Межрегиональный конкурс исследовательских и творческих проектов
«Моя малая родина: лица, история, факты»
Исследовательский проект
Имена моих друзей
Авторы: Басанов Очир,
Санзыров Александр,
Цебеков Дольган
учащиеся 4 класса
МКОУ «УСНГ им.О.Д.Мукаевой»
с.Ульдючины, Приютненский район,
Республика Калмыкия
Руководитель: Окнеева З.Е.,
учитель начальных классов
Ульдючины
2021
Содержание
Введение --------------------------------------------------------------------------2
Основная часть
1.1. Наука Ономастика--------------------------------------------------------3
1.2. Социологические исследования имён начальной гимназии ------4
1.3. Значение имен нашего класса------------------------------------------7
1.4. Это интересно-------------------------------------------------------------8
2. Заключение----------------------------------------------------------------11
3. Приложения---------------------------------------------------------------12
Введение
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с малой Родиной - Калмыкия и большой многонациональной Родиной - Россия.
1.1. Наука Ономастика
Наши предки относились к выбору имени очень бережно. Они верили, что оно обладает определённой таинственной силой, которая может человеку помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет здоровым, красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
(см. Приложение 1)
1.2. Социологические исследования имён начальной гимназии
Мы провели социологическое исследование имён девочек и мальчиков начального звена нашей гимназии. В этой работе нам помогали наши одноклассники, родители. Спасибо им за это.
Мы начали с того, что Очир узнал, сколько обучающихся в каждом классе начального звена. Нас 36 человек. В первом классе учится 11 ребят, во втором- 7 человек, в третьем- 9 учащихся, а нас в четвертом классе обучается 9 девочек и мальчиков.
Дольган опросил на перемене ребят и записал все имена мальчиков 1-4 классов.
(см. Приложение 2)
Саша же опросил всех девочек начального звена и записал их имена.
(см. Приложение 2)
По частоте употребления имена распределились таким образом: у мальчиков самыми распространенными были имена- Алдар и Тимур. Имена Дарина, Даяна и Кермен были популярны у наших девочек.
Собрав всех ребят нашего класса, мы зачитали все собранные имена учащихся начального звена и попросили назвать редкие на их взгляд имена. Ими оказались следующие имена: Оюна, Данара, Эльгена, Джалсан, Аюка, Араш, Цецен.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе –собственное имя.
Чтобы выяснить самые интересные имена мы решили, что девочки будут выбирать имена мальчиков, а мальчики имена девочек.
Интересные имена по мнению нашего класса: Оюна, Эркина и Эльгена у девочек. А у мальчиков выбрали: Аюка, Араш, Арлтан.
Имена всех ребят мы распределили по национальному признаку. Получилось, что все наши имена можно разделить на калмыцкие, русские и других народов. (см. Приложение 3)
У нас получилось, что у 21 человека имена калмыцкие, у 6 ребят имена русского происхождения. У Динары из 3 класса имя - мусульманское, а у Джалсана из 2 класса имя- тибетское.
1.3. Значение имен нашего класса
Посовещавшись, мы решили узнать значение некоторых имён, которые выбрали по жребию. Очир узнал из сети интернет, что означают имена девочек: Кермен, Елизавета, Айса, Вероника. А Дольган - значение имён мальчиков: Эрдня, Джалсан, Алдар, Баатр.
Значение имён девочек:
- Кермен- Кермн, калмыцкое имя, означает белка.
- Елизавета- имя, имеющее древнееврейское происхождение. Буквально его можно перевести, как «почитающая Бога» или «приносящая клятву Богу».
- Айса- Айс, калмыцкое имя, означает мелодия, мотив.
- Вероника в переводе означает «Несущая победу»
Значение имён мальчиков:
- Эрдня- Эрднь, калмыцкое имя, означает драгоценность, сокровище.
- Джалсан- тибетское имя, означает знак или символ победы.
- Алдар- Алдр, калмыцкое имя, означает слава, известность, великий.
- Баатр- калмыцкое имя, означает богатырь, герой.
Когда мы разбирали и рассказывали ребятам все наши данные по поискам, Ваня вдруг сказал, что его назвали в честь дедушки. Чтобы он, как и аава (дедушка), вырос веселым, добрым и трудолюбивым человеком. Это было интересно. И мы решили узнать, почему нам всем, ребятам нашего класса, дали именно это имя. Вот что мы рассказали:
Иван- назван в честь дедушки Мучкаева Ивана, чтобы вырос таким же трудолюбивым, добрым человеком.
Алтана- названа в честь прабабушки Саранкаевой Алтн, красивой, доброй рукодельницей.
