Итоговая контрольная работа по литературе в 9 классе.
1.Жанр «Слова о полку Игореве»- это:
1) житие;
2) воинская повесть;
3) слово;
4) летопись.
2.Соотнесите произведения и литературные направления:
1) классицизм;
2) сентиментализм;
3) романтизм;
4) реализм.
а) «Бедная Лиза»;
б) «Фелица»;
в) «Ася»;
г) «Светлана».
3.В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллистическая жизнь на лоне природы:
1) классицизм;
2) сентиментализм;
3) романтизм;
4) реализм.
4.Какой жанр не относится к низким жанрам в классицизме:
1) комедия;
2) трагедия;
3) басня;
4) сатира.
5.Назовите главного героя комедии Д.Фонвизина «Недоросль»:
1) Хлестаков;
2) Митрофанушка;
3) Максим Максимыч;
4) Фамусов.
6.Назовите фамилию полковника в комедии Грибоедова «Горе от ума»:
1) Чацкий;
2) Молчалин;
3) Скалозуб;
4) Загорецкий.
7.Назовите имя и отчество Чацкого:
1) Андрей Александрович;
2) Александр Андреевич;
3) Алексей Александрович;
4) Алексей Андреевич.
8.Сколько глав в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина(хотя по замыслу автора-10):
1) 7;
2) 8;
3) 9;
4) 5.
9.Из какой страны вернулся в своё имение герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский:
1) Германия;
2) Италия;
3) Англия;
4) Франция.
10.Каким стихотворным размером написан роман «Евгений Онегин»:
1) анапест;
2) хорей;
3) дактиль;
4) ямб.
11.Чем Татьяна не похожа на Онегина:
1) стремление к одиночеству,желание понять себя;
2) интуиция,проницательность,природный ум;
3) доброе расположение автора;
4) вера в искренность любви.
12.Как называлось имение,в котором провёл своё детство М.Ю.Лермонтов:
1) Лермонтово;
2) Тарханы;
3) Болдино;
4) Михайловское.
13.Какая глава отсутствует в «Герое нашего времени» М.Лермонтова:
1) «Бэла»;
2) «Тамань»;
3) «Фаталист»;
4) «Вернер».
14.Кто является автором критического этюда «Мильон терзаний»:
1) В.Г.Белинский;
2) Н.Г.Чернышевский;
3) А.С.Грибоедов;
4) М.А.Гончаров.
15.Какой эпиграф взят Н.В.Гоголем для комедии «Ревизор»:
«О rus...О Русь!»;
«Береги платье снову,а честь смолоду»;
«На зеркало неча пенять,коли рожа крива»;
«И дым отечества нам сладок и приятен».
16.В какое произведение Н.В.Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»:
«Мёртвые души»;
«Ревизор»;
«Шинель»;
«Нос».
17.как определил Н.В.Гоголь жанр «Мёртвых душ»:
1) роман;
2) поэма;
3) эпопея;
4) повесть.
18.Соотнесите названия произведений и их авторов:
«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет,я не Байрон...»;
«Я пришёл к тебе с приветом...».
а)М.Ю.Лермонтов;
б)Ф.И.Тютчев;
в)Н.А.Некрасов;
г)А.А.Фет.
19.Какое произведение не принадлежит перу И.С.Тургенева:
«Бесприданница»;
«Первая любовь»;
«Отцы и дети»;
«Утро туманное...».
20.Как определил Ф.М.Достоевский жанр «Белых ночей»:
1) повесть;
2) роман;
3) поэма в прозе;
4) сентиментальный роман.
21.Какое произведение не писал А.П.Чехов:
«Крыжовник»;
«Ионыч»;
«Снегурочка»;
«О любви».
22.основоположником какого литературного направления является М.Горький:
1) романтизм;
2) критический реализм;
3) сентиментализм;
4) социалистический реализм.
23.Какое литературное направление появилось раньше Серебряного века:
1) романтизм;
2) акмеизм;
3) символизм;
4) футуризм.
24.Одно из ранних стихотворений В.Маяковского называется:
«Будьте!»;
«Возьмите!»;
«Отстаньте!»;
«Нате!».
25.Какой афоризм не принадлежит одному из героев повести М.Булгакова «Собачье сердце»,профессору Преображенскому:
«Лягушка жены не заменит»;
«Пропал Калабуховский дом»;
«Не читайте советских газет»;
«Разруха в клозетах,а не в головах».
26.Определите тип рифмовки в следующем отрывке:
Скажи мне, ветка Палестины:
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была? (М.Ю. Лермонтов)
1)опоясывающая;
2) перекрёстная;
3) смежная (парная);
4) тройная.
27.Назвать автора рассказа “Матренин двор»:
1) Шолохов;
2) Твардовский;
3) Распутин;
4) Солженицын.
28. Кому из русских писателей принадлежит рассказ «Темные аллеи»:
1) Куприн;
2) Бунин;
3) Горький;
4) Чехов.
29. Автор стихотворения «О, весна без конца и без краю…»
1) Есенин;
2) Цветаева;
3) Блок;
4) Заболоцкий.
30. Автор стихотворений «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный»:
1) Тютчев;
2) Фет;
3) Ахматова;
4) Есенин.
31. Какое произведение Твардовского написано от лица убитого солдата?
1) «Василий Теркин»;
2) «Дом у дороги»;
3) «Весенние строчки»;
4) «Я убит подо Ржевом».
32.По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит:
Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».
1) Плюшкин;
2) Собакевич;
3) Манилов;
4) Коробочка.
33.Что такое метафора?
1)троп, основанный на преувеличении
2) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности
3) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов
4) перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего или схожего для обоих
34. Шариков в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце», став человеком после операции: 1) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду; 2) перенял худшие черты Клима Чугункина; 3) не смог найти свое место в обществе, так как ему не хватало знаний; 4) стал известным музыкантом.
35. Основная тема рассказам А.И. Солженицына «Матренин двор»: 1) месть Фаддея Матрёне; 2) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко; 3) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения 4) деревенская история любви
36. К какому жанру относится произведение У. Шекспира «Гамлет»
1) комедия,
2) трагедия,
драма,
трагикомедия.
Ключ: 1-3. 2-1б,2а,3г,4в. 3-2. 4-2. 5-2. 6-3. 7-2. 8-2. 9-1. 10-4. 11-4. 12-2. 13-4. 14-4. 15-3. 16-1. 17-2. 18-1б,2в,3а,4г. 19-1. 20-4. 21-3. 22-4. 23-1. 24-4. 25-1. 26-2. 27-4. 28-2. 29-3. 30-4. 31-4. 32-3. 33-4. 34-2. 35-3. 36-2.
Спецификация
Назначение контрольной работы – оценить подготовку учащихся 9 классов по литературе за курс 9 класса. Работа состоит из 36 заданий с выбором ответа. Перечень проверяемых умений
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; · знать авторов и содержание изученных художественных произведений; · знать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
знать основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; знать историко-культурный контекст изучаемых произведений;
знать основные теоретико-литературные понятия.
Система оценивания работы За верное выполнение каждого задания учащийся получает 1 балл, за неверное выполнение или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся - 36 баллов
% выполнения | балл | оценка |
Выше 85 | 32-36 | 5 |
61-85 | 22-31 | 4 |
41-60 | 15-21 | 3 |
0-40 | 0-14 | 2 |