МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №3
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В ГРУППАХ МКДОУ «Детский сад №3»
Старший воспитатель:
С.И. Стороженко
Пояснительная записка
Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) предполагает внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, в т.ч. оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной деятельности. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОО.
Система оценки индивидуального развития детей представляет собой совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей, образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования в ДОО.
В условиях ДОО оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в соответствии с ФГОС ДО)
: - социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по ООП ДО.
Результаты проведения педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки каждого ребенка, построения его образовательной траектории);
- оптимизации работы с группой детей.
Оценка индивидуального развития детей:
- поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года. («Индивидуальное развитие» и «индивидуализация образования» – не одно и то же). 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года) подводятся итоги проведения оценки индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ООП ДО
Результаты педагогической диагностики оформляются в форме «Индивидуальной карты развития ребенка», утвержденной заведующим ДОО( приложение 1).
Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения .
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• не сформирован;
• находится в стадии формирования;
• сформирован.
Ведение «Индивидуальной карты развития ребенка» осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на электронном и/или бумажном носителях.
Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Индивидуальной карте развития ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка (на бумажном носителе) под подпись и отметку родителей (законных представителей) о дате ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе образовательной деятельности.
Индивидуальные карты развития ребенка хранятся в группах до окончания периода их пребывания в ДОО.
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Предлагаемая оценка индивидуального развития детей разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей старшего возраста (5—6 лет), вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
Таблицы оценки индивидуального развития детей заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляется цветовое обозначение в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение зависит от количества зелёных кружочков).
Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли оценку индивидуального развития детей , тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (зависит от количества зелёных кружочков). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Образовательная область | У ровень сформированности |
сформирован | частично сформирован | не сформирован |
Социально-коммуникативное развитие | 11 - 14 | 6 - 10 | 1 - 5 |
Познавательное развитие | 8 - 11 | 4 - 7 | 1 - 3 |
Познавательное развитие ФЭМП | 7 - 9 | 4 - 6 | 1 - 3 |
Речевое развитие | 8 - 10 | 4 - 7 | 1 - 3 |
Художественно-эстетическое развитие | 5 - 6 | 3 - 4 | 1 - 2 |
Физическое развитие | 7 - 9 | 4 - 6 | 1 - 3 |
Личностное развитие | 6 - 7 | 4 - 5 | 1 - 3 |
Детская инициатива | 4 | 2 - 3 | 1 |
Наличие обработки результатов оценки индивидуального развития образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Рекомендации по описанию инструментария оценки индивидуального развития детей
Инструментарий оценки индивидуального развития детей представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иною параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения оценки индивидуального развития данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
Формы проведения оценки индивидуального развития:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
в группе раннего возраста (1,5-3 года)
(в соответствии с содержанием ПООП «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместнымиграм со сверстниками и взрослым.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.
2. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правилавежливости.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Колобок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что случилось с колобком?». Кто его обхитрил? Какая лиса?»
Метод: наблюдение.
Материал: ситуация встречи / прощания со взрослым.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.
Методы: беседа.
Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Что / Кто это?».
Группирует однородные предметы, выделяет один и много.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).
Методы: проблемная ситуация.
Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».
2 .Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Методы: наблюдение.
Материал: сказки для восприятия детьми.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мячи.
Форма проведения: групповая, подгрупповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».
Примеры описания инструментария по образовательным областям
в младшей группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая. групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт
Примеры описания инструментария по образовательным областям в средней группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?»
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».
Образовательная область «Физическое развитие»
Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».
Примеры описания инструментария по образовательным областям в старшей группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся ссора детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что у тебя случилось, почему вы поссорились? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?»
Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение (многократно).
Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке природы, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования.различные настольно-печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Задание: «Выберите себе то, чем бы хотели сейчас заниматься».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессию.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму? Кем они работают?»
Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: сюжетная картина «Дети в песочнице», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети? Как ты думаешь, что чувствует ребенок в полосатой кепке? Я думаю, что он радуется. Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать, какой он?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Вырежи так, как нарисовано».
Образовательная область « Физическое развитие»
Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай».
Примеры описания инструментария по образовательным областям в подготовительной к школе группе
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»
Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Форма проведения: групповая.
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».
Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе изображенным.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и точное название картины).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?»
Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое для себя. Кто что будет делать?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная
Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.
Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.
Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще использовать?»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы (бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка...“ {любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым».
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 1«РОМАШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКА МБДОУ (ЯСЛИ-САД) №1 «Ромашка»
Группа: ________________________________________
Воспитатели:___________________________________
Период наблюдения:_____________________________
Индивидуальная карта развития ребенка
1 Общие сведения
Фамилия, имя
Дата рождения
Дата поступления в детский сад
Карта развития ребенка
Показатели развития | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Не сфор ми рова но | Час тич но | Сфор ми рова но | Не сфор ми рова но | Час тич но | Сфор ми рова но | Не сфор ми рова но | Час тич но | Сфор ми рова но | Не сфор ми рова но | Час тич но | Сфор ми рова но | Не сфор ми рова но | Час тич но | Сфор ми ро ва но |
| Физические показатели |
1.1 Группа здоровья, диагноз | | | | | |
1.2 Антропометрические данные | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес |
| | | | | | | | | |
| 1. Физическое развитие |
1.3. Прыжки в длину с места (см.) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
1.4. Метание мешочка с песком на дальность (м) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
1.5 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
1.6. Выносливость (бег 60, 90, 120 м) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
1.7. Гибкость | н | | | | | | | | | | | | | | | |
1.8. Ловкость (Полоса препятствий) | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
1.9.Отбивание мяча об пол | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
1.10. Равновесие, координация движений | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
1.11. Здоровье и безопасность: - Моет руки при необходимости -Ухаживает за волосами, зубами. - Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни. - Находит выход из сложных ситуаций. - Знает части тела и их функции. - Может оказать первую помощь при необходимости | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Социально - коммуникативное развитие
2-3 год
3-4 год
4-5лет
5-6 лет
6-7 год
н
ч
с
н
ч
с
н
ч
с
н
ч
с
н
ч
с
2.1.Способность вступать в общение с кем бы то ни было, сотрудничать в игре со сверстниками
н
к
2.2.Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу
н
к
2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание
н
к
2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера
н
к
2.5. Развиты: настойчивость,
умение преодолевать трудности,
чувство долга
н
к
2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта
н
к
2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь.
н
к
2.8. Умение видеть,
слышать,
чувствовать другого человека.
н
к
2.9. Психоэмоциональное состояние ребенка (отсутствует напряженность, открыт для контакта, любознателен,
активен, выразительная мимика,
готов к компромиссам,
норм. течение речи.
н
к
2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию.
н
к
2.11.Умеет попросить о помощи и оказать ее
н
к
2.12. Наличие адекватной самооценки
н
к
2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе
н
к
2.14. Социальная компетентность:
-Знает свое имя, фамилию, отчество.
