СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для обучающихся начальной школы с расстройствами аутистического спектра

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для обучающихся начальной школы с расстройствами аутистического спектра»









Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для учеников начальной школы с расстройствами аутистического спектра




Пояснительная записка

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Индикаторы аутизма в школьном возрасте:

• отсутствие интереса к другим людям, контактов со сверстниками;

• большой интерес к неодушевленным предметам;

• отсутствие потребности в утешении в ситуациях психологической необходимости;

• наличие сложностей с ожиданием в социальных ситуациях; 

• неспособность поддерживать диалог;

• увлеченность одной темой;

• выполнение видов деятельности, наполненных малой креативностью и фантазией;

• сильная реакция на изменения в привычном ежедневном графике;

• любая озабоченность по поводу социального или речевого развития ребенка, особенно при наличии необычных интересов, стереотипного поведения.

Три основных области проблем

Особенности проявлений аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы. К ним относятся:

  • трудности с социальной коммуникацией

  • трудности с социальным взаимодействием

  • трудности с социальным воображением.

Трудности с социальной коммуникацией. Для детей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» — это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески. Дети с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

  • выражения лица или тон голоса

  • шутки и сарказм

  • поговорки, например, когда говорят «Это круто», имеют в виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.

Некоторые дети с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие обычно понимают, что говорят другие люди. Такие дети могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других детей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это явление называется «эхолалия»); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника.

Детям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

Трудности в социальном взаимодействии: «Мы не приобретаем навыки общения естественным образом, мы должны осознанно им учиться». Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

  • не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человек или начинать разговор с неуместной темы.

  • казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек

  • предпочитать проводить время в одиночестве и не искать общества других людей

  • не обращаться к другим людям за утешением

  • казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми – они просто не уверены, как именно этого добиться.

Трудности с социальным воображением: «Нам трудно понять, что знают другие люди. Нам еще сложнее догадаться, что другие люди думают». Социальное воображение позволяет понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что детям с аутизмом сложно:

  • понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей

  • предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом

  • понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на оживленное шоссе

  • участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова

  • подготовиться к переменам или планировать будущее

  • справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

Практическая направленность программы

  • Работа направлена на гармонизацию аффективной сферы, формирование самовосприятия. Рекомендуемая форма работы – индивидуальные занятия.

  • Работа осуществляется при взаимодействии с образовательным учреждением, а также родителями/законными представителями несовершеннолетнего.

  • Коррекционная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и проводимых в игровой форме.

Цели программы: развитие эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферы у обучающегося с расстройством аутистического спектра.

Задачи программы:

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

- развитие самосознания личности аутичного ребенка, коррекция его самооценки и адекватного представления о своих возможностях;

- развитие восприятия, мышления, познавательных навыков;

- снятие психоэмоционального напряжения и смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- развитие произвольной и волевой регуляции поведения;

- коррекция коммуникативных функций.

Сроки реализации программы: курс рассчитан на 1 год (53 занятия) Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-9 лет

Форма работы: основная форма работы – индивидуальная, а также работа в малых группах (3-5 чел).

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • практическая деятельность.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Приемы:

– разминка (речевые, двигательные, голосовые);
– рассматривание рисунков, предметов;
– свободное и тематическое рисование;
– упражнения подражательного, творческого характера;
– конструирование;
– лепка;
– изготовление аппликаций из различных материалов;
– схематическое изображение предметов;
– игровые ситуации;
– создание проблемных ситуаций
– обсуждение прочитанного;
– заучивание стихотворений.

Продолжительность  занятия: 2 раза в неделю по 30 мин. – 40 мин.

Принципы в работе с детьми с РАС:

1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения. 
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.

4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.

6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.

7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Диагностические методики: Метаморфозы, ЦТО Люшера, Контурный САТ-Н, тест Рука Вагнера, Несуществующее животное, Эмоциональные лица, ДДЧ, Рисунок семьи, Тест Розенцвейга, Страхи в домиках.

