Классное руководство в современной практике – это не только выполнение административных и воспитательных функций, но и понимание детской психологии. Второй фактор – умение наладить партнерские отношения с учениками и их родителями, педагогическим коллективом.
Одна из ключевых задач заключается в создании сплоченного коллектива. Он становится неким звеном и ключевой фигурой в образовательной системе, так как коммуницирует со всеми представителями системы обучения: учениками, родителями, учителями и социумом. Современная форма работы необходима в условиях стремительных изменений и вызовов, связанных с воспитанием ответственной, активной и эмоционально устойчивой личности.
На примере своей практики рассмотрю основные приоритеты и схемы работы классного руководителя.
Методики эмоционального саморегулирования, которые заимствованы из практики инклюзивного образования: создание безопасной и благоприятной среды внутри коллектива, возможно благодаря внедрению в практику – воспитания гражданственности и патриотической позиции. Ответственность не только за себя, но и за страну проявляется не в лозунгах, а в реальных делах. Работа строится на принципе проектного и действительного.
Ключевым направлениям данного блока можно выделить:
- Организацию и участие в благотворительных и волонтёрских акциях;
- Проведение проектов по изучению культуры и истории родного края;
- Встречу с представителями местных органов власти, ветеранами и волонтёрами;
- Участие в гражданских инициативах, квестах, конкурсах, приуроченных к государственным праздникам.
Таким образом, данная система формирует ценностное отношение к государству. Уважение к традициям и стремление быть полезным своей родине.
Поговорим о развитии психологической работы.
В практику внедряются дневники настроения – это индивидуальные или коллективные формы самоанализа, которые помогают выделить эмоциональное состояние учащихся.
Эмоциональной круги – это еженедельные открытые беседы в формате тёплого круга, где каждый ученик делится своими чувствами и новостями.
Мини-тренинги по развитию эмпатии, командной работы, активного слушания. Система позволяет выявить своевременно внутренние проблемы и сформировать навык осознанного выражения эмоций для укрепления доверительных отношений между учениками.
Говоря об инклюзивном и индивидуальном подходе, следует отметить, что воспитательная работа организована четко с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Выстроены элементы подхода. В частности, адаптации учебной и внутренней среды для разных категорий детей. Следует перечислить методы:
- Разработка индивидуальных траекторий, адаптивных под новых учеников;
- Внедрение уроков доброты и разговоров о важном, которые входят интерактивные формы и использование арт-практик;
- Назначение «помощника», «партнеров» для учащихся с трудностями в общении.
Таким образом, данные подходы влекут за собой развитие не только личности и внедрения человека в коллектив, но и помогают выстроить внутри класса четкий подход в общении друг с другом, учителями и родителями. Детей не учат, как взаимодействовать, им показывают, как взаимодействовать. Обратная связь через анонимные формы и «ящики доверия» позволяют выражать свои переживания, не опасаясь осуждения. Именно такой подход делает классную среду по-настоящему инклюзивной и развивает у детей принятие различий и понимание действительности.
Основной блок – развитие самоуправления и лидерского потенциала.
В школьные годы закладывается фундамент, который в последующем может повлиять на выбор профессий и умение постоять за себя, управлять крупными компаниями. Он строится на основе навыков самоуправления, планирования и ответственности. Классное самоуправление моделируется как миниатюрное общество, где каждый ученик играет свою роль внутри и государства.
Применяю такие формы:
- Выбор президента класса и тематических координаторов (по экологии, культуре, информации, ответственному за дежурство, учебники и т.д.);
- Проведение классных часов и собраний, на которых ученики планируют мероприятия и обсуждают текущие вопросы. Круг не замыкается на учебе, а выходит за рамки школы, позволяя ученикам взаимодействовать дальше.
- Общая система планирования в виде календаря дел или инициативы. Составляется самими детьми, развивая навыки планирования.
- Разработка проектов в командах, тематические недели, челленджи, выставки позволяют сплотить коллектив и понять классному руководителю тематику дальнейшего развития каждого ребенка и понять самим детям, что им нравится. Попробовать на себе много ролей в проектах.
В современном мире использование цифровых инструментов в классном руководстве необходимо. Это повышает эффективность коммуникации и организации воспитательной работы. Дистанционное взаимодействие востребованно и сохраняет актуальность. Удобный способ вовлечения всех участников процесса, даже после отмены норм карантина. Что стало обыденностью, упрощая процесс взаимодействия между педагогами и учащимися.
В первую очередь к цифровым технологиям можно отнести:
- Создание общего хранилищем Яндекс или Google диске. С информацией, архивом, памятками, графиками. Фотоархив может примениться на выпускном, тогда ребята увидят себя маленькими. Это будет настоящее сплочение коллектива и вызовет слезы на глазах не только учеников и родителей, но и учителей;
- Электронный журнал достижений. В него вносятся успехи каждого ученика от учебных до социальных. Помогает сформировать систему мотивации и отслеживания работы каждого;
- Интерактивные опросы, обсуждения. С помощью форм, которые заполняют ученики на интересующие темы;
- Цифровая стенгазета и коллажи. Они создаются на платформах PowerPoint, Сanva и т.д.
Таким образом, данный блок повышает не только вовлеченность учащихся, но и способствует развитию их цифровой грамотности.
Итог. Представленная практика классного руководства доказывает эффективность. В наборе неформальных обязанностей, ценностной гибкой системы воспитательной работы, которая строится на доверии, уважении и сотрудничестве. Вдохновляясь региональным опытом и внедряя свои социальные инструменты классное руководство Запорожской области создает общее пространство, где каждый ученик чувствует себя важным и услышанным.