Тема урока: К Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 урок
Цель урока: ученик, знающий содержание произведения К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на литературное произведение и произведения искусства.
Задачи урока:
1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения; формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;
2) продолжать работу над развитием речи, процессов мышления через анализ задач урока, литературного текста;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование:
портреты К.Паустовского и Э.Грига; презентация;
записи музыки Э.Грига, выставка рисунков детей, план рассказа на доске, плакат
декорация к инсценировке.
Ход урока
I.Организационный момент
- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
- У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке.
- Ну а пока это секрет.
- Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
II. Самоопределение к деятельности.
1.Откуда эти строки?
… Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
- А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.
- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?
2. Поговорим о писателе Паустовском и композиторе Григе
-Также мы ответим на вопросы:
3. В чём заключается волшебная сила музыки и природы?
-Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (искусство)
2.Введение в сюжет урока.
- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь.
- Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения. ( доклад)
Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.
Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.
С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига и К. Паустовского безвозвратно ушедшими от нас? (Ответы детей)
(Нет, они живут в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни ,доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»)
-Что мы можем вспомнить о Паустовском?
(биография)
III .Работа с текстом произведения.
Работа над 1 частью произведения «Встреча в лесу».
1. Сценка «Встреча в лесу».
Григ: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?
- Дагни Педерсен.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка
тоже всю ночь кряхтит.
- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
- Ой, как долго!
- Понимаешь мне нужно её ещё сделать.
- А что это такое?
- Узнаешь потом.
- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
- Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.
(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).
- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)
- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?
(то, что Григ решил сделать подарок Дагни)
- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)
- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.
- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)
-Какие главные слова выделим из этой части?
(Григ решил сделать подарок Дагни)
Учитель: Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен?
(В горном лесу на берегу моря.)
Учитель: Почему композитор любил проводить время в лесах?
(Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.)
а)Работа в группах
-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?
I группа – находит сравнение
II группа – эпитеты
III группа – олицетворение
IV группа – метафоры
(Звучит музыка)
(На партах карточки-помощники с определениями, что такое сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)
олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.
Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.
Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается.
Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.
Работа над 2 частью.
В доме композитора
а). Беседа с элементами выборочного чтения.
В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
- Какой художественный приём писатель использует? (олицетворение)
б). Выборочное чтение
в)Как выглядел дом композитора
- А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?
-Какой литературный приём использует автор?
( Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.)
- Что помогло Григу написать музыку? ( Красота окружающей природы)
- Каких слушателей ценил Григ больше всего?
- В чём заключалось счастье для великого композитора Прочитать.
- Зачитайте самые важные слова этой части. Стр 75
Физкультминутка
Работа над 3 частью. ( Дагни в гостях)
-Как мы назвали третью часть?
- Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?
Почему Дагни покидает дом?
- С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)
- Какое время года описывает автор?
Работа над заключительной частью. (На концерте)
1.Словарно-лексическа работа.
Учитель: Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов:
Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.
Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.
Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение.
Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.
2. Чтение 4 части детьми
1) дети читают по цепочке
2) Описание места и времени концерта.
- Учитель: Сколько лет исполнилось Дагни? (18)
- Куда она впервые собралась идти? (На концерт симфонической музыки)
-Где действие происходит? Как озаглавим 4 часть?
3)- О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.)
-О чем была музыка? (О её Родине.)
4) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.
Вы сейчас прослушаете два музыкальных фрагмента произведений Э.Грига.
Ваша задача: определить, какая из мелодий соответствует описанной.
Закройте глаза и постарайтесь представить услышанное.
(Слушание разной по характеру музыки Э. Грига «В пещере Горного Короля» и «Утро».)
- Какая мелодия соответствует
- Расскажите, какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании описания музыки?
-Какие бы цвета взяли для написания картины к музыке из перечисленных: теплые – холодные; яркие – бледные; светлые – тёмные?
Вывод: Музыка способна вызывать в воображении картины образы у людей, способных чувствовать
3) Анализ музыкального образа с опорой на текст.
- Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его.
- Слов какой части речи много в описании? (Очень много глаголов.) Прочитайте их.
- Почему автор использует так много глаголов? ( Показывает развитие действия.)
-Какая музыка по словам Паустовского?(живая)
- Докажите, что музыка живая.(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
-Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.
-Одинаково ли звучит мелодия?
- В каком темпе будем читать: быстром, умеренном, медленном? (Сначала медленно, затем с ускорением.)
- С какой громкостью: громко, умеренно, тихо? (Сначала тихо, затем с нарастающей громкостью.)
Поупражняемся в выразительном чтении.
Проанализируем, чьё чтение понравилось и почему?
Вывод: С задачей справились.
5)Анализ чувств Дагни с опорой на текст. Работа в парах
- Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. Работаем с текстом в парах.
- Сначала она ничего не слышала. Внутри нее шумела буря. (2)
- Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.(4)
- Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь.(1)
- Потом она наконец услышала, как поет ранним утром рожок.(3)
- Почему Дагни плакала? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только тогда, когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)
- Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный? (Духовный.)
- Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли? («Так, значит это был он! Тот ….За вашу щедрость….жить человек…»).
- Почему музыка Грига близка и понятна людям? (композитор берет мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре)
- Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь, гремели аплодисменты?
Вывод: В своей музыке Григ делится своими чувствами со слушателями.
Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.
- Перенесемся на 10 лет назад… Что хотел сказать Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».? (Люби жизнь.)
- Что в мыслях Грига говорит ему Дагни?
(«Спасибо»- не зная за что.)
Прочитаем слово «спасибо»: с оттенком растерянности, радости, удивления, равнодушия, уверенности, благодарности.
- Что в действительности Дагни говорит в ответ композитору спустя 10 лет? (Спасибо!)
- С каким чувством она говорит? (Благодарности.)
За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…»)
-Что имела ввиду Дагни под словами то прекрасное?
IV.Обобщающая беседа .
- Как вы поняли, о чём этот рассказ?
-( о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)
- Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их? (искусство)
- (Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это Людей искусства благодарят аплодисментами.
- Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ. Э.Грига – за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке. А гостей – за внимание.
7. Домашнее задание.
подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения;