Выполнила: Черноусова Ксения
Руководитель:Черноусова Н.И
Содержание
Введение_____________________________________________________стр.3
Глава 1. Биография Малаховой Раисы Михайловны ____________ стр. 4-5
1.2 Руководитель народного фольклора села Казацкое______________стр 5-6
1.3 Мастерица из глубинки______________________________________стр.6-8
Заключение____________________________________________________стр.9
Библиографический список______________________________________стр.10
Приложения________________________________________________стр.11-23
Введение
Тема моей исследовательской работы – «Гордость нашего села».
Данная тема актуальна. Культуру России невозможно представить себе без русских национальных традиций, которые раскрывают истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории. Издревле народные художественные традиции определяли нормы поведения в социуме, моделировали взаимоотношения разных поколений, помогали формировать ценности и идеалы личности.
Цель исследовательской работы - осветить основные эпизоды жизни исполнительницы русских народных песен, мастерицы тряпичных кукол Малаховой Рисы Михайловны и тем самым сохранить для будущего поколения культурные традиции нашего села.
В соответствии с данной целью мною были определены следующие задачи:
- изучить и систематизировать имеющиеся данные местных художественных традиций;
- на основании воспоминания Малаховой Раисы Михайловны рассказать об изготовлении тряпичных кукол в народном костюме Белгородской области.
Методической и теоретической основой работы послужила совокупность общенаучных методов, принципов познания. В работе применялся системный подход к анализу деятельности Малаховой Раисы Михайловны – песенницы, мастерицы из глубинки, сохранявшей художественные традиции села; изучение опубликованных и неопубликованных материалов, их анализ, изучение личных фондов, их сравнительно – обобщающий анализ.
Научная новизна исследования заключается в том, что изученный материал был систематизирован, обобщён, дополнен самостоятельным изучением данной темы.
При проведении исследования по данной теме мною были использованы архивные материалы Малаховой Раисы Михайловны, вырезки из газет «Знамя труда», «Белгородские известия», беседы с мастерицей Малаховой Раисой Михайловной.
Глава 1. Биография Малаховой Раисы Михайловны
Любой край, область, село по–своему неповторимы. В каждом месте – своеобразная природа с присущими только ей красками, музыкой, песнями.
Любовь к родному краю начинается с детства. С раннего возраста у ребёнка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, страной. Корни этого влияния не только в языке, художественной деятельности, но и, прежде всего, в народных песнях, танцах, музыке.
В настоящее время наблюдается возрастающий интерес к народной художественной культуре, к народным традициям, к народным песням. А прививают интерес и любовь к народному творчеству люди, преданные русской песне, идущие много лет «с песней по жизни». Благодаря таким людям русская песня сохраняется, передаётся из поколения в поколение, при этом сохраняются народные традиции. И пока живут и здравствуют в нашем крае самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно–прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной культуры края.
В своей исследовательской работе хочу рассказать о замечательном, талантливом человеке, песеннице, рукодельнице Малаховой Раисе Михайловне, которая в этом году отметила свой 74 год рождения.
Бывший руководитель фольклорного коллектива села Казацкое заслуживает большого уважения. Ведь именно эта русская женщина, песенница, русских народных песен, донесла до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, она сумела воспитать в ребятах национальные традиции.
С уверенностью можно сказать, что большинство детей до сих пор помнят русские народные песни, напетые Раисой Михайловной. Из века в век в нашем селе Казацкое пелись народные песни, и до сих пор эти традиции продолжаются.
Родилась Раиса Михайловна в селе Казацкое Красногвардейского района Белгородской области в простой крестьянской семье в 1940 году.
Мать, Журкина Анна Савельевна, 1896 года рождения - простая крестьянка, большая рукодельница (шила, вязала, пряла, ткала холсты, справляла поневы, вышивала старинные рубахи и многое другое).
Отец, Журкин Михаил Дмитриевич, 1902 года рождения - сапожник-кустарь. Шил обувь на дому (сапоги, чирики, тюники, башмаки, и другую обувь, не только для взрослых, но и для детей).
Раиса Михайловна росла в певческой семье. В семье росли три сестры и брат. Раиса Михайловна - самая младшая. Все семейные дела происходили у нее на глазах. И благодаря этому она выросла, как говорится, всесторонне развитым ребенком. Знала все работы, пела и плясала с детства всем на удивление.
