СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование 40 часов в год , 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«История России 7 класс»

Календарно-тематическое планирование

История России

7 класс

Тема урока


Тип урока

Элементы содержания

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)


Дата

Домашнее задание


факт

план

1.

Введение

Урок открытия новых знаний

Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий.

Как работать с учебником.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Актуализировать знания по истории России с древнейших времен до нач. XVIв.;

Планировать свою деятельность по изучению истории России XVI- XVII вв.;

Используя историческую карту, актуализировать знания об особенностях геополитического положения России;

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России;

Знакомиться с особенностями учебника;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


05.09

С. 3-5

2.

Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы

Урок открытия новых знаний

Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы;

Раскрывать смысл понятия челобитная;

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века;

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


07.09

§1-2 , с. 6-9, вопросы

3

Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления

Урок открытия новых знаний

Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Скандальный развод.

Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте события внешней политики периода правления Василия III;

Актуализировать знания о соседях России в данных период, о взаимоотношениях с ними в конце XV века;

Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о взаимоотношениях с «осколками» Орды и направлениями внешней политики России);

Высказывать мнение о причинах отмирания удельной системы;

Составлять характеристику Василия III;

Анализировать фрагменты документов в учебнике;

Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


12.09

§1-2, с. 10-15, проект

4

Российское государство и общество: трудности роста

Урок открытия новых знаний

Территория и население.

Особенности социально-экономического развития.

Организация власти.

Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий посад, регент;

Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века;

Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи;

Характеризовать социально-эконоическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника);

Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником);

Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как оно скажется на ходе его правления;

Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


14.09

§3, конт. карта

5

Начало реформ Ивана IV. Избранная рада»

Урок-практикум

Венчание Ивана IV на царство. Восстание

в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор;

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула;

Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV;

Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады;

Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


19.09

§ 4

6

Строительство царства

Урок открытия новых знаний

Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав;

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов;

Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»;

Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.;

Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике);

Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


21.09

§ 5-6

7

Строительство царства

Урок - лабораторная работа

Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Систематизировать материал о реформах Ивана IV на основании учебника и отрывков из документов (закончить составление схемы «Реформы Ивана IV»);

Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, записок иностранцев о России, отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским ) и использовать их для характеристики итогов реформ, для рассказа о положении различных слоев населения России, о политике власти;

Составлять фишбоун;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


26.09

§ 5-6, вопросы, схема

8

Внешняя политика Ивана IV»

Урок-практикум

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.

Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.

Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятия многонациональное государство;

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака;

Выделять основные направления внешней политики России данного периода;

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси;

Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»;

Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири;

Называть причины Ливонской войны (на основе работы с учебником);

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


28.09

§ 7, схема, конт. карта

9.

Опричнина


19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г.

Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор;

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины;

Показывать на карте территорию опричнины и земщины;

Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков;

Анализировать итоги Ливонской войны;

Высказывать мнение о связи событий внешней политики с отменой опричнины;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


03.10

§8-9, конт. карта

10.

Итоги правления Ивана IV

Урок-дискуссия

Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Поражение России в Ливонской войне.

Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах».


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право;

Работать с документом (с. 74), отвечать на вопросы;

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них;

Завершить составление характеристики Ивана IV;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Работать в парах и (или) группах;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


05.10

§8-9, задания

11

Русская культура в XVI веке

Урок открытия новых знаний

Публицистика. Литература. Начало книгопечатания.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика;

Высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси;

Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века;

Высказывать мнение о том, как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


17.10

§ 10, сообщения , проект

12

"Русская культура в XVI веке»


Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись.

Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Высказывать мнение о том, почему главные храмы столицы, построенные в XVI веке, были самыми высокими сооружениями в России и в Москве;

Работать с иллюстрациями и текстом учебника (с. 69-71), заполнять на их основе таблицу в рабочем листе;

Выполнять задания по ленте времени на с. 63 (задание 3 на с. 73);

Объяснять причины развития культуры в XVI веке;

Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений (презентаций, проектов) о памятниках культуры XVI века и их создателях;

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века (используя отрывки из документов);

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


19.10

Подг. к ист. диктанту

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства»

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства»

Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Создание Московского государства»;

Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества;

Осуществлять самооценку и взаимооценку;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.


