ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКое училище ИСКУССТВ ИМЕНИ народных артистов БРАТЬЕВ АБДУЛЛИНЫХ ПЦК «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ» |
Методическая работа |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЯМ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКА. |
|
|
|
Преподаватель
СОЛТАНОВА Л.К.
г. Усть-Каменогорск
2018г.
Особенности личности музыканта – это пять «Т» - талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность.
Я сейчас остановлюсь на творчестве.
Творчество – высочайшая из человеческих функций, которая держится на свободе воли и воображения.
«Люди рождены для творчества – это их богатство, право и основа судьбы» (слова Поля Вайнцвайга, английского психолога). Даже полы можно мыть творчески.
Один человек чтобы рассеять монотонность каждодневных поездок на работу написал на листках бумаги различные варианты маршрута и положил их в «темный ящик». Каждый день он вытаскивал один из листков наугад. Этим он превратил рутинную процедуру поездок в интересную деятельность и к тому же лучше узнал свой город.
К самым обычным, будничным делам мы можем отнестись творчески и это принесёт нам радость и удовлетворение.
Творчество требует мужество, уверенности в себе, умения пойти против общепризнанных фактов и людей.
Нужно преодолеть три препятствия:
Зависть, разрушающую веру в себя;
Сомнения, которые мешают принимать решения;
Страх – парализующий разум человека, охваченного страхом;
Было бы ошибкой думать, что творчество – удел избранных гениев. Большая часть того, что нас окружает, связано с поисками творческого решения проблемы. Выход за пределы рутины, появление крупицы новизны – это творчество. Сдача экзаменов, вступление в брак, переезд на новое место жительства, смена работы – во всех этих случаях человек – творец своей судьбы, своей личности.
Согласно теории американского психолога Эрика Эриксона человек проходит в своей жизни ряд личностных кризисов (проблем). Выход из кризиса связан с творческим решением возникшей проблемы. Творческий процесс развивается вместе с ходом человеческого прогресса. Благодря постоянному развитию культуры то, чего в предшествующие эпохи достигал лишь выдающийся человек в наше время входит в школьные программы.
Так, Н.Рубинштейн просмотрев 1-ый концерт Чайковского нашел его технические ценности невыполнимыми и отказался его играть. В наши дни рядовой пианист исполнит этот концерт, т.е. методы обучения растут вместе с достижениями.
Знания, умения и навыки в творческом процессе.
Иногда отсутствие знаний и навыков воспринимается профессионалами как отсутствие нужных способностей.
Так, Суриков первый раз не был принят в Академию художеств. В музыке – ребёнок не всегда может показать свои способности (от волнения или из-за отсутствия координации между слухом и голосом).
Но никакими способностями невозможно заменить мастерство. Из-за разницы творческого потенциала люди с одними и теми же уровнями мастерства создают несравнимые по ценности художественные произведения.
Например, уровень композиторской техники Направника был не ниже чем у Глинки, но художественная ценность творчества Глинки выше, чем у творчества Направника. Иначе говоря уровни способностей от природы разные. И.Выгодский отмечал, что обучить творчеству нельзя, но можно содействовать его появлению.
Психологические особенности творческой личности.
Чертами творческой личности по психологу Тейлору являются:
Стремление быть в первых рядах.
Независимость суждений, риск, активность.
Нестандартность мышления, дар общения, предвидение.
Другие психологи добавляют еще фантазию, способность решать тупиковые ситуации оригинально, чувство нового, сильная воля, высокая чувствительность.
Творческие люди не боятся тяжелого изнурительного труда, идут своим путем, не обращая внимания на критику. Так было с Бетховеным, Листом, Шостаковичем и другими выдающимися людьми.
Творческие люди часто неуживчивы (т.к. подвергают сомнению то, что для многих очевидно), они мужественны для того, чтобы следовать своему жизненному пути.
Своей независимостью творческие люди приносят много хлопот коллективам в которых им приходиться работать и тем, кто вынужден с ними общаться. Многие творческие люди очень честолюбивы. Честолюбие – это недостаток или достоинство?
