Образы песен зарубежных композиторов
Искусство прекрасного пения
- Голос, голос,
- Кто тебя не слышит,
- Тот без крыльев на земле живет:
- Кажется, что это небо дышит,
- Кажется, что даль тебя зовет…
- В.Семернин
Бельканто
- БЕЛЬКАНТО –в переводе с итальянского означает красивое, прекрасное пение. Так же называют всякое виртуозное исполнение певца –мастера , которое доставляет эстетическое наслаждение.
- Родиной Бельканто является Италия.
Вокал – искусство пения Романс – музыкальное произведение, жанр камерной музыки, предназначенной для исполнения перед небольшой аудиторией. Романс исполняется сольно и имеет аккомпанемент. Песня – жанр вокальной музыки, имеет запев и припев. Вокализ – пение без слов на гласные звуки.
Италия
Все дороги ведут в Рим. Рим – столица Италии . Об этом городе можно рассказывать бесконечно, его история, как и история его основания известна всем со школьных уроков истории. С древних времен Рим называют Вечным городом. Город, в который ведут все дороги, город на семи холмах, все это Рим - город Италии с многовековой историей. Все прошлое нынешней Италии сплелось в нем, от времени становления Римской Империи, до наших дней. Трудно сосчитать все памятники, храмы, арены, трудно понять величие Рима, но можно понять его величие и осознать всю его красоту. Некоторые люди говорят, что нельзя понять Италии, не побывав в ее сердце, в Риме.Но мы сегодня мысленно представимся, что мы находимся в Италии. Будем знакомиться с произведениями и композиторами Итальянской музыки.
ИТАЛИЯ РИМ
Столица страны, самый крупный в Италии и один из древнейших городов мира, Рим - основан, по преданию, в 753 году до нашей эры.
В его пределах расположен город–государство Ватикан — резиденция Папы Римского, главы католической церкви
,
Флоренция
В просторной котловине, в окружении пологих холмов по обоим берегам реки Арно раскинулась Флоренция.
Город был основан этрусками, затем завоеван римлянами.
Сохранилось немало узких средневековых улиц с домами–крепостями,
но все же преобладают памятники архитектуры Возрождения — эпохи его наивысшего расцвета.
Сокровищами искусства и памятниками многовековой истории Флоренция
ВЕНЕЦИЯ
- Самый знаменитый город восточной части Севера Италии.
- Этот город–сон описан в произведениях Байрона,
- Гете, Казановы, Тургенева, Хемингуэя.
- Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться с духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой ее музыки, пения .
- Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии.
Феликс Мендельсон
МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи,
имевшей в то время значительное состояние и общественное положение. На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и его сестры Фанни обратила внимание их мать Леа.
Она сначала и была первым учителем музыки своих одаренных детей. Когда она перешагнула пределы своих материнских возможностей, то отдала их на попечение Людвига Бергера, выдающегося пианиста и композитора. Семилетний Феликс делал такие успехи, что уже через три года праздновал свою первую победу на одном публичном частном концерте. Одновременно он с особым усердием учился играть на альте, который позже стал его любимым инструментом.
Франц Петер Шуберт
Шуберт Франц Петер (1797-1828)
Франц-Петер ШУБЕРТ Шуберт (Франц-Петер Schubert)
знаменитый композитор. Род. в Вене 31 января 1797 ум. там же 19 ноября 1828 г.
Богато одаренная музыкальная натура Ш. сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Ш. жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена
БАРКАРОЛА
- БАРКАРОЛА
- Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные.
Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.
Романс "Венецианская ночь"
Романс "Венецианская ночь" можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки - зрелого художника - здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и "сладостных напевов" Италии. Романс написан на стихи замечательного поэта И. Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался А. Пушкин.
Н.Римского-Корсакова
Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 ) в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи .
Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков ( 1784 — 1862 ) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.
САДКО - oпера-былина в семи картинах
Николая Андреевича Римского-Корсакова
на либретто композитора и В.И.Бельского,
основанное на старинных русских былинах.
- Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором
- «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Опера "Садко". Картина 4. Песня Веденецкого гостя
Последним свою песню поет Веденецкий гость, то есть гость из Венеции:
«Город каменный, городам всем мать, славный Веденец».
Народ комментирует его рассказ: «Вороти, Садко, в славный Веденец». В мнении народа Веденец (Венеция) побеждает.
Эта сцена, в особенности три песни иноземных гостей - самые популярные страницы оперы.
И хотя эти песни звучат в сольных концертах басов, теноров и баритонов,
являясь часто гвоздем их программ,
наибольшее впечатление они производят в опере,
когда - ярко индивидуализированные и необычайно эффектные - эти персонажи, вступая в состязание, сменяют друг друга.
Андриано Челентано
- Родился он 6 января 1938 года на севере Милана в рабочих кварталах, а точнее на улице Глюк,
- в семье бедных апулийских крестьян. Они приехали с юга в поисках работы и удачи. Семья была дружной и очень музыкальной. Пожалуй, Адриано увлекался музыкой менее других, - гораздо более интересной казалось ему, подростку, профессия часовщика, которой он овладел, работая в мастерской своего дяди. Незакончив школу, Адриано с 12 лет начал работать подмастерьем в часовой мастерской и, возможно, остановил бы свой выбор на профессии часовщика, если бы не успех, выпавший на его долю в любтельском спектакле-водевиле,
- где Адриано покорил зрителей уморительным пародированием молодого в те годы певца Луи Прима, на которого был внешне похож. Его начали приглашать на самодеятельные конкурсы, и в 1950 году он исполнил два своих первых "шлягера".
- Это время рок-н-ролла и Челентано как и многие другие начал подражать мастерам этого направления, таким как Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис. Он поёт песенки из их репертуара, подыгравая себе на гитаре.
- В 1954 году Челентано уже сам сочиняет и исполняет свои песни,
- а в 1955 году его приятель Микеле дель Прете (Miki del Prete) приносит ему свои стихи. С этого момента они постоянно вместе работают.