№ | Название игры | Цель | Содержание игры | Правила игры Подготовка |
1 | «Волки во рву» | Развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу. | По сигналу руководителя «козлята» бегут из дома в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки. После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые «волки» и игра повторяется. Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков. | 1.Перепрыгивание через ров обязательно. 2. Пойманные «козлята» не выбывают из игры. Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор — ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны — уже, а с другой — шире. Двое водящих — «волки» — становятся во рву; остальные играющие — «козлята» — размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище. |
2 | «Салки с домом» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | По сигналу руководителя дети разбегаются в разные стороны, а водящий салит игроков рукой или определенным предметом. Играющие могут спасаться от «салки» в доме, но долго находиться там не имеют права. | Ловить (салить) играющих — значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу, считается пойманным и меняется ролью с «салкой»-водящим. Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки». |
3 | «Удочка» | Развивать прыгучесть, ловкость. | Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. | Коснувшийся, веревки становится водящим. Вращение веревки должно производиться не выше уровня колен. Построение в круг. Подготовка веревки на конце мешочек с песком. |
4 | «У медведя во бору» | Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить). | За одной линией стоит водящий - «медведь», за другой - «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас глядит». На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается поймать убегающих в свой дом детей. Пойманный игрок сам становится «медведем». | Дети должны договаривать все слова, не разбегаться раньше времени. На площадке чертят две линии на расстоянии 10 метров друг от друга |
5 | «Лягушки в болоте» | Развивать ловкость, умение выполнять движения по сигналу. | На одном из берегов находится журавль (за чертой).. лягушки располагаются на кочках и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. | После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется. С двух сторон очерчивают берега, в середине – болото, кочки (кружки на расстоянии 50 см) В зале можно использовать малые обручи. |
6 | «Гуси-лебеди» | Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. | . Руководитель произносит: «Гуси-лебеди, в поле!» «Гуси» проходят по «горной дороге» в «поле», где и гуляют. Затем руководитель говорит: «Гуси-лебеди, домой, волк за дальнею горой!» «Гуси» бегут к себе в «гусятник», пробегая между скамейками — «по горной дороге». Из-за дальней горы выбегают «волки» и догоняют «гусей». Осаленные останавливаются. Пойманные подсчитываются и отпускаются в своё стадо «гусей». Играют два раза, после чего из непойманных выбирают новых «волков». И так игра проводится 2-3 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные «гуси» и «волки», сумевшие поймать больше «гусей». Побеждают «гуси», которые ни разу не были пойманными, и «волки», сумевшие поймать большее количество «гусей». | 1. «Волки» ловят «гусей» до «гусятника». 2. «Волки» могут ловить «гусей» только после слов «за дальней горой». 3. Нельзя прыгать через скамейки или бежать по ним. На одной стороне площадки (зала) проводится черта, отделяющая «гусятник». Посередине зала (площадки) ставятся четыре скамейки, образующие коридоры («дорога между горами») шириной 2-3 м. На другой стороне площадки кладутся маты — это «гора». Все играющие, кроме двух, становятся в гусятник — это «гуси». За горой чертится кружок — «логово», в котором помещаются два «волка». |
7 | «Лиса и куры» | Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину. | По сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму условленному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис» берёт осаленного за руку и ведёт в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выбирается новый «лис». Играют 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу. | 1. Забежав в «курятник», «лис» может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя «лис» должен покинуть «курятник» независимо от того, поймал он «курицу» или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать). Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это — «насест». Выбираются один водящий — «лис» и один — «охотник». Все остальные играющие — «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встаёт «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста». |
8 | «Охотники и утки» | Развитие глазомера, ловкости, скоростно-силовых качеств. | . Играющие делятся на две команды — «охотников» и «уток» (могут быть и другие названия). «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам. У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все «утки», после чего команды меняются ролями и местами. | 1. «Охотники» не имеют права заступать за черту круга (или прямоугольника). В противном случае попадание не засчитывается. 2. Салить мячом можно в любую часть тела, за исключением головы. 3. Осаливание «уток» мячом, отскочившим от земли или от пола, не засчитывается. В «Охотниках и утках» участвуют от 6 до 40 человек. Для игры нужен мяч среднего размера (лучше волейбольный). На площадке чертят большой круг диаметром от 6 до 10 м. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии на расстоянии 6—8 м одна от другой, образовав прямоугольник, двумя сторонами которого будут стены и двумя другими — начерченные линии. |
9 | «Пчелы» | Развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. | Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют: Пчёлки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, За леса зелёные — На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши. | Поднимать и опускать руки нужно одновременно. Пчелки жалят касанием руки. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Подготовить цветок. |
10 | «Шишки, желуди, орехи» | Развивать быстроту реакций, умение выполнять движения по сигналу. | По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «жёлуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» — стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. | 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим). 3.Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в трёх-четырёх шагах от водящего). 4.Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «жёлуди», третьи «орехи». |
