Изменения ГИА 2025
по физике
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ
Физика является наукой о наиболее общих законах природы, и учебный предмет «Физика» вносит существенный вклад в систему знаний школьников об окружающем мире.
Школьный курс физики является системообразующим для остальных естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и астрономией.
Овладение физическими знаниями создаёт возможности для их дальнейшего широкого использования и активного практического применения при развитии разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и многих других.
Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.
Поэтому одной из задач, поставленных государством и социумом перед школой, является обеспечение возможности получения выпускниками фундаментального естественно-научного общего образования вообще и физического образования в частности. Эта задача должна решаться с целью выявления талантливой молодёжи, способной к дальнейшей деятельности в области науки, технологий и инноваций, формирования у подростков устойчивой мотивации к получению научного и инженерного образования.
В рамках решения данной задачи в настоящее время идёт процесс дальнейшего развития школьного физического образования. Этапами этого процесса являются введение в действие обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС ООО и ФГОС СОО), создание единых федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП), разработка федеральных рабочих программ (далее – ФРП) по физике базового и углублённого уровней.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по учебного предмета «Физика»
в 2024/2025 учебном году
Стратегическими документами, определяющими в том числе содержание обучения по учебному предмету «Физика», являются обновлённые ФГОС ООО и ФГОС СОО, реализация которых образовательными организациями начата
с 1 сентября 2022 года.
Обновление содержания обучения физике осуществлено на основе нормативных документов, регламентирующих основное общее и среднее общее образование.
Данные документы представлены на портале «Единое содержание общего образования» ( https://edsoo.ru/ ) в разделах «Нормативные документы» ( https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ ) и «Рабочие программы» ( https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ ).
Изучение физики является обязательным как в 7–9 классах, так и в 10–11 классах вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Углублённое изучение физики в 7–9 классах реализует задачи профессиональной ориентации и направлено на предоставление возможности каждому обучающемуся проявить свои интеллектуальные и творческие способности при изучении физики, которые необходимы для продолжения получения образования и дальнейшей трудовой деятельности в областях, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.
Предметные результаты освоения физики в 10–11 классах должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и профессиональной деятельности. Указанные предметные результаты должны быть ориентированы: при освоении физики на базовом уровне – на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки; при освоении физики на углублённом уровне – преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путём более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий.
Основные формы организации информирования учителей физики по вопросам реализации образовательных программ
Информационно-методическая поддержка педагогических работников и управленческих кадров организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, обеспечивается Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования» (ФГБНУ «ИСРО»). В качестве основного источника информации рекомендуется использовать различные разделы портала «Единое содержание общего образования» – https://edsoo.ru/ . Поддерживается работа телеграмм- канала ФГБНУ «ИСРО» – https://t.me/instrao .
Методическая поддержка учителей физики
На портале «Единое содержание общего образования» в разделе
«Методические материалы» ( https://edsoo.ru/metodicheskie-materialy/ ) размещены методические пособия и рекомендации.
Изменения в КИМе ОГЭ 2025, физика
- Общее число заданий сокращено с 25 до 22.
- Одна из качественных задач переведена в форму задания с кратким ответом.
- Удалены задания на распознавание формул и одна из линий заданий на работу со схемами и таблицами. Эти способы представления информации интегрированы в различные линии заданий КИМ (обновлено задание 2: вместо распознавания формул теперь нужно будет соотнести технические устройства и физические явления (раньше это задание было под номером 18).
- Уменьшен объём текста физического содержания, к которому предлагается только одно задание под номером 18 (раньше по тексту были два задания — 19 и 20) на применение информации из текста в новой ситуации.
- Убрали одну из задач на объяснение физических процессов и свойств тел, теперь в блоке «Решение задач» 4 задания вместо 5.
- В качестве расчётных задач предлагается только одна комбинированная задача (№ 22).
- Задачи 20(повышенный уровень) и 21 (высокий уровень) различаются уровнем сложности и могут базироваться на материале любого из разделов (механические, тепловые или электромагнитные явления).
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшился с 45 до 39 баллов.
Примеры заданий ОГЭ 2025
Примеры заданий ОГЭ 2025
Примеры заданий ОГЭ 2025
Примеры заданий ОГЭ 2025
Примеры заданий ОГЭ 2025
Примеры заданий ОГЭ 2025
Изменения в КИМе еГЭ 2025, физика
- Структура КИМ ЕГЭ по физике в 2025 г. осталась без изменений. Изменения коснулись лишь содержание некоторых заданий:
- Расширен спектр проверяемых элементов содержания в заданиях линий 2, 4, 8, 16, 21, 22 и 26.
