СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Картотека игр и упражнений по взаимодействию детей в парах
ПРИЁМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПАРАХ
Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умения рассуждать, анализировать, обобщать. А с внедрением комплесно-тематического планирования данные приёмы использовали в соответствии с темой недели. Например, можно объединиться в одну группу:
у кого есть сестра (брат),
по времени года, на которое приходится день рождения,
по количеству членов семьи,
по названию улиц, где живут дети,
по количеству слогов в имени.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ РУК
Бабочка и ветерок
Для этого упражнения необходимо подобрать спокойную, умиротворяющую музыку. Дети разбиваются на пары. Один выступает в роли бабочки, другой — в роли ветерка. «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза. Под музыку начинается импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками — «крылышками бабочки». В процессе танца партнёры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Игра является эффективным релаксационным упражнением: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
БЕСЕДА
Беседа о работе в парах
- Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы ее понимаете?
Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до занятий.
УПРАЖНЕНИЕ
Большие пальцы вверх, шепчем все вместе
Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.
Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:
— Как называется наш садик?
— Как называется улица, на которой стоит наш садик?
— Сколько учеников в нашей группе? И т.д.
Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
Веселая сороконожка
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
ИГРА
Волшебная палочка
Описание игры: игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого.
Инвентарь: украшенный карандаш, ветка.
Правила игры: Детей нужно разбить на пары. У одного ребенка в руках «волшебная палочка» (карандаш или ветка). Ребенок с «волшебной палочкой» касается партнера и задает вопрос «Что мне для тебя сделать?». Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие – спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д. После того как действие выполнено, можно поменять пары.
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА
Вопрос – ответ
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке.
Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
ИГРА НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Воробьиные драки
Цель: снятие физической агрессии.
Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
5-6 лет, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Встреча
Цель: Развивать коммуникативные способности
Ход игры: Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад.
ШУТКИ-МИНУТКИ
Встреча
Педагог предлагает ребятам соседям по парте повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу -
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
… И продолжим наш урок.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Газета
Возьмите двойную газету, разверните ее, положите на пол. Попытайтесь встать на этот «островок». Потом сложите ее вдвое, и снова встаньте. Поэкспериментируйте: какова должна быть минимальная величина «острова», чтобы вы на нем поместились? Но делать это нужно так, чтобы газета не разорвалась.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Газета
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ
Глаза в глаза
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ
Головомяч
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
ИГРА ТРЕНИНГОВОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕНИИ
Гуляем по парку
Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Ход игры. Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т.д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Держи мяч
В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.
Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.
Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Дорисуй рисунок
Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.
Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Дрозд
Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят:
«Я - дрозд, и ты – дрозд. (Показывают сначала на себя, потом на товарища.)
У меня нос, и у тебя нос. (Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)
У меня гладкие, и у тебя гладкие. (Круговыми движениями гладят сначала свои
щёки, затем щёки товарища.)
У меня сладкие, и у тебя сладкие. (Указательными пальцами прикасаются к
уголкам своего рта, затем указывают на рот
своего товарища.)
Я - друг, и ты - друг. (Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)
Нам хорошо!» (Обнимаются.)
ИГРА НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ
Дрозды
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Описание игры: дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.).
У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
Дружная пара
Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза платком. Между стульями на полу раскладываются игрушки крупного размера. Второй ребенок должен провести партнера из одного места в другое так, чтобы не задеть ни одну игрушку.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Друзья
Побежали, побежали
парами скорей, (парами бегут, взявшись за руку)
И друг другу погрозили:
«Ссориться не смей!» (грозим пальцем)
Хлопнули в ладоши, (выполняем хлопки)
Крепко обнялись (обнимаются)
Пару поменяли, (внешний круг меняет партнеров)
За руки взялись.
С 3-4 ЛЕТ, ИГРА НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Живые прыгалки
Особенно полезны на начальном этапе целенаправленной работы по развитию навыков сотрудничества, так как малое количество участников в группе – пара - позволит каждому играющему осознать свои сильные стороны и избавиться от слабых.
Цели: Формировать «зоны радости» в групповой игре. Воспитывать привычку согласовывать свои действия с партнерами в игре.
Материал: прыгалки по количеству пар. Карточки (по мере необходимости)
Описание игры: Играть можно с применением карточек и без них. Двое детей крутят скакалку (мне нравится то, что я делаю, независимо от того, с кем это делаю)
Правила и ход игры:
Прыгалки должны крутить одновременно два человека;
В каждой паре обязательно должны быть девочка и мальчик;
Имена обоих игроков должны начинаться на одну и ту же букву.
