СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр для детей с интеллектуальными нарушениями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для детей с интеллектуальными нарушениями»

Картотека игр для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Сюжетно-ролевые игры:

1. «Семья»

Цель: Продолжать учить детей объединяться на игру, распределять роли в игре, действовать согласно принятой для себя роли.

Развивающая предметно-пространственная среда: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - на каждого участника игры. Муляжи овощей: капуста, лук, морковь. Атрибуты для игры, предметы-заместители.

Роли и игровые действия: мама- варит суп с дочкой, папа- готовит второе с сыновьями.

Сюжет: мама предлагает приготовить суп, а папа второе, они предлагают детям помочь им в этом. Папа с «сыновьями» приносят обеденный стол, а «дочь» накрывает. После обеда папа вместе с сыновьями уходят в гараж ремонтировать машину, а дочь помогает маме убрать со стола и помыть посуду.

2. «Больница».

Цель: расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда: 2 белых халата и шапочки врача; набор игрушек «Больница»: игрушечный шприц, вата, градусник, фонендоскоп; бумага для рецептов и справок, бинт, салфетки (бумажные), медицинские карты, ручки; куклы.

Роли и игровые действия:

Роли: врач-педиатр, врач-окулист, врач-лор, пациенты, либо родители пациентов (кукол), аптекарь. Врач-педиатр лечит пациентов, приходящих к ним, осматривает их с помощью медицинских инструментов, назначает лекарства, либо направляет пациентов к врачу-окулисту, врачу-лору. Врач-окулист проверяет зрение, выписывает рецепт. Врач-лор осматривает уши, нос и горло пациента, выписывает рецепты на лекарства. Пациенты (дети или куклы) приходят на прием к доктору. Аптекарь продает лекарства по рецепту.

Сюжет: Пациент приходит на прием к врачу, жалуется на то, что у него болит. Врач осматривает пациента, используя набор игрушек «Больница», прописывает лекарства, отдает пациенту рецепт. Пациент благодарит доктора и прощается с ним. Затем идет в аптеку, где покупает лекарства, используя выписанный врачом рецепт. В качестве оплаты могут использоваться игрушечные купюры или, например, разрезанная бумага с числами. Аптекарь продает лекарства по рецепту, выкладывает лекарства на витрину. Воспитатель направляет детей, помогает раскрыть и разнообразить сюжет и диалоги.

3. "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Развивающая предметно-пространственная среда: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Роли и игровые действия: посетители – рассматривают книги, рассказывают о них, библиотекари – показывают картинки, помогают с выбором книги, обслуживают посетителей.

Сюжет: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

4. Театрализованная игра «Колобок»

Цель: Создание условий для развития творческой активности, самостоятельности и проявления инициативы посредством театрализованной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда: маски, костюмы для каждого персонажа сказки.

Роли и игровые действия: рассказчик, дед, бабка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок. Дети играют в соответствии со сценарием, обыгрывают свою роль. Воспитатель подсказывает текст, если необходимо.

Сюжет: сказки описывает Колобка на повторяющихся встречах с представителями различных животных (зайца, волков и медведей), которые собираются съесть его, но Колобок ловко ускользает, но от лисы ему не удалось убежать.

5. Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Развивающая предметно-пространственная среда: костюм или маска собаки.

Роли и игровые действия: пес – спит в своей будке, дети- будят собаку, читая стихотворение, затем прячутся от него.

Сюжет: пес – спит в своей будке, дети- будят собаку, читая стихотворение, затем прячутся от него.

«Ежики».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких.

Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.

«Одинаковое и разное».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля

Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.