Итоговая контрольная работа по русскому языку
за курс 10 класса
Спецификация и кодификатор
1. Назначение работы.
Данная тестовая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 10 класса к ЕГЭ и в целях их перевода в 11 класс.
2. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы.
Содержание материалов итоговой контрольной работы по предмету соответствуют Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
3. Подходы к отбору содержания и структуры.
Данный тест составлен в форме заданий ЕГЭ и проверяет знания учащихся в объёме изученного материала.
4. Характеристика структуры и содержания итогового теста
Тест состоит из 11 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности слов. Задания 1-10 относятся к базовому уровню сложности. Задание 11 относится к повышенному уровню сложности.
Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий.
Распределение заданий по основным содержательным разделам курса
Содержательные разделы | Номер тестовых заданий | Число заданий |
Речь. Текст | 2 | 1 |
Лексика и фразеология | 3, 11 | 2 |
Речь. Нормы орфографии | 6, 7, 8, 9 | 4 |
Речь. Языковые нормы | 1, 4, 5 | 3 |
Морфемика и словообразование | 10 | 1 |
Итого | 11 |
Распределение заданий по проверяемым элементам содержания
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Число заданий | Уровень сложности |
1 1 | Орфоэпические нормы | 1 | Б |
4 2 | Средства связи предложений в тексте | 1 | Б |
5 3 | Определение лексического значения слова | 1 | Б |
6 4 | Лексические нормы (употребление паронимов) | 1 | Б |
7 5 | Морфологические нормы | 1 | Б |
8 6 | Правописание корней | 1 | Б |
10 7 | Правописание приставок | 1 | Б |
12 8 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1 | Б |
14 9 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 | Б |
16 10 | Морфемика и словообразование | 1 | Б |
19 11 | Устойчивые сочетания слов | 1 | П |
Итого: | 10 | |
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания базового уровня учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания повышенной сложности учащийся получает от 0 до 4 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимальное количество первичных баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 24.
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | 2 | 2 | 1 |
2 | таким образом | но | 1 |
3 | 2 | 6 | 1 |
4 | комфортно | поделки | 1 |
5 | шестьюстами | две тысячи четвёртом | 1 |
6 | акклиматизация | дразнящий | 1 |
7 | расхожий, всплыть | безжалостность, неизбежный | 1 |
8 | ужалишь | изменяемый | 1 |
9 | зачастую, насколько | справа, тотчас | 1 |
10 | 3 | 3 | 1 |
11 | Играл первую скрипку Имеет значение Голову даю на отсечение Одержали победу | Играет роль Где собака зарыта Под счастливой звездой Произнёс тост | 4 |
Рекомендации по переводу баллов в оценку
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 7 | 8 - 10 | 11 - 12 | 13 - 14 |
6. Время выполнения работы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 20 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
10 класс
1
Вариант 1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите цифру, соответствующую этому слову.
позвОнит
клАла
нАверх
квАртал
Ответ: ___________________________________________________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 2-3.
(1)Водоросли – главные производители органических веществ в водной среде, однако если в воде их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся рыбам и животным. (2)Многие обитатели подобных водоёмов погибают из-за нехватки кислорода. (3)(…) основной источник пищи для подводной фауны может стать причиной её гибели.
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Например,
Кроме того,
Однако,
Хотя,
Таким образом,
Ответ: ___________________________________________________________________________.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а, муж.
1) Родник, ключ. Горячий И. Минеральный И.
2) То, из чего берётся, черпается что-л. И. повышения доходов. И. просвещения и свободомыслия.
3) Тот, кто даёт, сообщает какие-либо сведения. Сведения из верного И.
4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование (спец.). Древнейший письменный И.
4
Ответ: ___________________________________________________________________________.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и исправьте ошибку.
Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуиции и всегда действует с учётом изменившихся условий.
Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.
Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.
Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направлялся к своей хижине.
Ответ: ___________________________________________________________________________.
5
В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Ответ: ___________________________________________________________________________.
6
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заж..гает
заг..реться
аккл..матизация
прил..жение
л..леят
Ответ: ___________________________________________________________________________.
7
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
с..трудничать, з..черкнуть
без..ядерный, зав..южило
ра..хожий, в..плыть
непр..рывный, пр..быть
без..дейный, по..скать
Ответ: ___________________________________________________________________________.
8
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
увид..лись
плач..шь
зате..те
ужал..шь
возглавля..мый
Ответ: ___________________________________________________________________________.
9
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Ответ: ___________________________________________________________________________.
10
В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-? Выпишите цифру ряда.
надпись, надуманный, надоедать
надрез, надомница, надувной
надломленный, надкусить, надсечка
надрубка, надрываться, надежность
Ответ: ___________________________________________________________________________.
11
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.
Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.
Русские войска совершили победу.
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
10 класс
1
Вариант 2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите цифру, соответствующую этому слову.
красивЕе
прИняли
значИмость
лгАла
Ответ: ___________________________________________________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 2-3.
(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство.
2
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
при этом
но
хотя
несмотря на это
кроме того
Ответ: ___________________________________________________________________________.
3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и, жен.
1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.
2) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З. Собственность на З.
3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.
4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.
5) Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Песок с землёй. Комок З.
6) Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская З. Чужие земли.
7) Устарелое название буквы «З».
4
Ответ: ___________________________________________________________________________.
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и исправьте ошибку.
К новогоднему празднику младшие школьники изготовили замечательные ПОДДЕЛКИ.
Удивительные по красоте названия селений этого края соответствуют живописной местности с НЕОГЛЯДНЫМИ просторами полей и огромными голубыми озёрами.
Наездник достиг песчаной полосы и, прежде чем спрыгнуть с коня, осторожно ВЫСВОБОДИЛ перевязанную ногу из стремени.
Мальчик ОБХВАТИЛ дерево руками и сначала повис на могучем стволе, а затем, отталкиваясь от него ногами, стал ловко карабкаться вверх.
Ответ: ___________________________________________________________________________.
5
В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КОЛЫШЕТ
квалифицированные ЛЕКТОРЫ
ИХ мнение
в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году
ПЯТИСТАМ ученикам
Ответ: ___________________________________________________________________________.
6
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
л..гендарный
м..ханизм
др..знящий
вн..мание
нар..совать
Ответ: ___________________________________________________________________________.
7
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
под..тожить, пед..нститут
пр..встать, пр..милый
кур..ер, ад..ютант
з..метить, п..стараться
бе..жалостность, неи..бежный
Ответ: ___________________________________________________________________________.
8
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
обид..шь
движ..мый
изменя..мый
ненавид..мый
дежур..т
Ответ: ___________________________________________________________________________.
9
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
Ответ: ___________________________________________________________________________.
10
В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-? Выпишите цифру ряда.
огрубелый, оглядеться, оглобля
огарок, огнедышащий, огорчительный
оглушительный, оглавление, оголодать
оглашать, ограничительный, огуречный
Ответ: ___________________________________________________________________________.
11
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет наша литература.
Так вот где собака порылась!
Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.
Я поднял тост за моих далёких друзей.
Ответ: ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.