«Давайте посмотрим, чьи прыгалки скорее оживут». Игру можно разнообразить, если ведущий вручит каждой паре жетоны с указанием ее порядкового номера в зависимости от скорости выполнения задания.
НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА, НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Здороваемся без слов
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Зеркало
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок – «зеркало».
Второй ребёнок «смотрится» в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Зеркало
Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т.д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Зеркало
Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Зеркало
Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!
Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
СОЦИО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТЕЙ
В МАЛЫХ ГРУППАХ
Истории из мешка
Воспитатель: Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может засунуть туда руку и что-нибудь достать.
Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас пять минут времени. После этого каждая пара расскажет нам свою историю.
Когда вы будете повторять эту игру, можно попросить детей не только рассказать, но и разыграть их историю.
Другой вариант можно предложить детям постарше: группы по четыре человека придумывают истории со своими предметами и показывают в стиле импровизационного театра.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ
Кенгуру
Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.
Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Кенгуру и кенгурёнок
Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б. В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.
Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
УПРАЖНЕНИЕ
Конкурс хвастунов
Цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Ход: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать – хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Крутящиеся обручи
Дети делятся на пары, каждая пара получает по обручу.
Дети становятся напротив друг друга, берутся за руку. Обруч надевают на соединенные руки. Задача детей постараться, чтобы обруч начал крутиться – сначала на руке одного ребенка, затем на руке другого. Задание можно усложнить – во время кручения обруча, поднять одну ногу, потом другую, покружиться и т.д.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Ладонь в ладонь
Цель игры: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Используемые атрибуты, пособия: стол, стулья, постройки играющих детей.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Начало игры - Саша, Наташа, Коля, Серёжа… подойдите, пожалуйста, ко мне. Я придумала для вас интересную игру. Она называется «Ладонь в ладонь».
Объясняю правила игры: - Вам надо стать попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга (показываю, как дети должны взяться за ладошки друг другу; расставляю застенчивого; агрессивного; и ребёнка меланхолика в пары с другими детьми).
- И вам надо передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, играющих на ковре детей. Ладони разжимать нельзя. Надо обойти всю комнату.
Дети подходят ко мне.
Основная часть игры - Все понятно? Начинайте двигаться. Наблюдаю за детьми. - Главное не торопиться. - Главное – обойти всю комнату, не разжимая ладоней. - Как интересно идут Саша и Наташа. Они идут боком, приставным шагом. Оба видят, куда идут, видят препятствия. - Коля и Серёжа идут по-другому. Коля движется вперед, а Серёжа идет спиной. Значит, Коля ответственен за всю пару, и за себя и за товарища. А Серёжа ему доверяет.
- Осторожнее, Вова. У ребят выстроен мост, обойдите его аккуратно.
Предлагаю детям поменяться парами.
Предлагаю усложнение: даю задание передвигаться прыжками. Дети двигаются в парах. Дети разговаривают между собой: куда идти, какие препятствия обходить и как.
В игру включаются дети, ей заинтересовавшиеся.
Подведение итогов игры Дети обошли всю комнату. - Вы выполнили главные правила: не разжимали ладони, обошли все препятствия. - Вам понравилось играть в эту игру? Почему?
Интересно делать все вместе, весело.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОЦЕНКИ, ЭТЮД
Ласка
Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.
Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.
ИГРА НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Ласковый мелок
Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.
Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
Лебедь, рак и щука
Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».
В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит, чтобы дети не нанесли себе травмы.
СОЦИО-ИГРА-РАЗМИНКА
Ловить зверюшку
Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».
Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.
ИГРА ТРЕНИНГОВОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕНИИ
Луноход
Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные «пульты управления».
Ход игры. Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.
Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Мы с тобой похожи тем, что...
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу, лицом друг к другу. Путем перебрасывания мячика каждый участник выбирает себе партнера, и называет один из признаков, по которому они похожи. «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участник, который поймал мячик отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д.
ИГРЫ В ПАРАХ
Мяч
Предварительно в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10-12 см.
- Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.
На доске заранее нарисован мяч:
Предлагается детям превратить круг в мяч, то есть дорисовать необходимые линии.
- Правильность выполнения задания может проверить не только воспитатель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.
Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы».
На какой-нибудь паре показать жест:
- Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест «Мы готовы».
РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА
Найди пару
И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперёд руки. Ведущий берёт партнёра за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнёров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнёры и поведут под музыку. При повторе игры партнёры в паре меняются ролями.
НАВЫКИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ, ИГРА
Найди три отличия
Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.
Инструкция: встаньте друг против друга, в течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.
Прим.: Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты.
Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Накормить друг друга йогуртом
Участникам пары предлагается одновременно накормить друг друга йогуртом.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Учитель предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
ИГРА ДЛЯ СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Насос и мяч
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
"Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Пара
Упражнение проводится в паре. Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары – вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим. (Трафарет звезды, листочка, облако….).
По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.
РАБОТА С ЧУВСТВАМИ, ИГРА
Пилот и диспетчер
Узнайте у ребенка, как он представляет себе действия пилота в самолете: с помощью чего он ориентируется в пространстве? Как избегает столкновения с другими самолетами? На что полагается, если плохая видимость? Таким образом, вы неминуемо придете к обсуждению работы диспетчера. Не трудно привести печальные примеры из жизни, когда неверные действия пилота, невнимательность диспетчера или просто их несогласованность в работе приводили к катастрофе. Поэтому бывает очень важно доверять другому человеку и выполнять его рекомендации, если у того информации больше, чем у тебя в данный момент.
Сначала роль пилота будет играть ребенок. Завяжите ему глаза, это означает, что самолет попал в зону плохой видимости. Теперь придется юному пилоту полностью доверить свое благополучие диспетчеру, то есть вам (или другому члену семьи, исполняющему эту роль). Как и в предыдущей игре, расставьте в комнате различные преграды. В центре поставьте пилота. Диспетчер должен находиться от него на достаточном расстоянии и управлять действиями самолета "с земли", то есть исключительно словами. Так он может давать пошаговые инструкции типа: "Повернись немного вправо, сделай три небольших шага вперед. Так, еще чуть-чуть продвинься вперед. Стоп" и т.д. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен пролететь беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения.
Примечание. Эта игра похожа на игру "Слепой, и поводырь", но она несколько сложнее по выполнению, потому что помимо доверия ребенка ко второму игроку она предполагает умение ждать, находиться какое-то время в неизвестности. То есть вашему ребенку в процессе игры придется преодолеть свою импульсивность и научиться доверять человеку "на расстоянии", не ощущая рядом "дружеского плеча" и руководствуясь только словесными указаниями. Так что если вы предполагаете наличие сложностей с развитием этих качеств у вашего сына или дочери, то не стоит переходить к этой игре, не освоив хорошенько предыдущую.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Пластилин
Участникам дается 1 кусок пластилина. Каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить.
Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?
ИГРА ТРЕНИНГОВОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕНИИ
Поводыри
Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.
Ход игры
Вариант 1. Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.
Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т.д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Позвони другу
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Помоги другу
Оборуд.: платки, шарфы (повязки на глаза).
Дети делятся на пары. Одному ребёнку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки.
Второму ребёнку необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
ИГРА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Попроси игрушку
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: ”Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
ИГРА НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ
Попроси игрушку
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники меняются ролями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
Прилипшая рука
Играют парами. Рука одного ребенка «прилипла» к спине другого. Спина «убегает», а рука пытается не отклеиться от нее. Потом меняются местами: «убегает» рука.
С 6 ЛЕТ, ИГРА НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Присоединись к другому
Цель: Развивать открытость, умение выражать интерес по отношению к другим, готовность идти друг другу навстречу.
Правила и ход игры: Работа в паре. У одного – установка «присоединиться», у другого – «не принять. «Присоединяющийся» через улыбку, прикосновение, взгляд и т.п. Все как в жизни, это понимает каждый участник, и логичным будет перейти после упражнения к разговору о том, что именно дает нам возможность найти путь к «сердцу», «душе» другого, порой совсем чужого, человека: умение улыбаться? А может, умение понять состояние, внутреннее настроение этого «другого»?
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ
Прогулка с компасом
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ
Разговор по телефону
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т.д.).
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Разговор с инопланетянином
Дети разбиваются на пары: один — инопланетянин, он не знает языка и должен с помощью мимики и жестов попросить о помощи, второй должен понять, что случилось и о чем его просят. Например, «инопланетянин» жестами сообщает: «У меня очень болит голова, принеси мне, пожалуйста, лекарство», «У меня не работает мобильный телефон, помоги мне», «Я должен передать посылку землянам, помоги мне».
Остальные дети, наблюдая за парой, решают, понятно ли инопланетянин объяснил свою просьбу и правильно ли его поняли.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Разговор через стекло
Играют парой. Один игрок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.
Игра интересна как детям, так и взрослым. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Раскрась мяч
Дается задание каждой паре раскрасить мячики так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.
- Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».
ИГРА НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ
Раскрасьте правильно
Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.
Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
ИГРА НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Рисуем на ладошках
Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.
Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например, море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
ИГРА НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ
Рисунок на спине
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ
Робот
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
С 6-7 ЛЕТ, ИГРА НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Рисунок с поводырем
Цель: Способствовать сплочению группы. Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.
Материал: повязки на глаза, фломастеры, листы бумаги.
Правила и ход игры: Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.
Примечания. Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
ИГРА ТРЕНИНГОВОГО ХАРАКТЕРА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕНИИ
Рукавички
Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.
Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.
Ход игры. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.
Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.
Победителей награждают аплодисментами.
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ, УПРАЖНЕНИЕ
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания:
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ
Руки танцуют
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
ИГРА НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ
Ручеёк
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Самая дружная пара
Упражнение проводится в парах. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Сиамские близнецы
Цель – контроль импульсивности.
Два ребенка встают спина к спине, сцепившись руками, и пробуют походить в разных направлениях, попрыгать, что-то взять. Важно умение договориться.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ
Сиамские близнецы
Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия.
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Скульптор и глина
Для это коммуникативной игры с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в Интернете и распечатать.
Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.
С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться ролями.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Слепой автомобиль
Упражнение в парах. Встаньте друг за другом. Тот, кто сзади – «шофер». Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:
- когда он нажимает пальцами на позвоночник партнера, это означает, что тот должен «ехать» прямо;
- когда он нажимает на левое плечо, это означает – «поверни на лево»;
- когда он нажимает на правое плечо, это означает – «поверни на право», чем больше при нажатии подается вперед плечо, тем круче должен быть поворот);
- когда «водитель» кладет ладонь на затылок впередистоящего, это означает, что тот должен «подать назад»;
- когда «водитель» убирает руку, и вообще не трогает автомобиль, это значит – «стоп»;
- когда «водитель» усиливает давление, это означает – «быстрее».
Повторите сигналы еще раз. Каждый «водитель» отвечает за безопасность своего «автомобиля».
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ
Слепой и Поводырь
Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.
Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.
Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
РАБОТА С ЧУВСТВАМИ, ИГРА
Слепой и поводырь
Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.
Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
Задача проводника - аккуратно перевести слепого на другую "сторону шоссе" (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он проводнику, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли проводника - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.
Трудным может быть для детей объяснение со "слепым" человеком, так как фразы типа: "А теперь ставь ногу вот сюда" - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со "слепым" в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.
Примечание. В этой игре "проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.
ПСИХОГИМНАСТИКА, ИГРА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Слепой танец
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
ТЕХНОЛОГИЯ «РАБОТА В ПАРАХ», ИГРА
Собери картинку (дикое животное)
Цель игры: развитие связанной грамматически правильной речи.
Ход игры: нужно собрать картинку на середине стола вместе, дружно и самостоятельно договориться, кто в паре будет рассказывать, какое животное собрали, как строит жилище.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Совместный рисунок
Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Создание проблемной ситуации
Каждому ребенку дается картинка “Найди отличия”. Сначала задание выполняется индивидуально. Затем дети делятся по парам. Каждой паре дается картинка, на которой надо найти отличия.
После выполнения задания детей спрашивают: “Как легче искать отличия: одному или вместе?”, “Что помогало вам выполнять задания? А что мешало?”
Задача подвести детей к пониманию того, что вместе легче выполнять задания, так как всегда можно обратиться за помощью к товарищу.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
Старенькая бабушка
- Представим, что в каждой паре есть внук (внучка) и дедушка (бабушка). Бабушки очень старенькие, они очень плохо слышат и ничего не видят (завязывают косынкой глаза). Однажды бабушки захворали. Внуки берут бабушек и ведут между домами (стульями) и к врачу (стулья у стены).
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Статуи
Образуйте пары, в которых один становится участником «А», а другой – участником «Б». Встаньте друг напротив друга так, чтобы между вами было расстояние примерно в полтора метра. «А» должен закрыть глаза и постоять так примерно одну минуту. В это время «Б» принимает какую-нибудь позу и замирает, превратившись в «статую». А теперь я скажу, что должен делать «А». Не открывая глаз, они осторожно идут вперед и пытаются определить на ощупь положение тела своего партнера. (1 минута)
После этого «А» - по – прежнему не открывая глаз – должны вернуться на свое место и скопировать позу партнера. Все это время «статуя - оригинал» стоит, не двигаясь (1 минута).
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА
Тень
Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т.д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп — это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук».
Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по выбору педагога), другой ребенок — его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает походку зверей.
КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ
Толкалки
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: "Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
УПРАЖНЕНИЕ
Только вместе
Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вы медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. А теперь сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить с какой силой вам нужно опираться на спину партнёра, чтобы обоим было удобно.