Баатр- назвала тетя по отцу. Ей нравилось это имя, чтоб племянник вырос богатырем, сильным, настоящим мужчиной. Айса- имя выбрано в хуруле, ламой.
Александр- было много предложений, как назвать новорожденного мальчика. Решили бросить жребий. Имя Александр предложил дядя по отцу. А могли назвать Андреем или Вадимом.
Вероника- имя дано в честь (Веры) родственницы папы, а для маленькой девочки получилось Вероника.
Алдар- имя было выбрано в хуруле, после прочитанной ламой молитвы.
Эрдем- назвала мама, ей очень нравилось это имя, чтобы сын стал мастером на все руки.
Арлтан- назвала мама, понравилось это имя.
1.4. Это интересно
На классном часе обсуждали, как мы ведем работу, какие трудности у нас возникли. Мы называли разные имена, и наша учительница рассказала, что когда они были совсем маленькими, дразнили друг друга веселыми стишками, такими как:
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
И мы решили выписать веселые дразнилки на некоторые имена, но на те, которых нет среди наших ребят, чтобы не было обидно:
Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Аннушка – сердце!
Свари уху с перцем,
А я приду с хлебцем.
Борька — Борис
На ниточке повис!
Ниточка трещит,
А Боречка пищит!
Валя, Валя, Валентина,
Нарисована картина.
Также мы решили подготовить сообщения по нашей исследовательской работе. Вот что нам рассказал Дольган, он искал материал в сети Интернет:
«Начнем с простого и интересного… Полезно рассказать всем, как и почему появились у людей имена. В далекие времена, когда люди жили племенами, чтобы отличать друг друга, стали придумывать имена– клички. Как правило, такие имена отражали какое-то главное достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и др. Называя так человека, люди как бы давали ему еще и характеристику, которую он должен был подтверждать в течение жизни, поэтому имя он получал не сразу после рождения. У отдельных народов через полгода, а то и более.
По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче– так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали родители, часто еще задолго до рождения ребенка. У одних народов мальчика было принято называть именем дедушки, а девочку– именем бабушки. Но придумывая имя своему ребенку, родители старались, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели видеть своего ребенка. Ведь и сегодня каждое имя что-то означает. Например, Виктор– это Победитель, а София– Мудрая».
Очир беседовал со своей наhц ээджей (бабушкой по маминой линии) и аавой (дедушкой по папиной линии). Вот его сообщение:
«Наречение именем (нер авлhн, нер өглhн) являлось одним из самых знаменательных событий в жизни ребенка. По представлению калмыков имена играли важную роль в жизни человека. Считалось, что от удачного выбора имени зависит все будущее ребенка, его судьба.
Имя давали после того, как отпадет пуповина. Приглашали зурхачи (астролога) «для указания судьбы новорожденного и назначения ему имени». Также давали имена предков, близких родственников, обычно нарекали именами мудрых и сильных родственников, пользовавшихся большим уважением в роду. Но случалось и так, что имя оказывалось слишком “тяжелым”. При частых болезнях, несчастных случаях, порче, сглазе и т.д. для ребенка изготавливались амулеты– обереги. А порой даже лама мог поменять имя.
Например, ребенку дали имя умершего деда. Мальчик стал болеть, слабеть. В хуруле имя ребенка поменяли, и тот постепенно стал чувствовать себя лучше. Может это просто совпадение, а может действительно помогло смена имени».
Заключение
Имя- это не просто слово. За каждым именем стоит человек. О каждом имени можно говорить много, как и о самом человеке. Задумайтесь, почему вас так назвали?
Если вы знаете что – нибудь о своей фамилии и именах членов вашей семьи, расскажите ребенку. Такие познания расширят его кругозор, дадут пищу для размышлений.
Приложение 1
Таблица 1. Ономастика
Приложение 2
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Имена мальчиков | Эрдня Алдар Цецен Владимир Аюка Тимур Евгений | Джалсан Араш Кирсан | Байр Алдар Тимур Бадма | Иван Баатр Алдар Александр Эрдем Арлтан |
Таблица 2. Имена мальчиков
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Имена девочек | Оюна Дарина Эльгена Кермен | Елизавета Даяна Дарина Кермен | Даяна Эркина Динара Саглара Дарина | Вероника Айса Алтана |
Таблица 3. Имена девочек
Приложение 3
Калмыцкие | Русские | Других народов |
Эрдня | Алтана | Саглара | Айса | Владимир | Александр | Динара Джалсан |
Цецен | Кирсан | Эрдем |
Аюка | Эркина | Арлтан | Баатр | Евгений | Елизавета |
Тимур | Дарина | Алдар |
Бадма | Кермен | Даяна | Байр | Иван | Вероника |
Оюна | Эльгена | Араш |
Таблица 6. Распределение имен по национальному признаку
10