СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения итогового контроля по русскому языку. Задания соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Все задания направлены на проверку знаний учащихся за курс 10 класса. Расчитана на 20 минут времени.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса»

Итоговая контрольная работа по русскому языку

за курс 10 класса


Спецификация и кодификатор


1. Назначение работы.

Данная тестовая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 10 класса к ЕГЭ и в целях их перевода в 11 класс.

2. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы.

Содержание материалов итоговой контрольной работы по предмету соответствуют Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

3. Подходы к отбору содержания и структуры.

Данный тест составлен в форме заданий ЕГЭ и проверяет знания учащихся в объёме изученного материала.

4. Характеристика структуры и содержания итогового теста

Тест состоит из 11 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности слов. Задания 1-10 относятся к базовому уровню сложности. Задание 11 относится к повышенному уровню сложности.

Варианты 1 и 2 итоговой работы равноценны по трудности, параллельны по расположению заданий.

Распределение заданий по основным содержательным разделам курса

Содержательные разделы

Номер тестовых заданий

Число заданий

Речь. Текст

2

1

Лексика и фразеология

3, 11

2

Речь. Нормы орфографии

6, 7, 8, 9

4

Речь. Языковые нормы

1, 4, 5

3

Морфемика и словообразование

10

1

Итого

11


Распределение заданий по проверяемым элементам содержания

задания

Проверяемые элементы содержания

Число заданий

Уровень сложности

1 1

Орфоэпические нормы

1

Б

4 2

Средства связи предложений в тексте

1

Б

5 3

Определение лексического значения слова

1

Б

6 4

Лексические нормы (употребление паронимов)

1

Б

7 5

Морфологические нормы

1

Б

8 6

Правописание корней

1

Б

10 7

Правописание приставок

1

Б

12 8

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

Б

14 9

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1

Б

16 10

Морфемика и словообразование

1

Б

19 11

Устойчивые сочетания слов

1

П

Итого:

10


5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого задания базового уровня учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания повышенной сложности учащийся получает от 0 до 4 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимальное количество первичных баллов, которое может набрать учащийся за выполнение всей работы, - 24.


№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

2

2

1

2

таким образом

но

1

3

2

6

1

4

комфортно

поделки

1

5

шестьюстами

две тысячи четвёртом

1

6

акклиматизация

дразнящий

1

7

расхожий, всплыть

безжалостность, неизбежный

1

8

ужалишь

изменяемый

1

9

зачастую, насколько

справа, тотчас

1

10

3

3

1

11

Играл первую скрипку

Имеет значение

Голову даю на отсечение

Одержали победу

Играет роль

Где собака зарыта

Под счастливой звездой

Произнёс тост

4


Рекомендации по переводу баллов в оценку

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 7

8 - 10

11 - 12

13 - 14

6. Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы отводится 20 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.






Итоговая контрольная работа по русскому языку

10 класс

1

Вариант 1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите цифру, соответствующую этому слову.

  1. позвОнит

  2. клАла

  3. нАверх

  4. квАртал

Ответ: ___________________________________________________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 2-3.

(1)Водоросли – главные производители органических веществ в водной среде, однако если в воде их слишком много, то имеющийся в ней кислород потребляется ими полностью и не достаётся рыбам и животным. (2)Многие обитатели подобных водоёмов погибают из-за нехватки кислорода. (3)(…) основной источник пищи для подводной фауны может стать причиной её гибели.

2


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

  1. Например,

  2. Кроме того,

  3. Однако,

  4. Хотя,

  5. Таким образом,

Ответ: ___________________________________________________________________________.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а, муж.

1) Родник, ключ. Горячий И. Минеральный И.

2) То, из чего берётся, черпается что-л. И. повышения доходов. И. просвещения и свободомыслия.

3) Тот, кто даёт, сообщает какие-либо сведения. Сведения из верного И.

4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование (спец.). Древнейший письменный И.

4

Ответ: ___________________________________________________________________________.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и исправьте ошибку.

  1. Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуиции и всегда действует с учётом изменившихся условий.

  2. Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

  3. Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.

  4. Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направлялся к своей хижине.

