СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс Птицы. Общая характеристика.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы. Общая характеристика"

Просмотр содержимого документа
«Класс Птицы. Общая характеристика.»

7



Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика»

Цели урока:

  • Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой птиц, особенностями их организа­ции в связи с приспособленностью к воздушной сре­де обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.

  • Воспитательная. Прививать интерес к предмету; воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради; привитие ответствен­ного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.

  • Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; закрепить умение проводить лабораторные исследования. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, лабораторная работа (исследовательский), репродуктивный.

Тип урока: Комбинированный урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа.

Оборудование урока:

  1. Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;

  2. Оборудование для Лабораторной работы: чучела голубя и дятла, наборы перьев, лупы, препаровальные иглы;

  3. скелет птицы, модель «Строение яйца птицы»;

  4. таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», рельефные таблицы «Внутреннее строение голубя», «Археоптерикс», демонстрационный материал с изображением сердца птицы и пресмыкающегося.

Хронометраж урока:
  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Проверка знаний по предыдущей теме – 8 мин

  3. Актуализация знаний – 2 мин

  4. Изучение нового материала

  1. Мотивационный этап – 2 мин

  2. Задачи урока – 2 мин

  3. Исполнительная часть – 24 мин

а) Внешнее строение птиц – 11 мин

б) Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц» – 8 мин

в) Особенности внутреннего строения птиц – 3 мин

г) Особен­ности размножения и развития птиц – 2 мин

  1. Закрепление знаний – 4 мин
  2. Домашнее задание – 1 мин

  3. Итог урока – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, новые термины, название лабораторной работы, домашнее задание.




План-конспект урока:


Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации №

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

I. Организационный момент (номер слайда презентации № 2).

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе.

Полная готовность класса к работе.

II. Проверка знаний по предыдущей теме. Игровое задание «Динозавр» по теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» (см. Приложение 1)

Знания, полученные при изучении пресмыкающихся, будут необходимы при изучении нового материала. Выполним задание, чтобы убедиться в хорошем качестве ваших знаний по предыдущей теме (№ 3).







Предлагает выполнить задание на карточке. Необходимо выбрать правильный ответ и соединить точки в указанной последовательности.

После того как ребята сдали работы, показывает правильный ответ.







Быстро с большим интересом приступают к заданию, так как подобные они уже выполняли ранее.

III. Актуализация знаний.

Вопросы для беседы (№ 4-6):

1. Какие особенности строения обеспечили выход животных на сушу?

2. Какие особенности строения обеспечили распространение животных на суше?

3. Какие особенности строения пресмыкающихся ста­ли ограничителями в их распространении на су­ше?


Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний.



Поддерживают беседу, отвечают на поставленные вопросы.


IV. Изучение нового материала.

  1. Мотивационный этап.

Загадки(№ 7):

Верст не считал,

по дорогам не ездил,

а за морем бывал (№ 8).

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? (№ 9)

Рук нет,

а строить умеет (№ 10).

О чем сегодня пойдет речь, вы уже догадались. Да, речь пойдет о птицах.

На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. При изучении новой темы вы должны узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека (№ 11).


  1. Задачи урока.

Сегодня вы узнаете об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту (№ 12)


  1. Исполнительная часть.

а) Внешнее строение птиц.

По каким признакам птицы отличаются от дру­гих позвоночных?

Что общего между птицами и пресмыкающими­ся? Сравнить вымершего представителя — археоптерикса с птицами и пресмыкающимися (№ 13-14, рис. 115 на с. 139 учебника)

Где и каких птиц можно встретить в природе?

Из каких частей состоит тело птицы? Какую форму имеет туловище? Какое значение имеет такая форма? (№ 15)

Чем отличается голова и шея птиц от пресмыка­ющихся?

Какие органы расположены на голове птиц? Ка­кие функции выполняет клюв? Особенности строения глаз.

(№ 16)

О чем идет речь (№ 17):

  • Ер-Егорка упал в озерко, воды не сколыбнул и сам не утонул (№ 18).

  • С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет

(№ 19)

Чем покрыто тело птицы? (№ 20)


б) Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения птиц» (№ 21)

Инструкция на с.136 учебника.

По результатам работы выполняются задания 3, 5 и 6 на с. 65 рабочей тетради.

(№ 22-24)






в) Особенности внутреннего строения птиц (№ 25)

  • Скелет облегчен, малоподвижен и образует жес­ткую конструкцию, кости тонкие, заполненные воздухом. Передняя конечность — опора для махо­вых крыльев.

  • Часть костей срослась для придания прочности.

  • На грудной кости есть киль, для прикрепления грудных мышц (№ 26).

  • Птиц иногда в шутку называют “горячими ящерицами”. Почему?

Теплокровные животные с интенсивным обме­ном веществ.

  • Многоячеистые легкие. Есть воздушные мешки. Двойное дыхание

(№ 27).

  • Четырехкамерное сердце. Артериальная и ве­нозная кровь не смешиваются (см. Приложение 4) (№ 28).


г) Особен­ности размножения и развития птиц (№ 29-31)







Загадывает загадки.

Обеспечение мотивации деятельности учащихся.








































Постановка задачи и запись темы урока на доске.







Демонстрирует чучела, таблицы и предлагает, вни­мательно рассмотрев внешнее строение птицы, от­ветить на вопросы.

Наводящими вопросами подводит учащихся к правильным и полным ответам.

