера? Какие оперы вы знаете?
Работа со «Словарём русского языка Сергея Ивановича Ожегова».
Опера –ы, ж. 1.Музыкально – драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая опера. Солист оперы. Из другой оперы или не из той оперы (о чём – нибудь, совершенно не относящемся к делу; шутливое). 2. Театр, в котором ставятся такие произведения. Поехать в оперу, прилагательное оперный, -ая, -ое.
Примерные ответы учащихся: Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Учитель: Да, в ряду композиторов особенно ярко сияет талант нашего соотечественника Михаила Ивановича Глинки.
Ученик – консультант: Атмосфера создания оперы «Руслан и Людмила»
Будучи не признан «высшим светом», Глинка сближается с литературной и художественной богемой. В новой среде композитор пользуется всеобщей симпатией и даже поклонением. Но всё это не могло заглушить в нём чувства оскорблённого достоинства. В этот период Глинка работал, главным образом, над небольшими по форме романсами, которые были проникнуты настроением подавленности и удручённости. Таковы были обстоятельства, на фоне которых начинала создаваться опера «Руслан и Людмила».
Ученик: У лукоморья дуб зеленый;(читает Пролог к поэме «Руслан и Людмила» наизусть) Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…
Ученик – консультант литературы:
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой.
Невеста очи опустила, Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Учитель литературы беседует с детьми по вопросам:
-О каком времени в истории Руси повествует А.С.Пушкин в поэме?
Ученик-консультант:
-Эта поэма о времени княжения Владимира Святославовича.
-Подтверждением этому являются события: Владимир Святославович , обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах «заставы богатырские». Много славных подвигов совершили русские богатыри, защищая землю русскую
Учитель:
-Кого из героев поэмы мы можем назвать истинно русским богатырём и почему?
Учащиеся называют Руслана.
В поэме он совершает поистине богатырские подвиги:
-освобождает свою любовь, вступив в бой с чародеем Черномором - и, честно одержав победу, освобождает Киев от печенегов.
Выразительное чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила».
(Опережающие индивидуальные задания)
Ученик: Но кто трубил? Кто чародея На сечу грозну вызывал?( до слов)
Смирись, покорствуй русской силе! Неси меня к моей Людмиле».
Ученик: Внезапный крик сражений грянул; (до слов)
Народ, восторгом упоенный, Толпится с кликами кругом…
Учитель:
-И так, мы прочитали поэму «Руслан и Людмила» и услышали сейчас яркие отрывки из неё. О чём эта поэма? Какие размышления у нас вызывает?
Примерные ответы:
(-«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. -В ней злые силы мешают счастью. -Красивая сказка о прекрасной любви. -Тёмные силы мешают светлым силам любви. -Зло терпит поражение. -Добро побеждает.)
В беседу вступает учитель музыки: -Известно, что оперу открывает увертюра. Давайте вспомним, что такое увертюра.(Ответы учащихся)
(Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» композитора М.И.Глинки).
Учитель музыки:-Понравилась вам музыка?
-Всегда ли музыка звучала одинаково? (Примерные ответы учащихся:
-Музыка звучала по – разному. В ней слились радостные мелодии, приподнятое звучание торжества добра, справедливости и любви – это Свадьба. -Сражения.)
-Эти напряжённые ритмы сменяются плавными, напевными, широкими мелодиями русского простора, по которому Руслан движется к любимой)..
После повторного прослушивания увертюры учащиеся составляют устное мини – сочинение на тему:
«Какие картины я представляю себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила». Используются опорные слова, спроецированные на экран « Когда я слушаю, то представляю себе…; передо мной появляются образы…; звучание музыки помогает предположить…, почувствовать…; богатырский дух…; пугающие аккорды…; грозная музыка связана с…; радостное звучание придаёт…, создаёт…настроение». С классом беседует учитель литературы:
Ребята, вы почувствовали богатырский дух главного героя поэмы А.С.Пушкина. А каково отношение автора к главной героине – Людмиле?
-Почему А.С.Пушкин называет героиню «Моя прекрасная Людмила»? повторяет: «Людмила – прелесть»… Какими ещё эпитетами наделяет девушку поэт? Попробуем вспомнить, что такое эпитет?
«Словарь – справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А.Теленковой даёт такое толкование:
ЭПИТЕТ – (от греческого epitheon – приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. Почему именно такими эпитетами наделяет Людмилу поэт? (предполагаемые ответы учащихся) -Людмила для А.С.Пушкина – идеал женской красоты и девичьей непосредственности.
Учитель: -Чем автор восторгается в ней?
