7
Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика»
Цели урока:
Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.
Воспитательная. Прививать интерес к предмету; воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради; привитие ответственного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.
Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; закрепить умение проводить лабораторные исследования. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, лабораторная работа (исследовательский), репродуктивный.
Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа.
Оборудование урока:
Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;
Оборудование для Лабораторной работы: чучела голубя и дятла, наборы перьев, лупы, препаровальные иглы;
скелет птицы, модель «Строение яйца птицы»;
таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», рельефные таблицы «Внутреннее строение голубя», «Археоптерикс», демонстрационный материал с изображением сердца птицы и пресмыкающегося.
Хронометраж урока: - Организационный момент – 1 мин
Проверка знаний по предыдущей теме – 8 мин
Актуализация знаний – 2 мин
Изучение нового материала
Мотивационный этап – 2 мин
Задачи урока – 2 мин
Исполнительная часть – 24 мин
а) Внешнее строение птиц – 11 мин
б) Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц» – 8 мин
в) Особенности внутреннего строения птиц – 3 мин
г) Особенности размножения и развития птиц – 2 мин
- Закрепление знаний – 4 мин
Домашнее задание – 1 мин
Итог урока – 1 мин
Оформление доски: тема урока, дата, новые термины, название лабораторной работы, домашнее задание.
План-конспект урока:
Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации № | Деятельность учителя | Ожидаемая деятельность учащихся |
I. Организационный момент (номер слайда презентации № 2). | Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе. | Полная готовность класса к работе. |
II. Проверка знаний по предыдущей теме. Игровое задание «Динозавр» по теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» (см. Приложение 1) — Знания, полученные при изучении пресмыкающихся, будут необходимы при изучении нового материала. Выполним задание, чтобы убедиться в хорошем качестве ваших знаний по предыдущей теме (№ 3). | Предлагает выполнить задание на карточке. Необходимо выбрать правильный ответ и соединить точки в указанной последовательности. После того как ребята сдали работы, показывает правильный ответ. | Быстро с большим интересом приступают к заданию, так как подобные они уже выполняли ранее. |
III. Актуализация знаний. Вопросы для беседы (№ 4-6): 1. Какие особенности строения обеспечили выход животных на сушу? 2. Какие особенности строения обеспечили распространение животных на суше? 3. Какие особенности строения пресмыкающихся стали ограничителями в их распространении на суше? | Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний. | Поддерживают беседу, отвечают на поставленные вопросы. |
IV. Изучение нового материала. Мотивационный этап. Загадки(№ 7): — Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал (№ 8). — Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? (№ 9) — Рук нет, а строить умеет (№ 10). — О чем сегодня пойдет речь, вы уже догадались. Да, речь пойдет о птицах. На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. При изучении новой темы вы должны узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека (№ 11). Задачи урока. — Сегодня вы узнаете об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту (№ 12) Исполнительная часть. а) Внешнее строение птиц. — По каким признакам птицы отличаются от других позвоночных? — Что общего между птицами и пресмыкающимися? Сравнить вымершего представителя — археоптерикса с птицами и пресмыкающимися (№ 13-14, рис. 115 на с. 139 учебника) — Где и каких птиц можно встретить в природе? — Из каких частей состоит тело птицы? Какую форму имеет туловище? Какое значение имеет такая форма? (№ 15) — Чем отличается голова и шея птиц от пресмыкающихся? — Какие органы расположены на голове птиц? Какие функции выполняет клюв? Особенности строения глаз. (№ 16) — О чем идет речь (№ 17): (№ 19) — Чем покрыто тело птицы? (№ 20) б) Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц» (№ 21) Инструкция на с.136 учебника. По результатам работы выполняются задания 3, 5 и 6 на с. 65 рабочей тетради. (№ 22-24) в) Особенности внутреннего строения птиц (№ 25) Скелет облегчен, малоподвижен и образует жесткую конструкцию, кости тонкие, заполненные воздухом. Передняя конечность — опора для маховых крыльев. Часть костей срослась для придания прочности. На грудной кости есть киль, для прикрепления грудных мышц (№ 26). — Птиц иногда в шутку называют “горячими ящерицами”. Почему? Теплокровные животные с интенсивным обменом веществ. (№ 27). г) Особенности размножения и развития птиц (№ 29-31) | Загадывает загадки. Обеспечение мотивации деятельности учащихся. Постановка задачи и запись темы урока на доске. Демонстрирует чучела, таблицы и предлагает, внимательно рассмотрев внешнее строение птицы, ответить на вопросы. Наводящими вопросами подводит учащихся к правильным и полным ответам. Дополняет ответы учащихся. Постановка задачи. Контролирует действия учащихся. Объяснение учителя с использованием скелета птицы, таблиц и рисунков Создание проблемной ситуации. Помогает ответить на вопрос Объяснение учителя с элементами беседы; демонстрация модели «Строение яйца птицы» | Отгадывают загадки. Проявление интереса к изучению новой темы. Восприятие задачи урока, запись темы урока в тетради. Отвечают на вопросы С интересом отгадывают загадки. Для знакомства с особенностями строения перьевого покрова птиц, учащиеся выполняют лабораторную работу и задания в рабочей тетради. Записывают вывод. Слушают учителя, с интересом рассматривают скелет птицы Пытаются ответить на вопрос. Слушают учителя. |
V. Закрепление знаний. — Какие особенности развились у птиц в связи с приспособленностью к полету и какое значение они имеют? (№ 32) | Беседа с элементами рассказа учителя. | Обобщая изученный материал, отвечают на вопрос. |
VI. Домашнее задание. § 27 (раздел «Общая характеристика»). Выполнить в рабочей тетради задание 10 на с. 66 (№ 33) | Поясняет, как выполнять домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. |
VII. Итог урока. — Птицы — высокоорганизованная группа животных, приспособившихся к полёту. В связи с этим у них произошли изменения во внешнем и внутреннем строении. На следующих уроках познакомимся с разнообразием птиц и приспособлением их к различным средам обитания (№ 34) | Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке. Словесно поощряет детей. Создает ситуацию успеха. | Слушают учителя. Осуществляют адекватную самооценку и оценку всему уроку. |
Приложение 1 Игровое задание для проверки знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся»
«Динозавр»

