Использование игровых технологий в ДОО для формирования языковой картины мира детей
Выполнила: учитель-логопед
Голдина Л.Е.
Игровые технологии
- игры-превращения;
- игры-имитации;
- игры в парах;
- подвижные игры;
- специальная дыхательная гимнастика.
Игры-превращения
Дети представляют себя в определенном образе и выражают своё состояние в пластике движений.
Например, «превращаясь» в капельки воды в туче, готовой пролиться на землю и напитать её своей влагой, дети определяют по своим ощущениям шарообразную форму капли, чувствуют, как её тянет к земле (сказка «Снегурочка»).
Игры-превращения
Темы игр-превращений могут быть и такими:
- «Как вставало солнышко»
- «Как девочка ходила по лесу и собирала ягоды, встречая разных зверюшек»,
- «Как я сажал семечко, ухаживал за растеньицем, и расцвел цветок»
От педагога требуется не только владение ёмким образным словом, но и способность эмоционально донести те ощущения, которые это слово несёт в себе.
Игры-имитации
Игры-имитации включают биоактивные точки и зоны, развивают гибкость.
Например, «Кошечка». Имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается» (не в статике, как в йоге, а в динамике, в движении). Как его опыт, они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно.
Игры-имитации
Игры-имитации могут проводиться в форме иллюстрации движением любого двигательного действия и задания: отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений, отдельных трудовых действий (рубим дрова, замешиваем тесто, заводим мотор, едем на машине) и пр..
В силе языка дети убеждаются после выполнения упражнения с самыми простыми и привычными всем словами «ДА» и «НЕТ».
В упражнении задействован шейный отдел позвоночника, отвечающий за речь. Как вы помните из сказки «Каша из топора», хозяйка на все просьбы солдата дать продукты для каши отвечала «нет». И только солдатская хитрость помогла ей ответить да.
Игры в парах
Способствуют возникновению контакта и доверия между детьми.
Стараясь регулировать свои движения, детям необходимо подстраивать свой ритм под другого.
Игры в парах
Игра на развитие координации движений, ориентировки в пространстве «Слепой и поводырь» по сказке «Семь Симеонов» (6-7 лет). Двигательный образ – …Симеон играет, сам по саду идёт, а Елена Прекрасная за ним вослед».
«Зеркало» – в парах ведомый повторяет движения тела, мимику лица ведущего.
Подвижные игры
Являются активной формой сотрудничества всех участников, где каждый играет свою роль. В отличие от игр-превращений, подвижные игры ориентированы на активное движение, тренировку реакции, внимания и скорости, развитие координации движений. Эти игры комбинируются с бегом.
Специальная дыхательная гимнастика
В игровой системе предлагается проводить специальную дыхательную гимнастику с использованием образов сказки, связанных с окружающим миром:
1) сильный длительный выдох (как порыв ветра);
2) сильный краткий выдох (как на свечу);
3) слабый длительный выдох (как на больной палец);
4) слабый краткий выдох (как на пушинку);
5) очень слабый длительный выдох (как на горячую ложку с супом, но чтобы не расплескать).
Специальная дыхательная гимнастика
Показательны в этом отношении сюжетные занятия для детей 5-6 лет по сказкам «Волшебная водица», «Крылатый, мохнатый да масляный» (4-5), «Мороз, Солнце и ветер», «Семь Симеонов» (6-7).