Ученик:-Автору по душе скромность девушки: «Стыдливой девы красота».Учитель: -Когда мы впервые встречаемся с Людмилой?
Ученик: -На свадебном пиру мы впервые встречаем упоминание о Людмиле.
Учитель: -Где это происходит? Ученик: -В палатах её отца князя Владимира Красно Солнышко.
Учитель: -Почему печальна Людмила, как вы думаете?
«Невеста очи опустила, Как будто сердцем приуныла»…
Итог: Учащимся, как и Пушкину А.С., автору поэмы, Людмила очень нравится. Несомненна её красота. Девушка умеет любить, быть верной. Печальна же она на свадебном пиру оттого, что её немного пугает будущая неизвестная супружеская жизнь, ответственность за семью, свой новый семейный очаг, будущих детей и ей жаль покидать родительский дом.
Учитель музыки: Для того, чтобы нарисовать образ молодой девушки, Глинка поручает исполнять арию самому высокому женскому голосу – колоратурному сопрано. Это очень красивый голос, лёгкий, подвижный. У Глинки Людмила сама рассказывает о своих переживаниях. (Звучит каватина Людмилы).
После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы учителя музыки:
-Какой была музыка по настроению?(игривая, резвая, прихотливая, как настроение девушки)
Ученик: Читатель, расскажу ль тебе,
Куда красавица девалась?(до слов) И шапку старого злодея Княжна, от радости краснея, Надела задом наперед.
Учитель:
-Чего же боялась Людмила? Каким показывает А.С.Пушкин Черномора, похитителя Людмилы?
Опережающее задание: шествие Черномора: Раздался шум… Оставя у Людмилы шапку.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, почему на голове у Черномора колпак?
Ученик: Шапка клоуна, шута – это колпак. Учитель: Какова судьба Черномора в поэме? Ученик: На чужом несчастье он не создал своего счастья. Учитель: Почему его судьба сложилась именно так? Ученик: В народе есть такая поговорка:»Не рой яму другому – сам в неё не угодишь».
Итог: Жалок, смешон Черномор, но и страшен.
-Чем страшен?
-Страшен своим коварством. Ненавистью к людям. Завистью к чужому счастью.
Учитель музыки: В опере композитор не даёт Черномору характеристики при помощи арии, которая, как известно, является важным моментом раскрытия образа. М.И.Глинка рисует портрет Черномора по-другому, используя только звучание музыкальных инструментов. Те, в свою очередь, ведут нас в чудесный музыкальный мир. Тот подобно старинному представлению о тверди земной, опирается на спины трёх китов. Как называются эти музыкальные киты?
Учащиеся называют: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.
Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
Учитель музыки: К какому музыкальному киту можно отнести эту музыку? Ученик: Это марш. Учитель музыки: А смогли бы мы маршировать под него? Учащиеся отвечают. Учитель музыки: Я вижу, моё предложение вызвало у вас улыбку. Почему? Учащиеся говорят свои предположения о прерывистости и нечёткости ритма этой музыки марша. Учитель музыки: Да, эта музыка – марш, но необычность его в том, что под него неудобно маршировать. Как вы думаете, с чем связано такое своеобразие «Марша Черномора»? Учащиеся говорят свои предположения.
Итог: Необычность марша Черномора связана с характеристикой этого героя. Грозная музыка резко сменяется слабой. Арапы несут бороду Черномора, гордо выступая, торжественно, грозно. А Черномор, хоть и старается держаться важно, величественно. Своей семенящей, подпрыгивающей походкой карлика смешон. Всё его величие нелепо.
Учитель музыки: Как к Черномору относится М.И.Глинка? Учащиеся: Так же, как и А.С.Пушкин.
Учитель: А какова судьба других соперников Руслана?
Сообщения заранее подготовленных учащихся по вариантам.
(Опережающее задание (Прибыв в Киев, Фарлаф рассказывает ложь)
Всю ночь бесчувственный Руслан Лежал во мраке под горою.
Ученик: Вдали чернеет холм огромный, И что-то страшное храпит.
Пред ним живая голова. ( до слов) В спокойном духе горячась…
Учитель изобразительного искусства: Какую картину рисует нам А.С.Пушкин и наше воображение? Вспомним три кита ИЗО, назовите их.
Учащиеся: (портрет, натюрморт, пейзаж) помогут ярче показать фрагменты героической поэмы. Ученик: Это картина боя, батальная сцена. На фоне горного пейзажа. Гряда гор на горизонте. Средний план: огромная голова в воинском шлеме.
Учитель ИЗО: Как называется вид живописи, предметом которой является голова человека, его лицо? Ученик: Лицо человека изображает портрет.