11 | «Кто дальше бросит?» | Развивать скоростно-силовые качества, глазомер. | По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд. | Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды. |
12 | «Платочек» | Развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. | Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. | Построение парами друг за другом. Ведущий становится впереди колонн. |
13 | «Пчелки и ласточка» | Развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей. | Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают: Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. | Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении. Выбор ведущего- ласточки. |
14 | «Мышеловка» | Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. | Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, всё поели! Берегитесь же, плутовки, Доберёмся мы до вас! Вот захлопнем мышеловку И поймаем сразу вас! Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. | Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки". Раздать шапочки мышек и кота. |
15 | «Огородник» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает: На пенечке я сижу, Мелки колышки тешу, Огород горожу. С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков | В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). |
16 | «Аисты и лягушки» | Развитие координаций, ловкости, прыгучести. | Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами: На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, а мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок! Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями. Как только лягушки допрыгали до аистов, дети могут убегать и догонять обычным бегом. | Лягушки должны допрыгивать до конца условной линии. Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. |
17 | «Родничок» | Развивать координацию, умение выполнять прыжки с сопротивлением. | Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют: Разлился родничок, Золотой рожок. У -ух! Разлился ключевой, Белый, снеговой. У-ух! По мхам, по болотам, По гнилым колодам. У-ух! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. | Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает. Обозначить ручей шириной 50-70 см. |
18 | «Третий лишний» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | Играющие становятся по кругу парами. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда, стоящий сзади, оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. | Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. |
19 | «Мороз- Красный нос» | Развивать ловкость, быстроту реакции | Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: Я Мороз-Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). После нескольких перебежек выбирают другого водящего. | Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. |
20 | «Воробушки и кот» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда. | Воробушки не кружатся возле гнездышек, а переходят на другую сторону. Кого задел кот, тот становится на его место. Можно провести игру на выбывание. Количество кругов по количеству воробушек( можно использовать обручи) |
21 | «Жмурки» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | Одному из играющих — жмурки завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чём стоишь?» «На квашне» «Что в квашне?» «Квас». «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой. | 1. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!» 2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. 3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. 4. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. 5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки. |
22 | «Змейка» | Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге | Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего. | 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. 2. Точно повторять движения ведущего. 3. Ведущему не разрешается бегать быстро. Указания к проведению. Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребёнок и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку. |
23 | «Челночок» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Дети из последней пары пробегают иди проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. | 1. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. 2. Пробегая в ворота, дети держат друг друга за руки. Ворота по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Более сложный вариант — когда дети, пробегая в ворота, проносят различные предметы, например шарик в ложке, ведёрко, наполненное водой, или проходят, прокатывая рукой впереди себя большой мяч. |
24 | «Пустое место» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим. | 1. Дети бегают только за кругом. 2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих. 3. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий. Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих. |
25 | «Пятнашки с домом» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | По краям площадки рисуют два круга — это дома. Дети, убегая от водящего, могут забегать в дом, где пятнашка салить их не может. Если он рукой касается играющего на игровом поле, то осаленный становится пятнашкой | 1. Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой-нибудь предмет. 2. Когда пятнашка догоняет играющего, тот может попрыгать на двух ногах, как зайчик, и его уже нельзя пятнать (пятнашки «Зайки»). 3. Играющий, которого запятнали, если он быстрый и ловкий, может сразу же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой остаётся прежний игрок («Пятнашки с передачей»). 4. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя назвал своё имя, например «лиса» («Пятнашки с именем»). |
26 | «Круговые пятнашки» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Участники игры встают по кругу, каждый своё место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет своё место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга. | 1. Бегать через круг не разрешается. 2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга. 3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами. Указания к проведению. В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведёт товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место. Игра пройдёт весело и интересно, если убегающие будут быстро меняться местами. |