-Знает имя, отч. родит., место работы
- Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)
- Знает сигнал тревоги
н
к
3.Речевое развитие( заполняется совместно с логопедом)
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
н ч с
н ч с
н ч с
н ч с
н ч с
3.1. Умение правильно произно-сить все звуки родного языка
н
к
3.2.Фонематическое восприятие
н
к
3.3.слоговая структура речи
н
к
3.4. Грамматически правильно построение сложных предложений
н
к
3.5. Умение составлять связный рассказ по серии картинок
н
к
3.6. Умение использовать в речи обобщающие слова,
антонимы,сравнения
н
к
3.7. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями
н
к
3.8. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности
н
к
3.8. Собственно школьные навыки:
- умеет выделять звуки в слове;
- знает буквы русского алфавита;
- начальные навыки чтения
н
к
3.10..Может пересказать короткий рассказ
н
к
4.Познавательное развитие
| | | 2-3 лет н ч с | 3-4 лет н ч с | 4-5, 6лет н ч с | 5-6 лет н ч с | 6-7 лет н ч с |
4.1 .Знает дни недели,названия месяцев года | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.2.Имеет представления о живой природе и неживой | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.3.Имеет элементарные представления о своем городе, ,крае,стране, мире | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.4Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.5.Успешное овладение мыслитель-ными операциями: - сравнение (находить сходства и различия предметов); - составление разрезных картинок; - исключение лишнего | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.6. Понимание смысла сюжетной картинки,определение последователь-ности серии сюжетных картинок | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.7.Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.8.Осуществляет деятельность по образцам и правилам | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.9.Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.10.Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.11 .Задает вопросы, экспериментирует | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Познавательное развитие. ФЭМП.
| | 2-3 год | 3-4 год | 4-5лет | 5-6 лет | 6- 7 год |
4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20 | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками | н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.14 .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник,прямоугольник квадрат) | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.15 Знает линии (прямая, кривая, ломаная) | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.16. Знает шар, куб,цилиндр, конус | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.17 Знает цвета (красный,синий, желтый, зеленый,белый, черный, коричневый, розовый, голубой) | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.18.Умеет сравнивать подлине, ширине, высоте | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.19.Знает дни недели,месяцы, времена года | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
4.20..Ориентируется налисте бумаги | к | | | | | | | | | | | | | | | |
н | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Художественно – эстетическое развитие ( п.5.6. проводится и заполняется с участием музыкального руководителя)
| | 2-3 лет н ч с | 3-4 лет н ч с | 4-5, 6 лет н ч с | 5-6 лет н ч с | 6-7 лет н ч с |
5.1.Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок,стихотворений, рассказов) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
5.2.Может рассказать выбранную им самим сказку | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
5.3.Проявляет интерес к игре с рифмой и словом | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
5.4.В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
5.5.Наличие умений для публичного выступления (владение голосом, выразительность, отсутствие страха и напряженности) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
5.6.Стремится двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
6. Личностное развитие |
Психическое развитие ребёнка (заполняется педагогом - психологом) |
развитие внимания | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
развитие мышления | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
самооценка | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
развитие мелкой моторики | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
развитие восприятия | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
развитие памяти | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
развитие саморегуляции поведения | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Готовность к школьному обучению | |
8.Развитие детской инициативы (оценивает воспитатель) |
Творческая инициатива | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Коммуникативная инициатива | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Инициатива продуктивной деятельности | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Познавательная инициатива | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний показатель | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
С результатами мониторинга ознакомлен(а) родитель (законный представитель) | н | | | | | | | | | | | | | | | |
к | | | | | | | | | | | | | | | |
Н
- не сформированы Ч – частично сформированы С - сформированы Н – начало года К – конец года
Заполняется ежегодно
Уровневая оценка развития ребенка
1
.Физическое развитие 2. Социальное развитие
3. Речевое развитие 4. Познавательное развитие
5. Художественно-эстетическое развитие 6. Математическое развитие
7. Личностное развитие 8. Развитие детской инициативы
Основная образовательная программа ДО в 20_____ -20______ учебном году
Подписи: Воспитатели Педагог-психолог
Медицинская сестра Учитель-логопед
Старший воспитатель Музыкальный руководитель
Переведён в следующую возрастную группу. Приказ № _______ от _______________
Заведующий МБДОУ «(ясли-сад)№ 1 «Ромашка» Е.К.Петрова
Подпись родителя (законного представителя)
Сводная таблица освоения содержания образовательных областей на уч. год
Группа детского сада.
Дата проведения с по
№ п/п | Ф. И. ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям |
Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие |
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе | | | | | | | | | | |
Выводы (начало года) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы (конец года) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________