В 1961 году Журкина Раиса Михайловна вышла, замуж сменив фамилию Журкина на Малахову. Родила двоих детей: сына и дочь. В 1980
году осталась вдовой. Двое детей: дочери 17 лет, сыну 13 лет. Жить было нелегко. Нет, не пустое и бессмысленное существование, а жизнь, полная, интересная, значимая. Раисе Михайловне знаком и тяжкий труд, и радость побед, и горечь разочарований, и окрыленность от успехов. И еще материнское счастье. Хороших детей воспитала она, достойных граждан дала своей стране. Татьяна закончила филологический факультет Белгородского педагогического института, преподаёт в Казацкой средней школе. А Виктор успешно окончил Ставропольское высшее авиационное училище, стал лётчиком высокого класса, командиром российской армии. И сын, и дочь имеют семьи. Теперь уже их заботами живет Раиса Михайловна, болеет душой о детях, внуках. Детьми своими ей можно гордиться, хочет, чтоб и внуки не подвели. Еще больше всем на удивление в свои пятьдесят лет жизни Раиса Михайловна окончила училище Культуры города Белгорода.1
1.2 Руководитель народного фольклора села Казацкое
С 1985 года Раиса Михайловна работала руководителем Казацкого народного фольклорного хора, в состав которого входили взрослые и дети. Задумка была – научить молодых людей исполнению старинных песен, приобщить к этому детей.(приложение 1)
Первые её шаги были проложены в школу, где учителя помогли отобрать наиболее способных учащихся. Несмотря на то, что у ребятишек хорошие голоса, слух, научить их петь старинные песни нелегко. Раиса Михайловна рассказывала содержание той или иной песни, просила детей запоминать слова, затем напевала мелодию.
Русская народная песня... Для Раисы Малаховой она стала и опорой в жизни, и предсказала ей судьбу, с которой связала навеки. Горькая женская доля не обошла ее стороной, но в душе этой жизнелюбивой женщины не погас огонек, не
иссякла любовь к песне, которую вечерами при лучине пела ее мама.
Очень часто приезжали специалисты по фольклору, но не просто из любопытства, они удивлены и обрадованы тем, как на нашей Белгородчине хранят и пропагандируют народное творчество. Рассматривали самобытные костюмы наших исполнителей, отметили, что сейчас уже редко можно встретить настоящие старинные уборы, не сшитые псевдофольклорные сарафаны, а подлинные, сохранившиеся в бабушкиных сундуках комплекты праздничной народной одежды.2
Фольклорная традиция края включает в себя и жизнь народной одежды. Это оригинальное, яркое, красочное зрелище, уходящее в глубь веков, не мыслится вне связи с народной песней, танцем, социально-бытовым укладом и хозяйственной деятельностью предков. Русский народный костюм - это живая история, поэтическое предание, в котором оживает значительный и мудрый язык старинного орнамента.
Раиса Михайловна - неординарный творческий человек, она не только была руководителем фольклора, но ещё она занималась интереснейшим делом – изготовлением русских народных костюмов, а в частности – нагрудных
__________________________________________________________________________________________________________________1. Записано со слов бывшего руководителя народного фольклора села Казацкое Малаховой Раисы Михайловны
2. Семейный архив Малаховой Раисы Михайловны
украшений и головных уборов.
Особенно торжественны были выступления детей в изготовленных своими руками элементах костюмов. Биография казацких артистов обширна. Выходили они на сцену не раз в Подсереденском СДК Алексеевского района, пели и плясали в Губкине и Старом Осколе, были частыми гостями в областном центре. В репертуаре ансамбля песни сел Казацкое, Стрелецкое, Малобыково, Большебыково Красногвардейского района. Песни игровые, в которых принимали участие зрители, песни шуточные, свадебные, протяжные, лирические, народные танцы. В каждой из них воспевалась любовь к родному краю, к природе, обычаям. Где бы ни проходили выступления, артистов везде хорошо встречали. (приложение 1)
Раиса Михайловна заметила, что дети, выступая вместе со взрослыми, перенимают, как добрую эстафету, не только любовь к народному пению, но и интерес к обрядам прошлых времен, к умению носить старинные костюмы. Важно сохранить эту уходящую культуру, оставить потомкам хотя бы ее часть. А для этого необходимо проводить встречи, праздники. Они позволяют не только развернуться талантливой русской душе, но и способствуют росту, совершенствованию традиционной песенной культуры.
