План-конспект занятия в 8 классе «Как принять правильное решение»
Задачи: рассмотреть этапы процесса принятия решений; предоставить возможность потренироваться в принятии решений.
Материалы: карточки с описанием сложных ситуаций, экран.
Ход занятия:
I. Вступительное слово.
Сегодня мы обсудим, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам приходится принимать. Поэтому важно научиться принимать самостоятельные решения, используя все этапы процесса принятия решений.
II. Беседа с классом по вопросам.
Вспомните и опишите наиболее трудное решение, которое вы недавно приняли.
Расскажите, как вы пришли к решению, что повлияло на процесс принятия определенного решения.
- Какой способ, по вашему мнению, является наилучшим для принятия решений?
- Рассмотрите схему принятия решения по этапам.
Этапы принятия решения:
1. Четко определить проблему. О чем требуется принять решение?
2. Собрать и рассмотреть все факты, всю информацию о ситуации.
3. Подобрать возможные варианты решения.
4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта решения (альтернативы).
5. Выбрать наилучший вариант решения, осуществить принятое решение, быть готовым отвечать.
III. Упражнение «Сигнал»
• взять карточку;
• прочитать вслух проблему;
• в момент, когда воспитатель подаст сигнал, озвучить первое пришедшее ему в голову решение проблемы. Например, если на карточке написано: «Хулиган пристает к тебе», ученик может сказать: «Я его ударю» - или движениями показывает, как он дерется.
Следующий обучающийся берет карточку и т. д.
Карточки к упражнению.
• Ты движешься вверх на лифте. Внезапно он останавливается между этажами.
• Ты с родителями пришел в магазин. Ты пошел в другой отдел, а когда вернулся, их уже нет. Ты потерялся!
• Вы с друзьями играете. Вдруг двое из них начинают драться.
• Ты с друзьями сидишь у тебя дома вечером. Родители вышли ненадолго, но вдруг отключился свет.
• Твоя собака убежала на прогулке, и ты не можешь ее найти.
• Твоя подруга забыла у тебя дома свою тетрадь с домашним заданием.
• Твой брат (сестра) упал(а) и говорит, что не может пошевелить рукой.
• Ты забыл о том, что наливал в ванну воду, и вдруг видишь, что из-под двери ванной течет вода.
• Твой кот забрался на дерево, и ты не можешь снять его.
• Ты потерял(а) деньги на обед.
• Тебя наказывают за то, что на самом деле сделал твой друг.
IV. Игра «Последствия».
В игре участвуют группы по 6 человек. Учитель распределяет роли для каждого члена группы:
1 - выполняет действие;
2 - последствия твоего действия через час;
3 - последствия твоего действия через день;
4 - последствия твоего действия через месяц;
5 - последствия твоего действия через год;
6 - последствия твоего действия в конце жизни.
Воспитатель предлагает первому ученику выбрать карточку с заданным действием. Например: «Ты подарил девочке букет роз»; «Ты помог старику перейти дорогу»; «Ты разбил мамину любимую вазу» и т. д. Первый ученик производит заданное действие. Второй ученик объясняет, что может произойти с первым игроком через час после данного действия, третий - через день, четвертый - через месяц, пятый - через год, шестой - в конце жизни. Затем учитель задает вопрос первому ученику: «Совершишь ли ты это действие, зная его последствия?»
Рекомендации. Независимо от ответа ученика воспитатель благодарит всех за участие в игре, при этом допускается только безоценочное комментирование: «Это твое право, это твой выбор!»
V. Рефлексия
Кто должен мириться первым?
Тот, кто виноват.
Если это трудно выяснить, тогда младшие поколения просят прощения у старших, а мужчины в паре — у женщин. Но это в идеале.
А обычно мирится первым тот, кто мягче по характеру или больше дорожит отношениями.