Тематическое содержание программы

Реализация программы проходит в три этапа.

 Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – вовлечение ребенка в совместную деятельность, часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Задачи первого этапа:

      • Установление первичного контакта с аутичным ребенком;

      • Создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;

      • Преодоление страха общения;

      • Общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).

      • Постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;

      • Предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

      • Включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,

      • Формирование эмоционального контакта с психологом,

      • Развитие активности ребенка,

      • Развитие контактности.

      • Помочь ребенку снять накопившееся напряжение, 

      • Сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми, научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Задачи третьего этапа:

      • Преодоление негативизма,

      • Решение общих задач для достижения цели,

      • Развитие восприятия и воображения,

      • Развитие зрительного и осязательного восприятия.

Структура коррекционно - развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) 2-3 мин; дыхательные упражнения 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Содержание коррекционно – развивающей программы

п/п

занятия


Тема занятия



1 - 2

Корректурные пробы.

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций.

Диагностика активности.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.



3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. Развитие невербального взаимодействия.



4

Диагностика оценки своего поведения. Развитие взаимодействия

ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Диагностика внимания, памяти.



5 - 6

Формирование эмоционального контакта с психологом. Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Коррекция агрессивности через снятие напряжения. Предупреждение вспышек агрессии.



7 - 8

Коррекция импульсивности. Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт); работа над полевым поведением.

Игры «Ручки», «Хоровод».

Задания по программе «TEACCH».



9 - 10

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений).

Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички»...



11 - 12

Коррекция агрессивности через снятие напряжения. Преодоление нежелательных реакций ребёнка.

Предупреждение нарастания негативизма.

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой».

Задания по программе «TEACCH».



13 - 14

Развитие слухового восприятия.

Выделение и различение звуков окружающей среды.

Развитие слухо - моторной координации.



15 - 16

Развитие слухового восприятия.

Определение направления звука в пространстве. Выполнение действий по звуковому сигналу.



17 - 18

Развитие слухового восприятия.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных звуков.



19 - 20

Развитие слухового восприятия.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Развитие слухо-моторной координации.

21 - 22

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

23 - 24

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена).


25 - 26

Развитие восприятия пространства.

Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

27

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Развитие зрительного восприятия.

Задания по программе «TEACCH».


28 - 29

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Определение на ощупь формы предметов.


30



Развитие восприятия особых свойств предметов.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)



31

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.



32 - 33

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.



34

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Развитие внимания. Таблицы.



35 - 36

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.



37 - 38

Коррекция импульсивности. Исключение настойчивых просьб, уговоров.

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

Задания по программе «TEACCH».



39 - 40

Коррекция импульсивности. Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Задания по программе «TEACCH»



41 - 42

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми.

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья.

Задания по программе «TEACCH».



43 - 44

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности. Формирование целенаправленного поведения.

Задания по программе «TEACCH».



45 - 46

Развитие взаимодействия с людьми. Коррекция тревожности и неуверенности.

Снятие напряжения путём вовлечения в  физическое действие, способствование возникновению партнёрских отношений, вызов положительных эмоциональных переживаний.

Развитие сюжетной игры.



47

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности. Формирование целенаправленного поведения.Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница».



48

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми.

Развитие личностно-мотивационной сферы. Мой круг общения.

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.



49

Развитие восприятия особых свойств предметов.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом, вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).



50

Восприятие особых свойств предметов.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение.



51

Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. Диагностика активности.



52

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. Диагностика операций мышления.



53

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.





Планируемый результат:

У обучающегося с расстройством аутистического спектра развивается эмоционально-волевая сфера; произвольная, волевая регуляция поведения; Реализация коррекционной программы для детей с расстройством аутистического спектра дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

















Календарно – тематическое планирование

коррекционно-развивающей программы

1 (1) класс

на 2017-2018 учебный год


п/п

занятия


Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт

1 - 2

Корректурные пробы.