24.10

Повторить § 1-10

14

Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков

Урок открытия новых знаний

Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова.

Царствование Бориса Годунова




Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество;

Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.;

Объяснять причины кризиса власти;

Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова;

Высказывать мнение о значении учреждения патриаршества на Руси;

Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 82);

Работать с отрывками из сочинений историков (с. 83), отвечать на вопросы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


26.10

§ 11, задания

15

Начало Смуты. Самозванец на престоле

Урок открытия новых знаний

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Воцарение Василия Шуйского


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись;

Называть и объяснять причины Смуты;

Называть хронологические рамки Смуты;

Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян;

Показывать на карте путь Лжедмитрия I;

Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского;

Начать составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


31.10

§ 12, конт. карта

16

Разгар Смуты. Власть и народ

Урок открытия новых знаний

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Лжедмитрий II.

Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Начало патриотического подъема. «Семибоярщина».

Первое ополчение и его неудача

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»;

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения;

Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты;

Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи;

Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Выделять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


02.11

§ 13, конт. карта

17

Окончание Смуты. Новая династия

Урок открытия новых знаний

Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.


Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: ополчение;

Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения;

Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»;

Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу;

Рассказывать об освобождении Москвы;

Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов;

Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником);

Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником);

Раскрывать итоги Смуты;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


07.11

§14, конт. карта

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»;

Высказывать суждения о деятелях Смутного времени;

Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


09.11

с. 110-111, повторить §11-14

19

Социально-экономическое развитие России в XVII веке


Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел.

Возникновение мануфактур.

Торговля. Рост городов

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке;

Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта;

Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия;

Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»;

Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру ремесленную мастерскую;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


14.11

§15, конт. карта

20

Сословия XVII века: «верхи» общества

Урок открытия новых знаний

Бояре и дворяне. Требования дворянства.

Служилые люди «по прибору».

Духовенство

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство;

Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства;

Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;

Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике);

Характеризовать особенности положения духовного сословия;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


16.11

§16, вопросы и задания

21

Сословия XVII века: «низы» общества

Урок открытия новых знаний

Владельческие и черносошные крестьяне.

Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории

городского населения. Экономическая политика

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне;

Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»;

Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян;

Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян;

Выявлять особенности экономической политики первых Романовых;

Высказывать мнение о причинах появления Торгового и Новоторгового уставов, об их значении;

Производить поиск информации для участия в игре «Путешествие по русскому городу XVII века»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


28.11

§ 17, вопросы и задания

22

Государственное устройство России в XVII веке

Урок открытия новых знаний

Образ власти. Боярская дума.

Приказная система. Местное управление. Военная реформа

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: городовой воевода;

Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством;

Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного;

Изучать документы о Боярской думе и приказах (с. 143-144), отвечать на вопросы к документам;

Объяснять, какие изменения произошли в составе и деятельности Боярской думы в XVII веке;

Характеризовать значение сильные и слабые стороны приказной системы;

Выявлять причины реорганизации вооруженных сил;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


30.11

§ 18, вопросы и задания

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век»

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Богатырский век»;

Называть общие черты и особенности XVII века в истории Руси и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


05.12

с. 144-145, повторить § 15-18

24

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

Урок открытия новых знаний

Начало правления Алексея Михайловича.

Соляной бунт и его последствия.

Псковское восстание

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: городские восстания;

Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета;

Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстаия;

Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII века»;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


07.12

§19, конт. карта

25

Формирование абсолютизма

Урок открытия новых знаний

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение.

Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания из Всеобщей истории об особенностях абсолютизма;

Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие;

Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти на протяжении XVII века;

Анализировать текст исторических документов, отвечать на вопросы по документу (с. 161-162);

Составлять характеристику (портрет) царя Алексея Михайловича;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


12.12

§ 20, схема, задания

26

Церковный раскол

Урок открытия новых знаний

Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы;

Называть причины церковной реформы;

Раскрывать сущность и причины конфликта «священства» и «царства»;

Выполнять задания к параграфу (с. 171-172);

Характеризовать личность Никона;

Выполнять проблемные задания;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


14.12

§ 21-22, сообщение

27

Церковный раскол

Урок-практикум

Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 166-173), отвечать на вопросы по их содержанию;

Давать оценку решениям Большого церковного собора 1666-1667 гг.;

Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, опираясь на исторические документы;

Составлять план п. «Гонения на старообрядцев»;

Выполнять проблемные задания;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


19.12

§ 21-22, задания

28

Народный ответ

Урок открытия новых знаний

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт.

Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: казаки, крестьянская война;

Показывать на карте территории, охваченные народными восстаниями;

Выделять и называть причины и последствия народных движений в России XVII века;

Сравнивать Соляной и Медный бунты;

Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»;

Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине);

Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


21.12

§ 23, конт. карта

29

Повторительно-обобщающий урок по теме «Бунташный век»

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация, обобщение и контроль по теме «Бунташный век»

Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Бунташный век»;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.


26.12

с. 182-183, повторить 19-23

30

Внешняя политика России в XVII веке

Урок открытия новых знаний

Международное положение

Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Войны с Османской империей и Крымским ханством.

Отношения с Калмыцким ханством

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: гетман, Рада;

Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке;

Выделять и называть задачи внешней политики России в XVII веке (на основе работы с учебником);

Объяснять, в чём заключалась сложность решения данных задач;

Начать составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России;

Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


28.12

§ 24-25, конт. карта

31

Внешняя политика России в XVII веке

Урок-практикум

Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов;

Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»;

Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию;

Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


09.01

§ 24-25, конт. карта

32

Освоение Сибири и Дальнего Востока

Урок открытия новых знаний

Причины и характер продвижения русских на восток.

Народы Сибири и Дальнего Востока.

Русские первопроходцы.

Взаимоотношения с Китаем

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак;

Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций;

Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке;

Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока;

Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


11.01

§ 26, сообщения

33

Политика Фёдора Алексеевича Романова

Урок открытия новых знаний

Царь Федор Алексеевич.

Реформы органов управления.

Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество;

Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества;

Обсуждать в парах значение отмены местничества;

Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича;

Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


16.01

§ 27, конт.карта

34

Борьба за власть в конце XVII века

Урок открытия новых знаний

Стрелецкое восстание 1682 г.

Правление царевны Софьи.

Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: «хованщина»;

Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе и временной победы царевны Софьи;

Сравнивать порядки Московской Руси в начале XVII века и новшества в различных сферах жизни государства и общества накануне петровских преобразований;

Оценивать политику царевны Софьи;

Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений Петра I на становление его характера;

Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.


19.01

§ 28, вопросы

35

Культура Руси в XVII веке

Урок открытия новых знаний

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна;

Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке;

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке;

Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам;

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


23.01

§ 29, сообщения

36

Мир человека XVII века

Урок открытия новых знаний

Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин.

Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


25.01

§ 30, задания

37

Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ»

Урок повторения, обобщения и контроля

Систематизация, обобщение и контроль по теме «В канун великих реформ»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «В канун великих реформ»;

Называть общие черты и особенности данного периода в истории России и Западной Европы;

Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;

Подводить итоги проектной деятельности;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


30.01

с. 234-235

38

Итоговое повторение и обобщение по теме «История России в XVI-XVII вв.»

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.»

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России в XVI-XVII вв.»;

Выполнять итоговую контрольную работу по теме «в XVI-XVII вв.»;

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок;



01.02

с. 236-238, проекты

39.

Рязанский край в XVI-XVII вв.

Урок открытия новых знаний

Территория ,население Рязанского края. Рязанский край в основных событиях XVI-XVII вв.

Вариант 1. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций об основных событиях истории Рязанского края в XVI-XVII вв., используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Вариант 2. Экскурсия в музей, посещение мест исторических событий.

- Составлять творческие отчеты (презентации) по результатам экскурсии.


05.02

творческие отчеты или сообщения (презентации)

40.

Итоговый урок "Защищаем проекты1

Урок защиты проектов

Защита проектов по теме «Народы России в XVI-XVII веках»

Защищать проекты по теме «Народы России в XVI-XVII веках»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.


08.02

Повторить изуч. материал














1