СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Проектное обучение как дидактическая система реализации компетентного образования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по новым образовательным технологиям как эффективного метода преподавания русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Проектное обучение как дидактическая система реализации компетентного образования"»


Язык есть самая живая,

самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

Он не только выражает собою жизненность народа, но и есть именно самая эта жизнь.

Когда исчезает народный язык, - народа нет более!

К.Д. Ушинский

Проектное обучение как дидактическая

система реализации компетентного образования.

Из опыта работы

Шакаловой Ирины Васильевны

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 4» города Смоленска




1. Актуальность проекта


Русский язык является государственным языком в Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков ООН и других международных организаций. Из 3000 ныне действующих языков русский язык входит в группу двенадцати наиболее распространенных мировых языков, которые имеют аудиторию свыше 100 миллионов человек.

Опыт мировой истории не раз доказывал, что разрушение цивилизации и культуры, исчезновение с лица Земли народов и государств всегда начиналось с утраты языка, с отказа от языковой самостоятельности, с капитуляции перед лингвистической экспансией. С утратой языка народ как личность перестает осознавать свою самобытность, свою культуру, свою идентичность.

Русский язык со сложившимися культурно историческими традициями является основным средством межнационального общения народов России. Проблема сохранения русского языка и повышение его культуры должна стать одной из приоритетных задач как для законодательных, так и для исполнительных органов власти. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры нуждается в охране и его правильном использовании. А русский язык как знаковая система передачи информации требует дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации.

Русский язык сегодня – это необходимое и крайне важное средство консолидации общества и обеспечения государственной целостности России, объединяющее элемент политической, экономической и культурной сфер жизни нашей страны. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого гражданина нашего государства в его жизни, труде, творческой деятельности.

Изучение русского языка и владение им является одним из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям. Что особенно важно в сложных условиях современной общественной жизни. Во всем цивилизованном мире признано, что русская литература и русская культура в широком понимании этих слов занимают в таком воспитании одно из ведущих мест.


2. Цели и задачи проекта


Цели программы:

1) повышение качества и результативности освоения образовательных программ по русскому языку;

2) развитие познавательно-творческой активности обучающихся;

3) усиление практической направленности обучения русскому языку;

4) формирование языковой и коммуникативной компетенции.

Задачи:

- создать условия, позволяющие формированию языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции обучающихся;

- активно использовать на уроках и во внеурочное время информационные технологии, помогающие обучающимся творчески осваивать явления отечественной словесной культуры;

- способствовать взаимодействию системы общего образования с социальными институтами, СМИ, заинтересованными в решении актуальных проблем сохранения и развития русского языка и отечественной словесной культуры общественностью;

- подготовить и реализовать ряд мероприятий, направленных на повышение языковой и речевой культуры и творческой активности обучающихся;

- обучить языку как средству приобщения к национальной культуре;

- обучить основам лингвистики на деятельности основе;

- формировать навыки устной и письменной речи обучающихся.


3. Содержание проекта


Образовательные стандарты утвердили в качестве одной из целей обучения русскому языку формирование культуроведческой компетенции. Введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается «совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника».

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции:

- языковая;

- лингвистическая;

- коммуникативная;

- культуроведческая.

Трактовка этих понятий, понимание их содержания и культуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.

Настоящий период развития методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и общения.

Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и гордости. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой компетенции школьников не разработана в методике русского языка, не определены конкретные средства, формы, методы подачи культурной информации.

В стандарте основного общего образования (5-9 классы) содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, определено следующим образом:

- отражение в языке культуры и истории народа;

-взаимообогащение языков народов России;

- пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова;

- русский речевой этикет;

- культура межнационального общения;

- выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующей целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и люби к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве; обо особенностях функционирования русского языкам в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; обо особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Методические требования к организации и практической реализации программы:

- исполнение государственных принципов образования;

- организация необходимой психолого-педагогической работы среди обучающихся и их родителей;

- систематическое повышение квалификации педагогических кадров;

- создание творческих групп педагогов, работающих с одарёнными детьми;

- ежегодный анализ реализации программы и результатов работы;

- принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений;

- обобщение и распространение опыта педагогов и пополнение методического банка.

Организационная деятельность школы:

- организация методической работы с педагогическим коллективом (методические и обучающие семинары, курсы повышения квалификации и т.д.);

- организация элективных курсов, индивидуально-групповых занятий.

Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения предмета «Русский язык»:

- организация элективных курсов, индивидуально-групповых занятий.

- организация и проведение школьных олимпиад, участие в муниципальных и региональных олимпиадах;

- организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

Контроль за выполнением программы:

- включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы;

- проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся;

- проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.


4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1. Повышение качества языковой и речевой культуры обучающихся.

2. Совершенствование системы работы с одаренными детьми (целенаправленное выявление, поддержка и развитие одарённых детей в соответствии со способностями).

3. Формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся всех категорий (одаренные дети, дести с ОВ, дети-мигранты).

4. Проведение конкурсов, конференций, олимпиад.

5. Ежегодное издание сборника творческих работ обучающихся.

6. Активизация внедрения современных образовательных технологий и методов обучения.

7. Формирование системы знаний, способов деятельности, умений через индивидуальный творческий подход.


5. Критерии эффективности реализации проекта


- повышение результатов ГИА;

- увеличение количества победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня;

- увеличение количества обучающихся, занимающихся исследовательской деятельности по предметам «Русский язык и Литература»;

- проведение методических мероприятий по ретрансляции опыта работы.