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций.

Диагностика активности.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.


2

04.10.17

09.10.17


3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. Развитие невербального взаимодействия.


1

11.10.17




4

Диагностика оценки своего поведения. Развитие взаимодействия

ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Диагностика внимания, памяти.


1


16.10.17






5 - 6

Формирование эмоционального контакта с психологом. Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём.

Коррекция агрессивности через снятие напряжения. Предупреждение вспышек агрессии.


2

18.10.17

23.10.17


7 - 8

Коррекция импульсивности. Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (телесный контакт); работа над полевым поведением.

Игры «Ручки», «Хоровод».

Задания по программе «TEACCH».


2

25.10.17

06.11.17



9 - 10

Коррекция боязни обычных внешних раздражителей (прикосновений).

Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички»...


2


08.11.17

13.11.17






11 - 12

Коррекция агрессивности через снятие напряжения. Преодоление нежелательных реакций ребёнка.

Предупреждение нарастания негативизма.

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой».

Задания по программе «TEACCH».


2

15.11.17

20.11.17


13 - 14

Развитие слухового восприятия.

Выделение и различение звуков окружающей среды.

Развитие слухо-моторной координации.


2

22.11.17

27.11.17





15 - 16

Развитие слухового восприятия.

Определение направления звука в пространстве. Выполнение действий по звуковому сигналу.


2


29.11.17





17 - 18

Развитие слухового восприятия.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных звуков.


2

04.12.17

06.12.17


19 - 20

Развитие слухового восприятия.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

Развитие слухо-моторной координации.


2

11.12.17

13.12.17








21 - 22

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.


2

18.12.17

20.12.17


23 - 24

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена).


2

25.12.17

27.12.17


25 - 26

Развитие восприятия пространства.

Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза


2

15.01.18

17.01.18


27

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Развитие зрительного восприятия.

Задания по программе «TEACCH».


1

22.01.18



28 - 29

Развитие тактильно-двигательного восприятия.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Определение на ощупь формы предметов.


2

24.01.18

29.01.18



30

Развитие восприятия особых свойств предметов.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)


1

31.01.18







31

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.


1

05.02.18



32 - 33

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.


2

07.02.18

12.02.18




34

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Развитие внимания. Таблицы.


1

14.02.18




35 - 36

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.


2

26.02.18

28.02.18



37 - 38

Коррекция импульсивности. Исключение настойчивых просьб, уговоров.

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

Задания по программе «TEACCH».


2

05.03.18

07.03.18







39 - 40

Коррекция импульсивности. Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми.

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Задания по программе «TEACCH»


2

12.03.18

14.03.18



41 - 42

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми.

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья.

Задания по программе «TEACCH».


2


19.03.18

21.03.18






43 - 44

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности. Формирование целенаправленного поведения.

Задания по программе «TEACCH».


2

02.04.18

04.04.18



45 - 46

Развитие взаимодействия с людьми. Коррекция тревожности и неуверенности.

Снятие напряжения путём вовлечения в  физическое действие, способствование возникновению партнёрских отношений, вызов положительных эмоциональных переживаний.

Развитие сюжетной игры.


2

09.04.18

11.04.18



47

Развитие взаимодействия ребёнка с окружающим миром и людьми в нём. Коррекция импульсивности. Формирование целенаправленного поведения.

Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница».


1

16.04.18



48

Развитие элементарного взаимодействия ребёнка с людьми.

Развитие личностно-мотивационной сферы. Мой круг общения.

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.


1



18.04.18








49

Развитие восприятия особых свойств предметов.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом, вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).


1

23.04.18



50

Восприятие особых свойств предметов.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение.

1

25.04.18



51

Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. Диагностика активности.

1

07.05.18








52

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. Диагностика операций мышления.

1

14.05.18




53

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

16.05.18



Всего:

53 часа