Учитель ИЗО:Какое выражение на лице Головы брата Черномора?
Ученики: (грозное, устрашающее, гневное)
Учитель ИЗО: Как это возможно изобразить? По порядку: глаза – зеркало души человека, брови, лоб, нос, рот…)
Учащиеся: (брови сведены, лоб нахмурен, в морщинах напряжения, глаза злые, грозные, в упор смотрят на Руслана, нос и щёки налиты кровью, ведь Голова натужено дует, губы сведены в трубочку, пухлые, сочные, Усы и борода вздымаются от ветра, который выдувает сама Голова,зрачки глаз колючие, ненавистные)…
Учитель ИЗО: А что будет изображено на переднем плане?
Учащиеся: На переднем плане изобразим Руслана на коне. Руслан одет в кольчугу, алый плащ, на голове витязя металлический блестящий шлем голубого отблеска неба на макушке перья плюмажа. В правой руке копьё, так как меч он добудет из- под Головы, на ногах кожаные сафьяновые красные сапожки, плащ на плече сколот золотой пряжкой. Мощная фигура Руслана в седле в повороте в пол-оборота на зрителя. Решительное движение на Голову. Он атакует смело, решительно, бесстрашно. Это образец богатыря, воина, защитника отчизны. Таков его портрет. Микроитог : Общечеловеческий идеал сына Отечества, защитника родной земли
Это сказочный пейзаж царства Черномора.
Учитель ИЗО: Какие пейзажи видит Людмила в чертогах Черномора?
Ученик: Пред нею зыблются, шумят Великолепные дубровы;
Аллеи пальм, и лес лавровый, ( до слов) Летят алмазные фонтаны
С веселым шумом к облакам: Под ними блещут истуканы…
Микроитог: (предполагаемые ответы учащихся: чудесный волшебный дивный сад с экзотическими южными растениями, парк необыкновенной красоты с живыми струями фонтанов и статуями на лоне зелени и пышных, ароматных цветов, над ними – порхают бабочки и птицы).
Учитель: В сказке говорится: «Там чудеса…» Какие?
Ученик: Но на то и сказка, что богатырь не подвластен смерти.
Учитель ИЗО: Ребята, не напоминает ли вам исцеление Руслана подобные события в других произведениях?
Учащиеся: Похожие события отражены в русских народных сказках. «Василиса Премудрая», «Елена Прекрасная» и других.
Учитель: Слова А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». На какой факт намёк содержится в приведённой цитате из Эпилога к сказочной поэме «Руслан и Людмила» Где эта чудесная долина находится на самом деле?
Консультант – географ. Жизнь и творчество Пушкина тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт не по чужим рассказам, а сам открыл в поэзии эту тему по собственным впечатлениям от посещения этих мест.» С лёгкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли. Но и неисчерпаемой поэзии,страною кипучей жизни и бурных мечтаний! Муза Пушкина как бы освятила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленное кровью сынов её и подвигами её героев. И Кавказ – эта колыбель поэзии Пушкина – сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова.» В.Г.Белинский. Проследим по карте передвижения поэта на Кавказ. (показывает путь А.С.Пушкина из Петербурга на Кавказские Минеральные Воды). 6 июня 1820 года «достигнут предел странствия ищущих исцеления.
По свежим впечатлениям от живописной природы Кавказа Пушкин писал в Эпилоге к «Руслану и Людмиле»:
Ученик: Забытый светом и молвою, Далече от брегов Невы, Теперь я вижу пред собою Кавказа гордые главы….( до слов) Но огнь поэзии погас.
Но «огнь поэзии» угас ненадолго: он воплотился в опере композитора Глинки под одноимённым названием.
Обобщение к уроку по вопросам:
-Какими представил композитор М.И. Глинка героев поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
-Какие музыкальные формы он использовал для характеристики героев?
-Почему в «Прологе», предваряющем поэму, А.С.Пушкин писал: «Там русский дух,… там Русью пахнет»?
-Как эта мысль воплотилась в опере «Руслан и Людмила»?
-Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского, - эпиграф урока?
Эвристическая задача: Мы увидели, что образы создаются творцами разных видов искусства: ИЗО, музыки. А как вы думаете, какому виду искусства под силу объединить их вместе? Говорят ведь: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать» Предполагаемые ответы учащихся: (кино)
Комментарий ответов учителем. Попробуем показать своё видение произведений Пушкина и Глинки на тему: «Руслан и Людмила» по направлениям: пейзаж, портрет, жанровая сцена.
Домашнее задание: дорисовать сюжет «Руслана и Людмилы»
Итоги урока. Экспресс – выставка.
Выставление оценок.