Ответ: ___________________________________________________________________________.

5

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ЛЯГТЕ на пол

  2. ИХ работа

  3. горячие СУПЫ

  4. ШЕСТИСТАМИ учениками

  5. ИНЖЕНЕРЫ

Ответ: ___________________________________________________________________________.

6

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. заж..гает

  2. заг..реться

  3. аккл..матизация

  4. прил..жение

  5. л..леят

Ответ: ___________________________________________________________________________.

7

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. с..трудничать, з..черкнуть

  2. без..ядерный, зав..южило

  3. ра..хожий, в..плыть

  4. непр..рывный, пр..быть

  5. без..дейный, по..скать

Ответ: ___________________________________________________________________________.

8

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  1. увид..лись

  2. плач..шь

  3. зате..те

  4. ужал..шь

  5. возглавля..мый

Ответ: ___________________________________________________________________________.

9

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

  2. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

  3. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

  4. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

  5. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Ответ: ___________________________________________________________________________.

10

В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-? Выпишите цифру ряда.

  1. надпись, надуманный, надоедать

  2. надрез, надомница, надувной

  3. надломленный, надкусить, надсечка

  4. надрубка, надрываться, надежность

Ответ: ___________________________________________________________________________.

11

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.

  1. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.

  2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов.

  3. Я вам зуб даю на отсечение, зачёт вы не сдадите.

  4. Русские войска совершили победу.

Ответ: ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

10 класс

1

Вариант 2

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите цифру, соответствующую этому слову.

  1. красивЕе

  2. прИняли

  3. значИмость

  4. лгАла

Ответ: ___________________________________________________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 2-3.

(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство.

2


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  1. при этом

  2. но

  3. хотя

  4. несмотря на это

  5. кроме того

Ответ: ___________________________________________________________________________.

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ, -и, жен.

1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.

2) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З. Собственность на З.

3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.

4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.

5) Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Песок с землёй. Комок З.

6) Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская З. Чужие земли.

7) Устарелое название буквы «З».

4

Ответ: ___________________________________________________________________________.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Запишите это слово и исправьте ошибку.

  1. К новогоднему празднику младшие школьники изготовили замечательные ПОДДЕЛКИ.

  2. Удивительные по красоте названия селений этого края соответствуют живописной местности с НЕОГЛЯДНЫМИ просторами полей и огромными голубыми озёрами.

  3. Наездник достиг песчаной полосы и, прежде чем спрыгнуть с коня, осторожно ВЫСВОБОДИЛ перевязанную ногу из стремени.

  4. Мальчик ОБХВАТИЛ дерево руками и сначала повис на могучем стволе, а затем, отталкиваясь от него ногами, стал ловко карабкаться вверх.

Ответ: ___________________________________________________________________________.

5

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. КОЛЫШЕТ

  2. квалифицированные ЛЕКТОРЫ

  3. ИХ мне­ние

  4. в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году

  5. ПЯТИСТАМ ученикам

Ответ: ___________________________________________________________________________.

6

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. л..гендарный

  2. м..ханизм

  3. др..знящий

  4. вн..мание

  5. нар..совать

Ответ: ___________________________________________________________________________.

7

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  1. под..тожить, пед..нститут

  2. пр..встать, пр..милый

  3. кур..ер, ад..ютант

  4. з..метить, п..стараться

  5. бе..жа­лост­ность, неи..беж­ный

Ответ: ___________________________________________________________________________.

8

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  1. обид..шь

  2. движ..мый

  3. изменя..мый

  4. ненавид..мый

  5. дежур..т

Ответ: ___________________________________________________________________________.

9

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.

  2. Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.

  3. (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.

  4. (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Ответ: ___________________________________________________________________________.

10

В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-? Выпишите цифру ряда.

  1. огрубелый, оглядеться, оглобля

  2. огарок, огнедышащий, огорчительный

  3. оглушительный, оглавление, оголодать

  4. оглашать, ограничительный, огуречный

Ответ: ___________________________________________________________________________.

11

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.

  1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет наша литература.

  2. Так вот где собака порылась!

  3. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.

  4. Я поднял тост за моих далёких друзей.

Ответ: ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.