В.А.Ткачева
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А.Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.Использование информационных технологий на уроках в начальной школе
Основная идея применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: интеграция различных предметных областей; модернизация традиционной системы предметного обучения; накопление образовательных ресурсов; освоение учителем современных информационных технологий; организация личностно-ориентированного обучения; творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи: развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; воспитание системно и аналитически мыслящих людей; формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей; формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Использование компьютера в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, дающих возможность интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшиеся ранее проблемы, например: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков. На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала, специально разработанные компьютерные обучающие программы.
2. Основные направления информатизации начального образования
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям: использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения; проведение урока с использованием информационных технологий. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Таким образом, применение компьютера в начальной школе позволяет решить ряд проблем в обучении. Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижение класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроках компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
3. Достоинства использования ИКТ
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков: у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.
Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:
технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Внедрение ИКТ в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам. 2. Работа с Интернет ресурсами.
3. Использование готовых обучающих программ.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
ИКТ технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы урока.
2. При объяснении нового материала.
3. При отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, ребусы, компьютерные игры, печатный, раздаточный материал, печатный иллюстративный материал.
4. Для самостоятельной работы учащихся.
5. Для контроля знаний учащихся.
Использование данной технологии позволяет:
- Значительно сэкономить время на уроке.
- Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
-Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
- Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
- Повысить качество усвоения материала.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме.
Применение ИКТ позволяет учителю:
- Отойти от традиционной формы проведения урока.
- Развивать активно-деятельные формы обучения за счет интерактивности программы.
- Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся.
Использование ИКТ позволяет ученику:
- проводить исследования, закреплять полученные знания;
- формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
- работать в индивидуальном темпе;
- осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и т. д.
Рисунок 1 – Использование ИКТ обучающимися на уроке.
Заключение
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Использование ИКТ на уроках в начальной школе, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.
Список использованных источников:
1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -
3.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4.Интернет ресурсы:
www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html
bestreferat.ru/archives/04/bestref-50404.zip
incd.info/getcont-693-1.html
rusedu.info/Article8.html
majliki.ru/smilies-131.html?start=450