ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. Калинина Дарья Владимировна
Направление: духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Название объединения (программы)
Класс 3Г
Тема занятия: «День славянской письменности и культуры»
Цель: расширение знаний о старославянского языка.
Задачи: | Планируемые результаты | Дидактические: Формировать представление об истории Дня славянской письменности и культуры. Развивать умение логически мыслить | Предметные (учащиеся научатся): Находить и объяснять понятие алфавит. Применять логические способности для решения упражнений. | Развивающие: Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умение моделирования. Формировать умения анализировать, планировать свои достижения. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение владеть диалогической формой речи. | Метапредметные (учащиеся научатся): Познавательные: выявлять существенные признаки при анализе объектов; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения; Коммуникативные: | Воспитательные: Воспитывать интерес к международным праздникам, к истории своей страны, уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу. | Личностные (у учащихся будут сформированы): нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе, проявляют этические чувства понимание ответственности за свои поступки перед другом | Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: видеоролик, презентация, раздаточный материал, ручки. Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные (П, Р, К) | Предметные |
Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята. Ребята, какое у вас сегодня настроение? – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. -Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. | Обучающиеся приветствуют учителей и проверяют свою готовность. | | П:- выявлять существенные признаки при анализе объектов; -устанавливать причинно-следственные связи; | |
Актуализация субъектного опыта обучающегося | Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран и прочитайте тему нашего занятия. КиМ ЛИРИКЛ и ЙОФЕМИД Как вы думаете, о чем мы будем говорить, вы что-нибудь поняли? -А хотите узнать? Для этого вам предстоит собрать из букв имена. Что вы знаете о них? Создатели славянского алфавита – великие просветители Кирилл и Мефодий. Послушаем стихотворение, посвящённое основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, которое написал Владимир Агеев: Приложение 1 | Нет. ( Дети собирают имена КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ.) | | К: владеть диалогической речью. Р: определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения; | |
Усвоение новых знаний и способов деятельности | - Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая? -Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное. - В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог». Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма. Сложите первую и вторую букву. Что получилось? АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА. Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ. АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности. -Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы? -Назовите эти буквы. -Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. - Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию. - Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом. Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм, для закрепления наших знаний. | Ответы учащихся. Ответы учеников. Внимательно слушают. В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке. Просмотр видеоролика. | нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе, проявляют этические чувства - понимание ответственности за свои поступки перед другом | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: владеть диалогической речью. | Находить и объяснять понятие алфавит. |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности | Настало время ответить на вопросы викторины, проверим насколько вы запомнили информацию. Приложение 2 Впереди нас ждёт 5 этапов. Поэтому сейчас мы переходим ко второму: Приложение 3 Соедините первую часть поговорки с ее окончанием. Третий этап по такому же принципу, так что скорее переходим к нему. Приложение 4. Молодцы, теперь давайте вместе решим филворд на 4 этапе. На прошлом нашем классном часе мы с вами уже знакомились с филвордом. Сегодня в нем спрятаны имена знаменитых русских писателей. Приложение 5 Всех ли из них вы знаете? Следующий наш этап номер 5. Это тоже филворд Приложение 6 Последний 6 этап. Давайте вместе вставим пропущенные слова и проверим наши знания истории. | Отвечают на вопросы. Соединяют поговорки. Выполняют филворд. Ответы учеников. | | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: владеть диалогической речью | |
5. Рефлексия учебной деятельности | Итак, ребята, давайте поиграв в «закончи фразу». Я говорю начало, а вы заканчиваете. Сегодня я научился… Сегодня я узнал… У меня получилось… Мне было непонятно…. | Оценка своей деятельности учащимися. | | К: владеть диалогической речью | |
Приложение 1.
Жили на свете Кирилл и Мефодий,
Два византийских монаха и вдруг
(Нет, не легенда, не миф, не пародия),
Кто-то из них и задумался: «Друг!
Сколько славян без Христа безъязычны!
Надо создать для славян алфавит…
Как Прометеи, зажжём эту спичку –
Всё выполнимо, а это – болит!
«А» - это «аз» тебе! «Б» - это «буки» -
«Азбука»: из сочетаний – язык.
Трудное слово славянское: «Други!» -
Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»
Так и возникло понятье «кириллица».
Перевели по-славянски Псалтирь
Всё развивается, видится, ширится,
Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».
Вот и Москва. И любуемся, бродим.
«Площадь Славянская». Память. Цветы.
Вечная слава! Кирилла с Мефодием
Церковь причислила к лику святых.
Приложение 2
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьевпросветителей город Солунь в Македонии)
4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? («Остромирово Евангелие»)
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий –
военачальник,)
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена? (Петра 1)
9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)
11.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)
12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)
13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово
было у Бога и Слово было Бог)
14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
.
Приложение 7