1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:
а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).
2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:
а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).
3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:
а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).
4. К аутотомии (рефлекторное отбрасывание хвоста) способны:
а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).
5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:
а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).
6. Глотают пищу только целиком:
а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).
7. Располагающийся в полости рта рептилий Якобсонов орган является:
а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).
8. У рептилий отсутствует:
а) диафрагма (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3); в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).
9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:
а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).
10. У пресмыкающих зубы прирастают к челюстям и небным костям. Из перечисленных групп рептилий зубы помещены в специальные ячейка (альвеолы, или теки) у:
а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).
(Правильные ответы: 24–5–14–37–19; 19–33–2–10–17; 17–26–35–30–1; 31–36–13–34–5; 1–20–32–11–8; 8–21–7–38–25; 25–18–29–6–22; 22–3–15–16; 3–28–12–27–4; 12–4–23–9.)

Правильно выполненное задание

1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:
а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).
2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:
а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).
3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:
а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).
4. К аутотомии (рефлекторное отбрасывание хвоста) способны:
а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).
5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:
а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).
6. Глотают пищу только целиком:
а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).
7. Располагающийся в полости рта рептилий Якобсонов орган является:
а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).
8. У рептилий отсутствует:
а) диафрагма (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3); в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).
9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:
а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).
10. У пресмыкающих зубы прирастают к челюстям и небным костям. Из перечисленных групп рептилий зубы помещены в специальные ячейка (альвеолы, или теки) у:
а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).