Кто не замечал за собой честолюбивых помыслов, особенно в молодые годы? С этого начинают практически все: с желания выдвинуться, достигнуть чего-то, утвердить своё «я», особенно в творческих профессиях.
За честолюбие принято укорять, но не следует игнорировать тот факт, что нет лучшего стимулятора деятельности, особенно в молодости.
Педагог Л.Ауэр писал: «Я часто замечая, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-то достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов».
Честолюбие не напрасно дано человеку природой. Это «зажигание», включающее творческий процесс. Только на честолюбии, конечно далеко не продвинуться, но без него подчас не сдвинуться с места. Честолюбием надо уметь управлять. Этот как наркотик в медицине: в разумных пределах – польза, в неразумных – огромный вред.
Ещё одна черта творческих людей – непосредственность и свежесть мироощущения, граничащая порой с наивностью, чистота и свежесть до обаятельной детскости во взгляде на мир. Известно, что Чайковский любил играть с детьми, отдаваясь этим играм с искренним увлечением.
Лист сказал одной из учениц: «Будьте наивны, будьте просты». Детскость мировосприятия и творческий дар находятся в близком соседстве друг от друга.
Другая черта творческой личности – сомнения. Они помогают избежать духовного «ожирения», оцепенения мысли. Великие люди часто не доверяли себе.
Рахманинов говорил о себе, что не принадлежит к настоящим талантам, Чайковский писал к фон Мекк: «я не могу сказать про себя, что хоть одна из моих вещей совершенна. Хотя бы самая маленькая! Во всякой я вижу все-таки не то, что могу сделать».
Колебания, неуверенность подчас как бы преддверье прорыва в новое, для творческого броска вперёд, чем сильнее неудовлетворенность, тем настойчивее поиск.
Что же помогает художникам забывать о сомнениях и колебаниях? Это сам процесс творчества. Он увлекает, захватывает, влечёт вперёд. Разгоряченный трудом, художник смело отбрасывает колебания, он не думает о них, ибо думает о другом.
Отсюда – гордая властность исполнительства Рахманинова, сценическая уверенность дирижёра Тосканини, оптимизм Бетховена. Бетховен, испытывая страдания от неразделенной любви, физических недугов, нищеты, наступающей глухоты, развил в себе неиссякаемый оптимизм, который нашел выражение в его героических и возвышенных творениях. Уникальный жизненный и творческий подвиг композитора объясняется его силой личности, мужественным отношением к испытаниям, решимости «брать судьбу за горло». Собственные несчастия наделили его состраданием и стремлением вдохновлять людей. То есть творческий человек должен научиться настраивать себя на определенный лад, поддерживать себя, поощрять.
Веря, что делаешь что-то хорошее, начинаешь делать это лучше. Шопен советовал своим ученикам: «Верьте, что играете хорошо, и тогда Вы будете играть лучше».
Совсем не обязательно творческий человек должен обладать высоким уровнем умственных способностей. Художников, скульпторов, графиков коррекция между качеством работы и умственными способностями нулевая или даже отрицательная. Достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а физик Ландау не находил ничего привлекательного в самой прекрасной музыке.
Бессознательное начало в творчестве.
Творческие люди эмоциональны и в сложных ситуациях обращаются к образам подсознания. Итальянский композитор Джузеппе Тартини во сне предложил сыграть на своей скрипке дьяволу. Дьявол исполнил восхитительную мелодию, которую Тартини, проснувшись, записал, назвав сонату «Дьявольские трели».
Шуберт на ночь оставлял у постели нотную бумагу, чтобы записать, что прозвучит во сне. Менделееву во сне приснилась периодическая таблица. Элвис Хоу (изобретатель швейной машинки) во сне, будучи брошенным в котел людоедами увидел на концах их копий отверстия. Его осенила мысль, что в конце машинной иглы должно быть отверстие.
Творчество и остроумие.
Творчество и остроумие связаны друг с другом. Создание остроты связано с выходом за пределами формальной логики, освобождение от привычных рамок.
Фрейд установил, что в творчестве и остротах есть общие черты-мышления: лаконизм, оригинальные средства выражения, чтобы обойти цензуру, непрямое изображение, намек на реальность.
