Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле". Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М.М. Безруких. Авторами программы являются М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой систему учебных модулей со здоровьесберегающей направленностью, разработанную для детей. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности:
Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст-фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Немаловажно и то, что содержание программы построено с учетом разных экономических условий. Авторы "Разговора о правильном питании" не согласны с весьма распространенным мнением о том, что здоровое питание – дорогое питание. Ученики в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями, методическими пособиями. На первом этапе обучения (I модуль) обучающиеся знакомятся с полезными продуктами питания, основными правилами гигиены питания, а при изучении следующих модулей формируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Программа построена с учётом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и вместе с тем способности овладеть определёнными теоретическими знаниями. Первая часть программы «Разговор о правильном питании» предназначена для обучающихся 1- 2 классов, вторая часть - «Две недели в лагере здоровья» предназначенная для обучающихся 3- 4 классов.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Деятельность учащихся, осуществляемая в рамках курса «Разговор о правильном питании» направлена на достижение планируемых освоения основной программы МКОУ «Придорожная СШ» имени А. С. Новикова-Прибоя.
Цель программы - формирование у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
формировать и развивать представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья,
создавать условий для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации о правильном питании и здоровом образе жизни в пособиях и других источниках;
формировать представление о правилах этикета как неотъемлемой части общей культуры личности;
пробуждать интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории питания своего народа и традициях других народов;
просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей, включение их в изучение программы вместе со своими детьми и активное участие в мероприятиях;
формировать у учащихся понимание и сохранение учебной задачи, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
развивать творческие способности и кругозор учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
развивать коммуникативные навыки у детей и умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе работы.
Ценностные ориентиры содержания программы.
В результате обучения учащиеся овладеют:
знаниями о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
навыками укрепления здоровья;
знаниями о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья и готовности выполнять эти правила;
навыками правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Особенности возрастной группы детей, которыми адресована программы.
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 7 до 14 лет и состоит из трех частей:
- "Разговор о правильном питании" – для дошкольников и младших школьников 7-8 лет;
- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;
- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.
Режим занятий. Программа рассчитана на 1 год с периодичностью один раз в неделю. На реализацию курса отводится 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Возраст, на который рассчитана программа-7-10 лет.
Форма организации детей:
- Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемые результаты программы:
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
Умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Правильное питание»2 класс:
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол- во часов: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Разнообразие питания. | 5 | https://www.prav-pit.ru/teachers , https://resh.edu.ru/subject/43/ |
2 | Гигиена питания и приготовления пищи. | 12 | https://www.prav-pit.ru/teachers , https://resh.edu.ru/subject/43/ |
3 | Этикет. | 8 | https://www.prav-pit.ru/teachers , https://resh.edu.ru/subject/43/ |
4 | Рацион питания. | 5 | https://www.prav-pit.ru/teachers , https://resh.edu.ru/subject/43/ |
5 | Из истории русской кухни | 4 | https://www.prav-pit.ru/teachers , https://resh.edu.ru/subject/43/ |
Итого: | 34 | |
Поурочное планирование внеурочной деятельности «Правильное питание»,
2 класс.
№ п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов | Форма проведения: | Практические работы: | Дата проведения: План / факт. |
2 «А» | 2 «Б» | 2 «В» | 2 «Г» |
1 | Вводное занятие. Повторение правил питания. | 1 | Ролевые игры | | | | | |
2 | Экскурсия в буфет и в школьную столовую. | 1 | Урок - экскурсия | | | | | |
3 | Беседа: «Что едят в моей семье?» | 1 | Урок - практикум, ролевые игры. | 1 | | | | |
4 | Конкурс рисунков «Моё любимое блюдо». | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
5 | Литературные герои - обжоры и авторы этих произведений. Чтение стихов. | 1 | Урок - инсценировка | | | | | |
6 | Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня. | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
7 | Овощи, ягоды , фрукты - витаминные продукты. | 1 | Урок - игра – демонстрация «Из чего готовят соки» | | | | | |
8 | Праздник: «Витаминная страна». | 1 | Урок – игра, КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». | | | | | |
9 | Праздник здоровья. | 1 | Урок - праздник | | | | | |
10 | Проект: «Самый полезный продукт.» | 1 | Урок - проект «Самый полезный продукт» | | | | | |
11 | Составление дневника правильного питания на один день. | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
12 | Кухня Робинзона. Какую пищу можно найти в лесу? | 1 | Урок - диспут | | | | | |
13 | Как прожить в полевых условиях без пищи? Школа выживания. | 1 | Урок - диспут | | | | | |
14 | Названия и время основных приёмов пищи. | 1 | Урок - собеседование | | | | | |
15 | Составление нового режима дня и внесение изменений в основной режим | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
16 | Из чего состоит наша пища? | 1 | Круглый стол | | | | | |
17 | Количество белка в мясе и рыбе. | 1 | Урок - диспут | | | | | |
18 | Сколько жира в масле, колбасе и орехах? | 1 | Урок - диспут | | | | | |
19 | Какую пользу приносят организму человека капуста? | 1 | Урок - поиск | | | | | |
20 | Какую пользу приносят организму человека яблоки? | | Урок - поиск | | | | | |
21 | Составление таблицы витаминов в продуктах. | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
22 | Пищевая тарелка. | 1 | Урок - фантазия | | | | | |
23 | Чем отличается питание людей разного возраста? | 1 | Урок - исследования | | | | | |
24 | Изготовление книжки-малышки «пищевая тарелка». | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
25 | Здоровье в порядке-спасибо зарядке! | 1 | Урок - практикум | | | | | |
26 | Пословицы, поговорки, загадки о здоровье. | 1 | Урок -конкурс | | | | | |
27 | Секреты долгожителей. | 1 | Урок - сказка | | | | | |
28 | Закаляйся, если хочешь быть здоров! | 1 | Урок - размышление | | | | | |
29 | О пользе воздушных и солнечных ванн. | 1 | Урок - исследования | | | | | |
30 | Составление плакатов на тему «Закаливание» | 1 | Урок - практикум | 1 | | | | |
31 | Основы правильного питания при занятиях спортом. | 1 | Урок - беседа | | | | | |
32 | Проект «Завтрак спортсмена в день соревнований» | 1 | Проектный урок | | | | | |
33 | Где и как готовят пищу? | 1 | Экскурсия | | | | | |
34 | Обобщающее занятие: «Что должно быть у каждой хозяйки на кухне?», - командная игра. | 1 | Урок - игра | | | | | |