Анализ: С кем тебе вставать и садиться было легче всего? Что было самым трудным в этом упражнении?
6-7 лет, ИГРА НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Три лица
Цели: Вызывать заинтересованность в общей цели. Развивать умение детей без слов достичь совпадения выражений лица.
Материал: иллюстрации выражений лица (грустно, свирепое и счастливое).
Правила и ход игры: Педагог: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.
Сначала печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.
Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Представили, как это выглядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.
Третье лицо — счастливое. Для этого давайте широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу.
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое.
Теперь разделитесь на пары и встаньте друг к другу спиной. Давайте еще раз изобразим все три выражения лица: печальное, свирепое, счастливое. Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами настроение. Ваша задача состоит в том, чтобы показать одинаковое с партнером выражение лица. Готовы? Раз, два, три! Покажите свое лицо партнеру. У какой пары совпало настроение?
По мере тренировки детей можно объединять в четверки, шестерки и т.д.
ТЕХНОЛОГИЯ «РАБОТА В ПАРАХ», ИГРА
Угадай-ка
Цель игры: закрепление порядкового счета от 0 до 10.
Ход игры: Дети разбиваются на пары и дается задание отгадать число. Первый ребенок загадывает, например: отгадай число если…
- оно находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает?
- оно на 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает?
- мой сосед слева живет в 4-ом домике, сосед справа живет в 6-ом домике. В каком домике живу я? И т.д.
Задача второго ребенка отгадать правильно число. За каждый правильный ответ, получают звездочку. Далее дети меняются ролями. Подсчитываются звездочки.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ ПО ОБЩЕНИЮ
Угадай, кто это
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
ИГРА
Угадай настроение
Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; фор-ть коммуникативные навыки.
Оборуд.: картинки с видами настроений (весёлое, грустное, счастливое, сердитое, доброе).
Детям даётся набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один р. берёт картинку и, не показывая её другому, называет настроение, к-ое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнёром. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПАРЕ
Удержи предмет
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Упрямые барашки
Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит:
«Утром рано два барана
повстречались на мосту».
Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.
Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Фигуры из спичек
Двое садятся спиной друг к другу. Они получают от ведущего по 12 спичек. Первый выкладывает любую фигуру из спичек, а потом объясняет второму, который не видит, что он выложил, как положить спички, не говоря, что он сделал. После этого контролер проверяет, правильно ли сделана фигура. Потом участники могут поменяться ролями (Данное упражнение можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.)
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ И ПЛЕЧ
Художник и мольберт
Дети разбиваются на пары. Один из них — художник, второй — мольберт. «Художники» встают позади «мольбертов» и рисуют на их спине, что захотят. «Мольберты» стараются угадать, что же на них нарисовано. Затем дети меняются местами. Можно попросить «мольберты» изобразить движениями тела, что нарисовано на их спинах, тогда это упражнение задействует всё тело. Или можно рисовать на ладошках, тогда эта игра будет направлена на снятие напряжения рук и развитие доверия к партнёру.
С 4-5 ЛЕТ, ИГРА НА РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Шепчем все вместе
Бывает, что дети пытаются одновременно выкрикнуть ответ на вопрос.
Цели: Научить детей выполнять задание вместе, побуждать детей останавливаться, делать паузу, прежде чем сказать ответ. Развивать сосредоточенность.
Правила и ход игры: Педагог. Я хочу задать вам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.
Вопросы:
Какой сегодня день недели?
Как зовут маму?
Сколько девочек в нашей группе?
В каком городе вы живете?
После таких легких, тренировочных вопросов можно задавать и вопросы по изучаемому предмету. Чтобы побудить детей к сотрудничеству, вы можете дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: «Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три...».
Представленные игры оставляют большую свободу для творческого самовыражения педагога и детей. Условия проведения могут варьироваться в зависимости от конкретных детей и конкретных групп.
ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ
Эхо
Воспитатель (или ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).
Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз. Говорящий произносит, играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено водящим.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРАХ, УПРАЖНЕНИЕ
Яблоко раздора
Для начала надо забыть все обиды, недопонимания, недовольство и для этого съесть «яблоко раздора». Перед парами взрослый держит на веревочке яблоко, дети должны его съесть без помощи рук.
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Я знаю пять названий …
Воспитатель вместе с одним из детей показывает игру: игроки должны бросать друг другу мяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Например:
- Я!
- Знаю!
- Пять!
- Имен!
- Девочек!
- Катя!
- Раз!
- Оля!
- Два!
- ...
Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, названия городов, цветов, птиц, растений и т.п. Игра прекращается по команде воспитателя.