Великие люди обычно обладают остроумием. Например, присутствующий на исполнении «Скифской» сюиты Прокофьева И.Глазунов, не дослушал сочинение и вышел из зала. Прокофьев записал в своем дневнике: «Глазунов, слушающий сюиту, вышел из себя и из зала».
Измерение творческих способностей.
При помощи тестов Гилфорда:
Способность к генерированию идей.
Задание: перечислить применение обычного красного кирпича.
Нестандартное мышление – можно его превратить в красную пудру для посыпания дорожек в саду.
Ассоциативная беглость.
Задание: написать синонимы слов, например: жесткий – бессердечный, резкий – порывистый, тупой – ограниченный.
Беглость выражения. Один объект сравнить с другим. Например: женская одежда подобно весне (содержит многообразие весенних красок).
Оригинальность.
Тест: «Название сюжетов». Придумать оригинальные названия к рассказу (короткий рассказ).
Семантическое совершенствование.
Назвать несколько профессий в одном символе. Например: светящаяся лампочка (профессии электрик, ночной рабочий, миссионер).
Что помогает творчеству?
Всем известно, что многие талантливые творческие люди были несчастливы в личной жизни, испытывали материальные лишения, были не признаны современниками. И эта неустроенность, как ни странно помогало им творить.
Многим творцам помогает голодание. Пифагор принимал в школу тех учеников, кто мог выдержать семидневное голодание. Платон считал, что творчество это бред, даруемый богами. Ламброзо собрал много фактов о странностях знаменитостей, аномалии в черепе.
О гениях и помещенных можно утверждать, что они остаются одинокими, равнодушными к обязанностям семьянина.Микеланджело твердил, что искусство заменяет ему жену.
Также творческим людям присущи такие качества как нарциссизм – поглощенность собой, независимость, самоутверждение, потребность в признании окружающих, стремлении к самовыражению, когда человека переполняют сильные чувства.
Художественное творчество.
Это дар от природы выразить самого себя. Потребность излить свои чувства (из-за перегруженности эмоциональной сферы).
Фрейд полагал, что художественное произведение выполняют ту же функцию, что и сновидения, то есть удовлетворение нереализованных желаний, снятия личного напряжения.
Иллюзии художника погружают зрителей в мягкий наркоз. Благодаря искусству человек может со своей жизнью прожить тысячу других, переживать чувства тех, которых описали писатели, передавали в звуках композиторы, изображали художника.
Существует так называемая КАТАРСИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА. Катарсис (др.греч.) – психологическое очищение, которое испытывает человек в общении с искусством, трагедией.
Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которое действует возбуждающим образом на душу и приносят исцеление и очищение людям, подверженным возбуждению.
Переживание разряжает в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.
Выгодский полагал, что чудо искусства напоминает евангельское чудо «превращение воды в вино».
Избавление от негативных переживаний – это составная часть искусства. «Законы искусства основаны на законах природы» - считал Станиславский.
Рождение ребенка, рост дерева и рождение художественного образа явления одного порядка. Процесс создания сопровождается у художника целой гаммой эмоции от мук творчества до творчества экстаза, именуемого вдохновением.
Особенности творчества исполнителя.
Феручио Бузони: «Это почти сверхчеловеческая задача – откинуть собственные чувства, чтобы перевоплотиться в чувства самых разных индивидуальностей.
А.Карто уподоблял такую задачу исполнителя работе Пигмалиона, попросившего богов оживить созданную им статую Галатеи.
Для воплощения замысла исполнитель должен любить исполняемое произведение, вдыхать в него душу, наполнить её переживаниями.
Стратегический план исполнителя должен быть готов до того как он начинает играть. Он должен обладать раздвоенностью: один – исполняет, другой – контролирует, наблюдает со стороны, корректирует. Чувствительность контролируется самообладанием.
Анализируя триаду «Композитор-сочинение-исполнитель» можно выявить три основных подхода, как в создании художественного образа, так и в его интерпретации.
Один из них – на первом месте личность исполнителя, т.е. своё «я» вперед всего. Это субъективный подход.
Другой – акцент на исполняемое, изображаемое т.е. – объективный подход. Как говорил Нейгауз ученикам, не Я играю Шопена, а я играю ШОПЕНА.