Сохраняя и продолжая традиции исконно русские, мы тем самым сохраняем и продолжаем духовную культуру существования и жизнедеятельности русского человека. А самобытное искусство имеет право на сохранение и нуждается в особой поддержке. За свою неугомонную работу Раиса Михайловна награждена неоднократно дипломами, подарками.(приложение3)
1.3 Мастерица из глубинки
Долгие годы Малахова Раиса Михайловна руководила народным фольклорным коллективом села Казацкое. На заслуженный отдых ушла в 2008 году, но по-прежнему трудится. Ее мечта - возродить старинные обычаи и обряды, передать внукам жития прадедов и прабабушек.
В настоящее время является мастером Дома ремёсёл учреждения культуры «Центра народного творчества». Вечерами в своем уютном и гостеприимном доме Раиса Михайловна всегда при работе, занимается изготовлением тряпичных кукол в народном костюме Белгородской области, радуется, когда дело в ее руках спорится, это не только её работа, но и увлечение для души. В селе её ровесники проводят время у телеэкрана, а она живёт полноценно, следуя золотому правилу, проверенному временем: «Всё в наших руках, потому их нельзя опускать».3
Когда на сельской улице наступают сумерки, в окнах дома Раисы Михайловны светится огонёк. Она сидит за работой. Её теплый голос тихо ведёт песню «Ой, да, мил уехал, милый далеко. Ой, да кабы знала, крылышки б взяла бы и полетела к милому туда…». Она не только хорошая актриса, которая в кукольной семье играет роль, отведённую ей судьбой, она талантливая мастерица и хранительница народных традиций родного края.
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения.
__________________________________________________________________________________________________________________3. Записано со слов жительницы села Казацкое Малаховой Раисы Михайловны
Всегда дети любили игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский покой.
В России тряпичная кукла была широко распространена, любима и почитаема взрослыми и детьми всех сословий. С куклой играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности и разнообразию, она бытовала во всех губерниях. В каждом уезде её делали с учётом местной художественной традиции, наличия определённого набора тканей и украшений. По наряду куклы можно определить её «место рождения».
В быту русской деревни наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Куклы были простейшим изображением женской фигуры: это кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно коса. Одежда куклы точно копировала крестьянский наряд. Делались куклы с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. К куклам относились с любовью, не разбрасывали по избе, наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить ребенку. Безликая кукла являлась партнёром детям в игре, заставляла понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.
Куклу дарили на именины детям. Она принимала участие во многих традиционных, обрядовых праздниках.4
Раиса Михайловна рассказывала о себе так легко и трудно. Казалось, что может быть проще, чем рассказать о том, чем занимаешься, чему посвящаешь свою жизнь, с чего всё началось и к чему стремишься. Но как же сложно определить ту тончайшую грань, когда хобби перерастает в нечто большее, становится не просто целью, а смыслом твоего бытия. Можно сказать, что она нашла себя в куклах, куклы - это её призвание. Куклы как дети, выращенные, выпестованные, а значит, счастье не только оттого, что они есть – самые умные, самые красивые и талантливые. Это ещё и бессонные ночи, и переживания по поводу и без, и, конечно, бездна терпения, внимания и любви. Может, именно поэтому они – самое дорогое, что есть на свете. Это не просто счастье от их созерцания, это и этнографические экспедиции, сбор информации, и по крупицам воссоздание кукол по рассказам старожилов. А самое главное – тот путь, который привёл её к своим куклам. Хобби стало её работой, а работа стала не повседневной рутиной из обязанностей, а удивительным путешествием, не только открывающим новые горизонты её воображения, но и пополняющим знания об истории, географии, этнографии.
В кукольной «семье» Малаховой около двадцати персонажей из коллекции семейного быта. Есть коллекция «Времена года». Эти куклы – воплощение литературных и сценических образов, деревенского быта. Живут в светлой и уютной горнице дома Раисы Михайловны величественная Хозяйка Медной Горы и восторженная Весняночка, деревенская певунья баба Лукерья с гармонистом дедом Игнатом…(приложение2)
Каждая кукла - индивидуальна. Костюм, украшения, облик особенные, не
_________________________________________________________________________________________________________________4. В.И.Станкевич, М.А.Хамитулина «Тайны старинного ремесла» -Белгород:Константа, 2007.с 54
повторяющиеся ни у одной. За каждой стоит целая история.
