Инновации в сфере образования
Автор: Аверина Е. М.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «ШКОЛА №5
Инновации в образовании — это нововведения, целью которых является
получение стабильных и более эффективных результатов. При-
менительно к педагогическому процессу можно говорить об
устойчивом или поддерживающем типе инноваций, ведь боль-
шинство педагогических открытий происходит за счет вне-
дрения в учебно-воспитательный процесс качественно новых
механизмов взаимодействия, позволяющих достигать таких
образовательных эффектов, как: интенсификация знаний; воз-
растание творческой активности; наращивание практических
навыков и умений; развитие личностных качеств. Инновацией
может быть разработанный педагогом образовательный курс,
программа, проект, включающий научно-исследовательские,
технологические, организационные, финансовые и иные меро-
приятия, обеспечивающие эффективное решение конкретной
задачи (проблемы) в области образования и приводящие к нов-
шеству в отдельном творческом объединении или отделе.
Поддерживающие инновации предполагают параллельное
внедрение стандартного (традиции) и инновационного (нов-
шества), синтез старого и нового и анализ результатов. Исполь-
зование в педагогической практике облачных и цифровых тех-
нологий, модификация стандартных педагогических приемов
и методов — это примеры поддерживающих инноваций, так
как действия направлены на совершенствование уже существу-
ющих механизмов, процессов и образовательных продуктов.
В сфере образования инновации различают:
− по области педагогического применения (в учебном про-
цессе, в образовательной области, на уровне системы обучения,
на уровне системы образования, в управлении образованием);
− по отношению к личностному становлению субъектов
образования (в области развития способностей учащихся и пе-
дагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, спо-
собов деятельности, компетентностей и др.);
− по типам взаимодействия участников педагогического
процесса (в коллективном, групповом, семейном обучении,
в тьюторстве, в репетиторстве и т. д.);
− по функциональным возможностям (нововведения-ус-
ловия (обеспечивают обновление образовательной среды,
социокультурных условий и т. п.), нововведения-продукты
(педагогические средства, проекты, технологии и т. п.), управ-
ленческие нововведения (новые решения в структуре образо-
вательных систем и управленческих процедурах, обеспечива-
ющих их функционирование);
− по способам осуществления (плановые, систематиче-
ские, периодические, стихийные, спонтанные, случайные);
− по масштабности распространения (в деятельности од-
ного педагога, методического объединения педагогов, в образо-
вательном учреждении, в группе учреждений, в регионе, на фе-
деральном уровне, на международном уровне и т. п.);
− по социально-педагогической значимости (в образо-
вательных учреждениях определенного типа, для конкретных
профессионально-типологических групп педагогов);
− по объёму новаторских мероприятий (локальные, мас-
совые, глобальные и т. п.);
− по степени предполагаемых преобразований (корректи-
рующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные,
революционные).