МОЯ ПЕДАГОГИЧСКАЯ ИДЕЯ
Тема плана самообразования: Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников.
Сегодня тема инноваций в школе обсуждается очень активно. И это понятно! Хочется всегда идти в ногу со временем и с современными детьми. Порой это очень сложно, но возможно!
Вообще, что такое инновационные технологии? Согласно определению Педагогического терминологического словаря, инновационные технологии – это набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность (т.е. успешное использование новых идей). Ну, и коль мы говорим о школе, то и технологии эти направлены на то, чтобы учиться нашим детям было легче, интереснее и результативнее.
Так как я работаю первый год по данной теме самообразования, то решила более подробно остановиться пока на одной из более актуальных, по моему мнению, педагогической технологии, приемлемой для начальной школы - это
- Игровая технология. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различное. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал. Проявляют активность, находчивость, сообразительность.
Мы все знаем. Что ребёнок воспринимает окружающий мир, информацию с помощью зрения, слуха, ощупывания предмета, с помощью логических рассуждений, жизненных ситуаций, которые разыгрываются на уроках. Поэтому и урок мы должны строить так, чтобы активны были все каналы информации.
Тут я решила создать для своего личного пользования небольшие методические копилки по основным предметам. В них я собрала интересные, на мой взгляд, дидактические игры и рабочие листы.
При использовании данных разработок я заметила, что
-значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
-урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
-формируется положительная мотивация к обучению;
-развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;
-формируется умение работать в команде
Причём большинство этих игр можно использовать как при индивидуальной работе с учениками, так и при групповой или фронтальной. А это ещё один плюс данной технологии. Рабочие листы подходят, конечно, не всем. Дети, которые плохо читают пока, справляются с ними не совсем хорошо. А вот дидактические игры, очень хорошо подходят для них, особенно при индивидуальной работе с такими детьми.
Применять их можно и на различных этапах урока. Я чаще ими пользуюсь на этапе закрепления полученных знаний или актуализация знаний.
Также каждый год я провожу конкурс каллиграфии. В прошлом году он был посвящён дню космонавтики, а в этом году не привязан к конкретному празднику, но тем не менее будет проходить в мае. В такой игровой форме дети стараются писать красивым почерком, хотят написать лучше других. После проверки я их поощряю грамотами. Хочу сделать это маленькой традицией в конце каждой четверти.
На уроках математики часто проводим минутку решения примеров на большее количество. Т.е. кто больше решит ПРАВИЛЬНО примеров за 1 минуту. Тут у них появляется стимул обогнать всех. За лучшие результаты ставлю оценки в журнал.
Недавно заметила, что моим детям нравятся филворды. Решила им давать филворды со словарными словами. И провели 4х дневный марафон, за 5 минут находили словарные слова. За лучшие результаты выставила оценки в журнал. И заодно развивали орфографическую зоркость.
Также стараюсь использовать на уроках карточки с заданиями, но чтобы они стали более интересными нахожу с небольшими раскрасками. Те, кто выполняет вперёд, успевают раскрасить. А другие после проверки.
Не так давно стали изучать таблицу умножения. И нашла интересную игру для перемены «Три в ряд». Дети кидают два кубика. Выпавшие числа нужно перемножить и найти сумму получившегося числа на рабочем листе, специально распечатанном. Кто соединяет три цифры- выигрывает. Игра на любителя, но первое время играли всем классом.
Можно использовать на уроке самые различные игры, рабочие листы. Тем более в настоящее время это сейчас так всё доступно на просторах интернета. Я подписана на большое количество учителей-блогеров. Там такой поток полезной информации, что хочется успеть всё и сразу.
Но ценность дидактической игры или всех этих заданий я определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.