Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся
На протяжении столетий люди стремились представить информацию в удобной и легко воспринимаемой форме, и интеллект-карты — это один из ярких примеров такого стремления.
«Ментальные схемы — это ключ к открытиям в обучении, они превращают хаос знаний в упорядоченную систему.»
— А.С. Ларин, 1956–2020, российский педагог, методист, автор образовательных пособий.
Метод ментальных карт - Интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Так же встречаются и другие переводы Mind-maps: Ментальные карты, Карты ума, Мыслительные карты, Карты мышления и т.д.
В основе идеи ментальной карты лежит методика сворачивания текста, когда большой текстовый материал представляется в сжатом виде. Такой формат преподнесения информации был разработан и использован на практике в учреждениях образования, что показало хороший результат: учащиеся самостоятельно начали составлять, применять и разбирать ментальные карты, что послужило как повторению, так и закреплению учебного материала, а также помогло его систематизации.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Принципы создания ментальных карт основываются на использовании ассоциаций и образов, что позволяет максимально эффективно структурировать и запоминать информацию. Этот подход опирается на особенности работы человеческого мозга, который лучше воспринимает и запоминает визуальные и ассоциативные данные. Рассмотрим более подробно, как используются ассоциации и образы при их создании.
Ассоциации играют ключевую роль в создании ментальных объектов. Они помогают связать новые концепты с уже известной информацией, что облегчает понимание и запоминание материала. Ассоциации могут быть разного рода — логическими, тематическими, временными или пространственными.
Очень удобно использовать данный метод при изучении физики в 7 классе, где учащиеся могут показать творческое понимание физических процессов и явлений, происходящих в природе и вокруг них.
Например, по теме: "Физика и физические методы изучения природы" . Ученикам на первых уроках дается определение "физика"- центр ментальной карты. Их задача: изобразить карту, в которой показано все то, что связывает их со словом физика.
Данная технология считается очень эффективной в развивающем обучении по ряду причин:
позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
все приобретенные знания учеников сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;
Таким образом, процесс построения интеллект-карт делает обучение в школе творческим и увлекательным, позволяя каждому ученику проявить самостоятельность и инициативу, умения анализировать, сравнивать, находить правильные способы решения поставленной задачи, что является очень важной составляющей в развивающем обучении.