27 | «Салка» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: «Я осалил тебя, ты осаль другого!» Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова. Вариант. Водящий ловит кого-либо и у пойманного спрашивает: «У кого был?» — «У тётки». — «Что ел?» — «Клёцки». — «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим. Игра повторяется. | 1. Водящий бежит только за одним из игроков. 2. Участники игры должны внимательно наблюдать за сменой водящих. |
28 | «Курочки» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклёвывать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?» «А какая она у тебя?» — спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик чёрненький». — «Нет, не видел». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом. | 1. Курочки бегут в дом только на слова: «Кшш, кшш!» 2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встаёт на её пути. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10—20 м). Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеёк. В своём доме они взлетают на насест (на скамейку). |
29 | «Лошадки» | Развивать у детей ловкость, упражнять в беге. | Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подаёт различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т. д. На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется. | 1. Лошадки должны точно выполнять все команды. 2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку. Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!» Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка. |
30 | «Петушиный бой» | Развивать координацию, умение выполнять прыжки. | Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, с крестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. | 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу. 2. Руками толкать друг друга нельзя. Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остаётся победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру. Бой петухов может проходить и в другой позе, например в приседе, руки играющие держат на коленях. |
31 | «Салка на одной ноге» | Развивать координацию, умение выполнять прыжки. | Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» | 1. Если ребёнок устал, он может прыгать поочерёдно то на правой, то на левой ноге. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге. |
32 | «Здравствуй, сосед!» | Развивать координацию, умение выполнять прыжки. | Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки — ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. | 1. Дети должны повторять движения ведущего. 2. Тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры. Указания к проведению. По ходу игры ведущий выполняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Они прыгают на левой ноге, на двух ногах, на правой, на двух ногах боком, выполняют подскоки и т. д. |
33 | «Купи бычка» | Развивать координацию, умение выполнять прыжки. | На ровной площадке дети чертят круг, встают за его чертой на расстоянии шага друг от друга. Водящий — хозяин — встаёт в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч или шар. Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прокатывая мячик, приговаривает, обращаясь к детям: «Купи бычка!» или «Купи корову!» Он старается мячом осалить кого-то из играющих. Тот, кого осалили, берёт мяч, встаёт в центр круга на место водящего. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встаёт в круг и продолжает водить. | 1. Играющие не должны заходить за круг. 2. Водящий может бить мячом с любого расстояния, не выходя за пределы круга. 3. Водящему разрешается во время прыжка менять ноги, прыгать то на правой, то на левой ноге или на двух ногах. Указания к проведению. Зимой можно играть на хорошо утоптанной снежной площадке, прокатывая льдинку, шар, шайбу или какой-либо другой предмет. Интересно проходит игра, когда удары мячом водящий проводит внезапно. Он прыгает по кругу то быстро, то замедляя прыжки, внезапно останавливаясь, делает обманные движения, словно бьёт по мячу. Такое поведение водящего заставляет играющих подпрыгивать, отступать назад или делать шаг в сторону. |
34 | «Зевака» | Развивать ловкость, быстроту реакции. | Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом. | 1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему даётся дополнительное задание. 2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга. Указания к проведению. Эту игру лучше проводить с небольшим количеством детей. Мяч для игры можно взять любой величины, в зависимости от умений детей: чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения. |
35 | «Круг» | Развивать ловкость, внимание за направлением летящего мяча, быстроту реакции. | Все играющие, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадёт на землю, играющие разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнётся, то снова идёт в круг водить. | 1. Играющие должны быстро и точно передавать мяч друг другу. 2. Водящий задерживает только летящий мяч. 3. Водящий пятнает детей с того места, где поднял мяч. Проводить игру с подгруппами по 10—12 человек. Водящий должен внимательно следить за направлением летящего мяча и действовать уверенно и ловко, чтобы его задержать. Если играет большая группа детей, то их лучше разделить на 2—3 круга и в каждой выбрать водящего. |
36 | «Охотник» | Развивать меткость, ловкость, внимание за направлением летящего мяча, быстроту реакции. | Одного из детей выбирают охотником, все остальные— дичь. Охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. Он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остаётся на площадке и встаёт недалеко от охотника. Ему может передать мяч охотник, и тот пятнает игроков. Если мяч брошен неточно играющие переходят на другие места. | 1. Игрокам не разрешается двигаться после слова «Дичь!» 2. Играющие могут перейти на новое место, если при Передаче от охотника к помощнику мяч не был пойман, упал на землю. 3. Игрокам не разрешается прятаться от охотника за предметы. 4. Охотник должен выполнять разные упражнения с мячом. Для усложнения можно разрешить детям увёртываться от мяча — отклоняться, приседать, подпрыгивать. |