СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы: "Индивидуальное развитие младших школьников в процессе творческой деятельности на уроках и во внеурочное время".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке идёт речь  о приёмах и методах, с помощью которых учитель организует творческую деятельность обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время.  

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы: "Индивидуальное развитие младших школьников в процессе творческой деятельности на уроках и во внеурочное время".»

Индивидуальное развитие младших школьников в процессе творческой деятельности на уроках и во внеурочное время.


Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением.

Такие генетические предпосылки называются задатками. На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Способности детей важно вовремя замечать и поддерживать и развивать.

Развивая способности мы можем превратить их в талант. Но, не замечая талантов, можно потерять и способности.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности.

Перед современным учителем стоит задача: развитие в процессе обучения и воспитания каждой личности и выявление одарённых детей.

Немного теории.

Уровни развития способностей: одорённость (сочетание различных видов способностей), талант , гениальность. Остановимся на одорённости.

В настоящее время «одарёнными детьми» принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего

  • детей с высоким уровнем творческих способностей;

  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Предлагаю следующую формулу «одарённости» :

способности + мотивация + продуктивная творческая деятельность = одорённость.

Для того чтобы понять, что конкретный ребёнок является одарённым, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося. Это происходит методом наблюдения за классом, изучением психологических особенностей, памяти, речи, логического мышления. А также методом выявления способных детей через внеклассную и учебную работу.

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, мне бы хотелось подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и творческих способностей каждого ребёнка как на уроках так и во внеурочное время.

Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Способности существуют только в развитии, в конкретной деятельности человека. Такой деятельностью прежде всего является творчество.


Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Предполагает наличие у обучающихся способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающися новизной, оригинальностью.


Условия для реализации творческого потенциала:


  • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • не допускать переутомления и учебных перегрузок;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.)

  • специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения;

  • использовать принцип межпредметности.

  • обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

  • Постоянный контроль учителя за работой ученика.

  • Индивидуальный подход


Практическая сторона моей работы

Предлагаю приёмы индивидуального развития творческих начал на уроках.

Литературное чтение — урок, на котором открывается внутренний мир ребёнка, рождаются детские мысли,проявляются чувства.

Используемые приёмы на уроке:

  • прогнозиозирование заголовка или текста до чтения.. (То есть представить, чем может закончиться произведение или, наоборот, после чтения озаглавить текст. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Использование данной технологии ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.

  • Ассоциативный куст (сбор информации до чтения текста. Учитель даёт ключевое слово или заголовок дети пишут возможные ассоциации.)

  • «Толстые и тонкие вопросы» (толстые вопросы предпологают неоднозначного ответа. Например, почему вы считаете...?, что произошло, если бы...?, в чём различие...?)

  • Словестное рисование (помогает глубже понять авторский текст, осознать собственное отношение к прочитанному. Это может быть словесный портрет героя литературного произведения: глаза, лицо, мысли, характер или первые шаги в царство природы.

  • Драматизация (один из распространённых видов детского творчества, самый трудный, но интересный. Практически на каждом уроке учащиеся читают по ролям, ставят «живые» картины, инсценируют прочитанное. Каждый раз мы становимся свидетелями маленького спектакля.)

  • Творческий пересказ (Цель заключается в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение. Например, придумать продолжение сказки. Моя задача – помочь детям не только поразмышлять над тем, какие чувства испытывают герои, но и испытать эти чувства.)

  • Карта слова. (Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение. )

  • Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка. 

  • Конкурсное чтение (расстановка пауз, логических ударений. прохлопывание стихов, нахождение созвучий, чтение наизусть)


На уроках русского языка использую следующие виды работ: 

1.Игры творческого характера:

«Корректор»(Исправьте речевые ошибки.)

«Переводчик» (Замени иноязычное слово русским.)

«Диктор» (Прочитайте текст орфоэпически правильно.)

«Взрыв интеллекта» (неожиданный блицопрос: он показывает реальные знания учащихся; система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки; держит ученика в постоянной интеллектуальной готовности)

«Перевёртыши»(Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.)

«Сто тысяч почему» Учитель приглашает на урок любого героя и на каждую фразу ученического ответа он задает вопрос : «Почему?»

Таким образом, можно проверить не только активные знания учащегося, но и научить отвечать четко и аргументированно.

«Спасатели»(Отвечающему ученику (особенно слабому) на уроке помогает не учитель , а «консультант-спасатель». Получается, что ребята отвечают вдвоем или даже втроем. Благодаря этому способу вырабатывается чувство коллективизма, ребята находятся в постоянном интеллектуальном напряжении, готовы помочь.)

«Сам себе режиссёр» (При отработке какой-либо темы на уроках я прошу ребят составить дома диктанты на изучаемое правило или же по цепочке записываем интересующие слова на одном листе, затем один из учеников диктует. Проверяют такие работы наиболее сильные ученики.)

«Доверяй, но проверяй» (Иногда я допускаю ошибки (речевые в диктанте, фактические и логические в различных утверждениях). Задача класса - найти и исправить. В результате развивается внимание, дети учатся критически оценивать преподносимую информацию. Конечно, надо заранее предупредить о возможности ошибки.


2. Виды работ творческого характера:

- Восстановление текста;

- Составление предложений по теме, по опорным словам, заданной конструкции;

- Изложения по тексту;

- Сочинения — миниатюры;

- Сочинения -рассуждения;

- Сочинения с элементами описания;

- Оформление поздравления;

- Оформление письма;

- Составление инструкции по изготовлению кормушки


Например, Сочинение - миниатюра на тему «Приключение снежинки», «Путешествие капельки воды»


На уроках математики использую следующие виды работ:

  1. Математические игры «Составь числа», «Магазин примеров», «Кто быстрее», «фантазируем»

  2. Решение творческих задач Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 
    Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» ( составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников)

  3.   Занимательные задания (ребусы, кроссворды, графические диктанты)


На уроках окружающего мира использую следующие интерактивные приёмы

«Мозговой штурм»

«Микрофон»

«Предугадывание»

«Кубирование»

«Чтение с пометками»

«Помощник»

«Составление кластера»

«Исключение лишнего»

«Новое применение»

«Поиск аналогов»

«Займи позицию»

«Ты мне — я тебе»

(описание 2-3 приёмов.)


Внеурочная деятельность — важный инструмент творческого и духовного развития личности ребёнка.

Реализация творческого потенциала во внеурочное время осуществляется через участие в научно — практической конференции, участие в муниципальных конкурсах, дистационных олимпиадах, блиц — турнирах.

Занятость обучающихся класса в кружках, секциях:

Спортивно — оздоровительное напрвление: плавание, футбол - 54%

Духовно — нравственное направление: «Уроки милосердия» - 100%

Общекультурное направление: «Школа здоровья» - 100%

Художественно — эстетическое направление: кружок прикладного творчества «Умелые руки» - 45%, занятия по хоровому пению - 72%

Гражданско — патриотическое направление: кружок « Юный инспектор дорожного движения» - 80%.

Традицией класса стали танцевальные постановки. К каждому общешкольному празднику готовим танец, обязательно костюмированный. В 1 классе - русский народный танец «Потолок ледяной», во 2 классе — вальс «Маленький принц», в 3 классе - «Новогодний». Дети увлечённо и с удовольствием принимают участие в создании танцевальной композиции. Танец дисциплинирует, является эффективным средством тренировки детского организма, а также помогает раскрыть творческий потенциал.


Вывод: Работа педагога с одарёнными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости. Уроки, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы “Одаренные дети”.