Использование дидактических игр и упражнений в формировании логического мышления
.
По словам В.А. Сухомлинского: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Логическое мышление - это мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр , реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания...
Дидактическое упражнение - одно из составляющих учебного процесса.
Это такой вид упражнений, цель которых обучение, оно содержит в себе выполнение одной задачи или одного действия.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин :
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки) .
Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания , преимущественно непроизвольным развитием памяти , преобладанием наглядно-образного типа мышления .
Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей
Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Развитие и формирование логического Мышления может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
Работа над темой приводит к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация . Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.
В своей работе используя игры на развития логического мышления, прежде всего ребенка нужно научить выделять внешние свойства предмета, потом – внутренние: их функцию назначения родовую принадлежность. Поэтому для мыслительных операций проводим такие игры и упражнения: «Найди-ка», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Магазин», «Как исправить ошибку?».
кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
Дидактические игры
1. Настольно - печатные
2. Словесные
3. Игры с предметами
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей, знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Лабиринты
Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.
В уголке математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу:
-помочь белке найти свое гнездо;
- девочке выйти из леса;
- Хрюше пройти по лабиринту к Степашке…
Логические концовки: • Если стол выше стула, то стул…(ниже стола) • Если два больше одного, то один…(меньше двух) • Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши) • Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки) • Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры) • Если правая рука справа, то левая…(слева)
Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.
- Сложность загадки зависит от того, насколько знаком ребенку «засекреченный» объект.
Использую загадки в форме вечер – загадок, в специально – организованной деятельности, как организационный момент, в индивидуальной работе. Дети с удовольствием находят ответы, рассуждают, доказывают правильность ответа, сами придумывают загадки.
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
.
Ребусы, кроссворды.
В подготовительной к школе группы с детьми использовала ребусы и кроссворды. Эти игры знакомят с увлекательным занятием. Игры рассчитаны на детей умеющих читать. Перед тем как разгадывать ребус надо объяснить ребенку, что ребус – это загадка, написанная с помощью нарисованных предметов. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нем.
.
Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием - "Найди столько же!", "Разложи по порядку!" и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег: "Найди свой домик!", "Автомобили и гаражи". Они дают детям двигательную разрядку.
Овладение формами мышления способствует умственному развитию необходимого для перехода к школьному обучению.
.
Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием - "Найди столько же!", "Разложи по порядку!" и др. В конце занятия часто проводятся подвижные игры, включающие ходьбу и бег: "Найди свой домик!", "Автомобили и гаражи". Они дают детям двигательную разрядку.
Отбирая игры, воспитатель исходит из того:
Какие программные задачи он будет решать с их помощью
Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях
Как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности
Тренировать сенсорный опыт
какие программные задачи он будет решать с их помощью,
Можно сделать вывод - что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показывает свою эффективность, когда широко используется возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных.
Игры позволяют организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления.
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.