Третий путь – единство субъективного и объективного. А.Н.Серов писал: «Великая тайна великих исполнителей в том, что оно исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, просветляют, вкладывают туда целый новый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь между тем в высшей степени объективными и даже чем сильнее эта объективность, тем больше и новизны».
Творчество и здоровье.
Любопытный факт – согласно специальным исследованиям средняя продолжительность жизни у людей творческих профессий несколько выше обычной. Чем это обусловлено?
Ученые убеждены, что творческий труд, активизируя различные функции организма, повышает его возможности.
По имеющимся данным: «лица творческого труда в меньшей степени подвержены заболеванию старческого возраста – атеросклерозу».
По выражению психофизиолога Симоновой В. творческий труд воздействует положительным образом, как на физическое здоровье человека, так и на психическое.
А.П.Чехов говорил, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не действуют!
Радость, переполняющая человека в минуты творческого созидания, близкая к эйфории – она то по-видимому и является целебной. Она просветляет душу художника, очищает от различных «шлаковых» накоплений, вливает новые силы.
Творчество позволяет отключиться от невеселых раздумий, позволяет уйти от мыслей о себе. «Творить – значит убивать смерть» - говорил Р.Роллан.
Часто люди с головой уходят в творческую работу, невзирая на те или иные недуги, трудясь наперекор им, более того – преодолевает нездоровье с помощью работы.
Человек, работающий с душевным подъемом способен на более интенсивный, сложный и продолжительный труд. При этом у него меньше риска получить профессиональные заболевания (переиграть руки у пианиста, перенапрячь голосовые связки у певца).
Один из знакомых Рахманинова вспоминал: «Удивительно как человек, который час назад едва мог двигаться в своем номере отеля в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с таким подъемом и вдохновением».
Дирижер Г.Караян: «Однажды во время концерта у меня пошел почечный камень, и я почувствовал это только после выступления. Обычно ощущаешь такие боли, что просто катаешься по полу».
В наших действиях, чувствах, мыслях присутствует внутренний ритм. Он схож с музыкальным ритмом, поэтому музыка способна пробуждать в слушателе жизнелюбие, вдохновение и душевное равновесие.
Музыкальная терапия – веками апробированный способ лечения некоторых заболеваний, связанных с умственной и эмоциональной деятельностью.
Пифагор исцелил многие заболевания музыкой, которую сам сочинял. Пифагорейцы начинали и завершали каждый день песнопением. Утренние песни предназначались для пробуждения разума, вечерние должны были располагать к отдыху и сну. Тысячи лет матери убаюкивают своих детей колыбельными.
Современные методики обучения предусматривают использование различных элементов музыки барокко, характерной своей причудливостью, поскольку она увеличивает способность разума принимать и усваивать информацию.
Исследователи обнаружили, что медленные пассажи из произведений Баха, Вивальди, Генделя обладает идеальным ритмом (60 ударов в минуту), замедляющий пульс, расслабляющим организм и приводящим разум в состоянии гармонии. Сводится на нет напряжение и утомляемость.
«В молодости Антон Рубинштейн отправился в Америку в свое первое концертное турне. После нескольких бессонных ночей и приступов морской болезни он решил прогуляться по палубе. Но двери на неё были закрыты, и он пошел в салон поиграть на пианино. Во время игры Рубинштейн обнаружил, что при ритмической мелодии его дыхание «подстраивается» под музыкальный ритм и его болезненные ощущения исчезают. Он решил не выходить из салона и продолжать игру. Еду ему приносили прямо в салон. Вскоре и другие пассажиры страдавшие от качки, заполнили салон, чтобы послушать игру Рубинштейна. Все были едины в ощущениях: от звуков музыки им сразу становилось легче».
Таким образом – музыка способна оказывать глубочайшее воздействие на человеческий организм. С её помощью можно превозмочь простуду, снять нервное напряжение, поднять тонус. Нужно только найти подходящий ритм, который будет совпадать с ритмом организма. Музыкальная терапия – это целая тема для еще одной работы.
В завершении хотелось бы назвать 10 заповедей творческой личности (по Полю Вайнцвайгу):
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой вклад в общее дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.