СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "День письменности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "День письменности"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. Калинина Дарья Владимировна

Направление: духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Название объединения (программы)

Класс 3Г

Тема занятия: «День славянской письменности и культуры»

Цель: расширение знаний о старославянского языка.

Задачи:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление об истории Дня славянской письменности и культуры.

  2. Развивать умение логически мыслить


Предметные (учащиеся научатся):

  1. Находить и объяснять понятие алфавит.

  2. Применять логические способности для решения упражнений.

Развивающие:

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

  1. Формировать умение моделирования.

  1. Формировать умения анализировать, планировать свои достижения.

  2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Формировать умение владеть диалогической формой речи.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

  • выявлять существенные признаки при анализе объектов;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

  • определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения;

Коммуникативные:

  • владеть диалогической речью.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к международным праздникам, к истории своей страны, уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.


Личностные (у учащихся будут сформированы):

  • нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе, проявляют этические чувства

  • понимание ответственности за свои поступки перед другом


Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: видеоролик, презентация, раздаточный материал, ручки.

Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ


Этап

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

(П, Р, К)

Предметные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.

Ребята, какое у вас сегодня настроение? – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. -Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты – мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Обучающиеся приветствуют учителей и проверяют свою готовность.


П:- выявлять существенные признаки при анализе объектов;

-устанавливать причинно-следственные связи;


  1. Актуализация субъектного опыта обучающегося

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран и прочитайте тему нашего занятия.

КиМ ЛИРИКЛ и ЙОФЕМИД

Как вы думаете, о чем мы будем говорить, вы что-нибудь поняли?

-А хотите узнать? Для этого вам предстоит собрать из букв имена.

Что вы знаете о них? Создатели славянского алфавита – великие просветители Кирилл и Мефодий.

Послушаем стихотворение, посвящённое основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, которое написал Владимир Агеев:

Приложение 1









Нет.



( Дети собирают имена КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ.)


К: владеть диалогической речью.

Р: определять учебную задачу, выполнять и оценивать степень ее достижения;



  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности

- Задумывались ли вы, откуда и когда появились буквы? Сегодня мы попытаемся ответить на этот

вопрос. Но сначала сравним слова АЛФАВИТ и АЗБУКА. Есть ли между ними разница? Если есть, то какая?

-Слова АЛФАВИТ и АЗБУКА означают одно и тоже: группа слов, расположенных в определенном установленном порядке. Но происхождение их разное.

- В старославянской азбуке каждая буква имеет свое название. Открывает старославянскую азбуку АЗЪ, которая обозначает звук [а]. АЗЪ – это имя Божие. В Библии Господь говорит: «Азъ есмь Богъ» - «Я есть Бог». Имя второй буквы БУКИ. Она обозначает звуки [б] и [б,]. БУКИ – это и есть буквы. Слово «буквы» произошло от названия дерева бук. Древние германцы делали дощечки из бука и использовали их для письма.

Сложите первую и вторую букву. Что получилось?

АЗБУКА – славянское слово, произошло от названия двух первых букв славянской азбуки: АЗЪ и БУКИ. АЗЪ + БУКИ=АЗБУКА.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка и происходит от двух первых букв греческого алфавита. АЛЬФА+ ВИТА=АЛФАВИТ.

АЗЪ, БУКИ, ВЕДИ… На протяжении нескольких веков с этих букв начиналось первое знакомство человека с книгой. И более тысячи лет назад эта азбука, названная позднее в честь своего создателя кирилицей, стала основой письменности.

-Внимательно посмотрите на старославянскую азбуку и скажите, есть ли в ней незнакомые вам буквы?

-Назовите эти буквы.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий.

- Великое дело создания старославянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку они смогли уловить в звучании славянского языка основные звуки и нашли для каждого из них буквенные обозначения. В память о великом подвиге братьев 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской культуры и письменности или день памяти Кириллу и Мефодию.

- Святые братья не только дали славянскому народу азбуку и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

Раньше этот праздник считался церковным. В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм, для закрепления наших знаний.

Ответы учащихся.






Ответы учеников.





Внимательно слушают.
































В старославянском алфавите есть буквы, которых уже нет в русском языке.


































Просмотр видеоролика.


нравственно – этическая ориентация – ориентируются в поведении на моральные нормы, принятые в обществе, проявляют этические чувства

- понимание ответственности за свои поступки перед другом

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: владеть диалогической речью.

















Находить и объяснять понятие алфавит.






4. Закрепление новых знаний и способов деятельности

Настало время ответить на вопросы викторины, проверим насколько вы запомнили информацию.

Приложение 2

Впереди нас ждёт 5 этапов. Поэтому сейчас мы переходим ко второму:

Приложение 3

Соедините первую часть поговорки с ее окончанием.

Третий этап по такому же принципу, так что скорее переходим к нему.

Приложение 4.

Молодцы, теперь давайте вместе решим филворд на 4 этапе. На прошлом нашем классном часе мы с вами уже знакомились с филвордом. Сегодня в нем спрятаны имена знаменитых русских писателей.

Приложение 5

Всех ли из них вы знаете?

Следующий наш этап номер 5. Это тоже филворд

Приложение 6

Последний 6 этап. Давайте вместе вставим пропущенные слова и проверим наши знания истории.



Отвечают на вопросы.








Соединяют поговорки.


Выполняют филворд.







Ответы учеников.






П: устанавливать причинно-следственные связи;


























К: владеть диалогической речью
















5. Рефлексия учебной деятельности

Итак, ребята, давайте поиграв в «закончи фразу». Я говорю начало, а вы заканчиваете.

Сегодня я научился…

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Мне было непонятно….

Оценка своей деятельности учащимися.


К: владеть диалогической речью




Приложение 1.

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычны!

Надо создать для славян алфавит…

Как Прометеи, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это – болит!

«А» - это «аз» тебе! «Б» - это «буки» -

«Азбука»: из сочетаний – язык.

Трудное слово славянское: «Други!» -

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь

Всё развивается, видится, ширится,

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская». Память. Цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.


Приложение 2


1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьевпросветителей город Солунь в Македонии)

4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? («Остромирово Евангелие»)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий –

военачальник,)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена? (Петра 1)

9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

11.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово

было у Бога и Слово было Бог)

14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


.



Приложение 7