Дополняет ответы учащихся.































Постановка задачи.

Контролирует действия учащихся.










Объяснение учителя с использованием скелета птицы, таблиц и рисунков











Создание проблемной ситуации. Помогает ответить на вопрос














Объяснение учителя с элементами беседы; демонстрация модели «Строение яйца птицы»




Отгадывают загадки.

Проявление интереса к изучению новой темы.






































Восприятие задачи урока, запись темы урока в тетради.




Отвечают на вопросы


























С интересом отгадывают загадки.












Для знакомства с особенностями строения перьево­го покрова птиц, учащиеся выполняют лаборатор­ную работу и задания в рабочей тетради.

Записывают вывод.


Слушают учителя, с интересом рассматривают скелет птицы










Пытаются ответить на вопрос.















Слушают учителя.




V. Закрепление знаний.

Какие особенности развились у птиц в связи с приспособленностью к полету и какое значение они имеют?

(№ 32)



Беседа с элементами рассказа учителя.


Обобщая изученный матери­ал, отвечают на вопрос.

VI. Домашнее задание.

§ 27 (раздел «Общая характеристика»).

Выполнить в рабочей тетради задание 10 на с. 66 (№ 33)


Поясняет, как выполнять домашнее задание.


Записывают домашнее задание в дневник.

VII. Итог урока.

Птицы — высокоорганизованная группа животных, приспособившихся к полёту. В связи с этим у них произошли изменения во внешнем и внутреннем строении. На следующих уроках познакомимся с разнообразием птиц и приспособлением их к различным средам обитания (№ 34)


Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке. Словесно поощряет детей. Создает ситуацию успеха.




Слушают учителя. Осуществляют адекватную самооценку и оценку всему уроку.



Приложение 1 Игровое задание для проверки знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» «Динозавр»




1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:

а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).

2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:

а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).

3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:

а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).

4. К аутотомии (рефлекторное отбрасывание хвоста) способны:

а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).

5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:

а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).

6. Глотают пищу только целиком:

а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).

7. Располагающийся в полости рта рептилий Якобсонов орган является:

а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).

8. У рептилий отсутствует:

а) диафрагма (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3); в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).

9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:

а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).

10. У пресмыкающих зубы прирастают к челюстям и небным костям. Из перечисленных групп рептилий зубы помещены в специальные ячейка (альвеолы, или теки) у:

а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).


(Правильные ответы: 24–5–14–37–19; 19–33–2–10–17; 17–26–35–30–1; 31–36–13–34–5; 1–20–32–11–8; 8–21–7–38–25; 25–18–29–6–22; 22–3–15–16; 3–28–12–27–4; 12–4–23–9.)

Правильно выполненное задание











1. Из перечисленных групп животных не относятся к рептилиям:

а) змеи (24–34–5–14–37);
б) ящерицы (24–5–19–37–14);
в) черепахи (24–14–37–19–5);
г) саламандры (24–5–14–37–19).

2. Смена рогового покрова рептилий путем полного или частичного сбрасывания старого рогового чехла и формирования нового называется:

а) регенерацией (19–33–2–17–10);
б) линькой (19–33–2–10–17);
в) аутотомией (19–2–10–17–33);
г) пойкилотермией (19–33–17–10–2).

3. Крокодилы могут быстро передвигаться в воде за счет:

а) передних лап (17–26–30–35–1);
б) задних лап (17–30–1–35–26);
в) хвоста (17–26–35–30–1);
г) змееобразных движений тела (17–35–30–1–26).

4. К аутотомии (рефлекторное отбрасывание хвоста) способны:

а) змеи (31–13–36–8–34);
б) хамелеоны (31–34–13–5–36);
в) крокодилы (31–36–5–34–13);
г) ящерицы (31–36–13–34–5).

5. Эти пресмыкающиеся лишены зубов и срезают части растения при помощи острых краев рогового покрова челюстей:

а) черепахи (1–20–32–11–8);
б) морские змеи (1–32–20–11–8); в) морские игуаны (1–20–11–32–8);
г) агамы (1–20–32–8–11).

6. Глотают пищу только целиком:

а) крокодилы (8–21–7–25–38);
б) черепахи (8–7–38–21–25);
в) змеи (8–21–7–38–25);
г) вараны (8–7–25–21–38).

7. Располагающийся в полости рта рептилий Якобсонов орган является:

а) терморецептором (25–18–29–22–6);
б) хеморецептором (25–18–29–6–22);
в) сейсморецептором (25–29–22–6–18);
г) фоторецептором (25–18–6–22–29).

8. У рептилий отсутствует:

а) диафрагма (22–3–15–16);
б) желчный пузырь (22–16–15–3); в) печень (22–15–16–3);
г) поджелудочная железа (22–23–16–3).

9. Добывают корм при помощи далеко выбрасывающегося языка, снабженного присоской, следующие пресмыкающиеся:

а) ужи (3–28–4–12–27);
б) хамелеоны (3–28–12–27–4);
в) гекконы (3–4–28–12–27);
г) гадюки (3–27–4–12–28).

10. У пресмыкающих зубы прирастают к челюстям и небным костям. Из перечисленных групп рептилий зубы помещены в специальные ячейка (альвеолы, или теки) у:

а) крокодилов (12–4–23–9);
б) черепах (12–4–9–23);
в) ящериц (12–23–9–4);
г) хамелеонов (12–9–23–4).