- Так же стоит заметить, что содержание кодификатора не претерпело изменений в сравнении с прошлым годом, а это означает, что объем материала, который необходимо готовить к экзамену не изменился.
- Заданий стало меньше — 26 вместо 30.
- Максимальный первичный балл уменьшен до 45.
Задание 2
В перечень этого задания к темам:
1.2.4 Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО;
1.2.7 Сила упругости. Закон Гука;
1.2.8 Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения. Сила трения покоя: Fтр ≤ μN . Коэффициент трения.
будут добавлены задачи на тему:
1.2.6 Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Зависимость силы тяжести от высоты h над поверхностью планеты радиусом R.
Задание 4
На данной линии к темам:
1.3.1 Момент силы относительно оси вращения,
1.3.3 Условия равновесия твёрдого тела в ИСО,
1.3.6 Закон Архимеда, Условие плавания тел
1.5.2 Период и частота колебаний, Период малых свободных колебаний математического маятника и пружинного маятника,
1.5.4 Поперечные и продольные волны. Скорость распространения и длина
волны. Интерференция и дифракция волн.
включили дополнительно тему:
1.5.5 Звук. Скорость звука.
Задание 8
В дополнение к темам:
2.2.6 Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа (основное уравнение МКТ),
2.2.7 Абсолютная температура,
2.2.9 Уравнение p=nkT,
2.2.10 Модель идеального газа в термодинамике: Выражение для внутренней энергии. Уравнение Менделеева-Клапейрона
включили дополнительно темы :
2.2.4 Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества с: Q = cmΔT,
2.2.5 Удельная теплота парообразования L: Q= Lm.
Удельная теплота плавления λ: Q = λm .
Удельная теплота сгорания топлива q: Q = qm
Задание 16
При подготовке к задачам данного задания помимо тем:
4.2.1 Планетарная модель атома,
4.3.1 Нуклонная модель ядра Гейзенберга – Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы,
4.3.2 Радиоактивность. Альфа-распад, Электронный β-распад, Позитронный β-распад, Гамма-излучение.
4.3.4 Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
следует также рассмотреть:
4.3.3 Закон радиоактивного распада.
Задание 21
В этом году в задания данной линии помимо задач из разделов МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА и ЭЛЕКТРОДИНАМИКА будут включены задачи из раздела МЕХАНИКА.
Это качественная задача.
Задание 22
Задания данной линии дополнили задачами из раздела МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА, ТЕРМОДИНАМИКА. В прошлом году задача 22 была из МЕХАНИКИ.
Задание 26
В этом году четырёхбальная задача с большой долей вероятности будет из СТАТИКИ.
Именно эта тема была дополнительно включена к задачам на Динамику и Законы сохранения. Учитывая, что в ЕГЭ ранее наблюдалось чередование тем в заданиях одной линии год от года, то именно СТАТИКУ скорее всего увидят большинство сдающих в этом году.
Есть предположение, что в этом году в заданиях второй части (возможно 23) появятся задачи из раздела ОПТИКА. В прошлом году во второй части ее не было
Расписание ЕГЭ 2025
Основной период 23 мая (пятница) — история, литература, химия;
27 мая (вторник) — математика базового и профильного уровня;
30 мая (пятница) — русский язык;
2 июня (понедельник) — обществознание, физика;
5 июня (четверг) — биология, география, иностранные языки (письменная часть);
10 июня (вторник) — иностранные языки (устная часть), информатика;
11 июня (среда) — иностранные языки (устная часть), информатика.
Резервные дни основного периода:
16 июня (понедельник) — география, литература, обществознание, физика;
17 июня (вторник) — русский язык;
18 июня (среда) — иностранные языки (устная часть), история, химия;
19 июня (четверг) — биология, иностранные языки (письменная часть), информатика;
20 июня (пятница) — математика базового и профильного уровня;
23 июня (понедельник) — все учебные предметы.
Расписание ОГЭ 2025
Основной период :
21 мая (среда) — иностранные языки;
22 мая (четверг) — иностранные языки;
26 мая (понедельник) — биология, информатика, обществознание, химия;
29 мая (четверг) — география, история, физика, химия;
3 июня (вторник) — математика;
6 июня (пятница) — география, информатика, обществознание;
9 июня (понедельник) — русский язык;
16 июня (понедельник) — биология, информатика, литература, физика.
Резервные дни основного этапа ОГЭ — с 26 июня по 2 июля.
Дополнительный период назначен на 2–23 сентября.
Спасибо за внимание!!!
Подождем официальных консультаций и комментариев .