Как в руках мастера рождается образ? Это тайна творчества. Воплощается задуманное тоже не просто. Сначала туловище принимает определённую форму. Чтобы кукла задышала, Раиса Михайловна расписывает её лицо, придаёт ему нужное выражение. И самое главное, кукла должна быть одета соответственно образу. И это ещё не всё.
Мастерица изготавливает для персонажа элементы бижутерии, кусочки блёсток. Костюм для куклы приходится каждый раз шить «по фигуре заказчика». Обязательно кукле Раиса Михайловна изготавливала головной убор «сороку». «Сорока» является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. (приложение 2)
А члены кукольной «семьи» Раисы Михайловны – каждая со своим характером, да и роста разного. Вот и приходится ей о них, как о живых, заботиться. Ткани, кружева, бижутерия – всё имеется под рукой мастера. Лоскутки цветной парчи для платья, привозили ей знакомые из ближнего зарубежья, знавшие об увлечении Малаховой
Когда Раиса Михайловна вспоминает о своём босоногом детстве, перед ней встаёт образ её матери Анны Савельевны, которая подавала дочурке на печку тряпичную куклу с чёрными глазами, нарисованными угольком.
Побывав в горнице мастера Раисы Михайловны, я хочу с восхищением сказать о краснощёкой бабе Соне. В здешней округе была такая целительница, она, как будто живая, такими большими глазами смотрела на меня. Она одета в строгий сарафан, который лишь по подолу украшался тоненьким плетёным пояском. А чуть подальше - травяная кукла. По преданию, она лечила от бессонницы. А самая первая кукла Раисы Михайловны, круглолица, краснощёка, на первый взгляд, очень похожа на саму мастерицу.4
Кукольное искусство, может быть, для того и нужно, чтоб в человеческих душах с детских лет не угасал лучик тепла, доброты. Работа с куклой является творческой деятельностью Раисы Михайловны, она воспитывает любовь к народному творчеству, приобщает к истории села и родному краю, формирует эстетический вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
В этом году Раиса Михайловна отметила свой юбилей. Годы её уже немолодые, но душой она молода. «Песня идёт с ней по жизни: в труде, радости и печали. А создавать образы Ивана да Марьи помогает ей душа русская».
_________________________________________________________________________________________________________________4. Записано со слов жительницы села Казацкое Малаховой Раисы Михайловны
Заключение
Для написания работы мною были использованы архивные материалы, вырезки из газет «Знамя труда», «Белгородские известия», художественная литература, воспоминания бывшего руководителя фольклора села Казацкое, мастера по изготовлению тряпичных кукол, Малаховой Раисы Михайловны.
В процессе работы я узнала, что именно традиционной тряпичной кукле, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась важная роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни, традиционная тряпичная кукла вводила ребёнка в мир взрослых, готовила к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.
Ещё полвека назад российские дети забавлялись самодельными куклами. В 1960–е годы такие куклы были вытеснены целлулоидными Машами и Дашами, а сегодняшний рынок заполнили заморские изделия – эффектные на первый взгляд, а по сути – безликие, однообразные Барби и Кены.
Хотелось, чтобы наше поколение рассматривало традиционную куклу как незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой реализации и развитию личности ребёнка.
Русская народная кукла настойчиво напоминает нам, что кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы. И что это- то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Была бы этически и духовно здоровая личность, а всё остальное со временем приложится.
Народное искусство, основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Очень хочется, чтобы людей, таких, как Раиса Михайловна, возрождающих народные традиции на деле, было больше, потому что наш родной край был и остаётся живым заповедником традиционной народной культуры во всём многообразии её проявлений, где она имеет глубокие национальные корни.
Библиографический список
1. Воспоминания Малаховой Раисы Михайловны
2. Газета «Знамя труда» 1987 года, статья « Влюблённая в фольклор».
3. Газета «Знамя труда» от 24 апреля 2004 года, № 33, статья « С песней по жизни».
4. Газета «Знамя труда» 2004 год, статья « Возвращая – возрождаем».
5.Газета «Знамя труда» от 30 июля 2008 г., № 61 «Мастерица из глубинки»
6.Газета «Знамя труда» от 7 ноября 2009 г., №91 «Её кукольная семья»
7. Газета «Белгородские известия» от 15 января 2008 г., «Красногвардейская сторонка – частица Родины моей»
8.В.И.Станкевич, М.А. Хамитулина.- Белгород: Константа, 2007. «Тайны старинного ремесла»