Урок России
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
«История нашего поселка»
Цели:
1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного поселка.
2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
“Для России наш посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Лето пролетело одним ярким мгновением, сегодня уже сентябрь, впереди – осень, зима, весна, школа… Хочу пожелать, чтобы весь предстоящий учебный год стал не скучным перечнем страниц из дневника, а рассыпался навстречу каждому из вас тысячей ярких мгновений: звонков, уроков, переменок, школьных мероприятий, интересного общения… Пусть с Дня знаний начнется наш общий путь к знаниям в этом году. И будет он интересным, увлекательным, немножко загадочным, в чем-то – чуточку сложным, ведь через преодоление сложностей мы готовимся к жизни. А, как известно, жизнь ошибок не прощает. Но зато школа – помогает их предупредить!
Здоровья и громаднейшего терпения учителям и родителям!
С 1 сентября! Давайте научимся учиться без ошибок!
Вступительное слово о малой Родине.
«Человек счастлив, пока у него есть Родина», - так писал писатель В.Беляев.
У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться … Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становиться дороже всего на свете …
Послушайте притчу.
Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают.
Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.
Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.
А что такое малая родина?
- Что значит моя?
- Что значит малая?
- Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
На одном из живописных холмов Клинско-Дмитровской гряды с давних времен располагался поселок Ермолка, названный так по округлому холму в виде шапочки-ермолки. После 1917 года поселок этот, как и другие близлежащие селения, переименовали, дав ему «огненное» название: Красное Пламя.
В середине 19-го века Георгий Гордеевич Добровольский, потомственный стекольщик, приехал в расположенное недалеко от Ермолки село Успенское (Тирибровской волости Владимирской губернии) работать на стекольном заводе, принадлежавшем старинному дворянскому роду Мухановых. Стекольным делом занимались и другие члены большой семьи Добровольских: племянник Георгия Гордеевича, Николай Алексеевич, основал стекольный завод в Калашникове, близ Вышнего Волочка, а его братья Степан и Василий организовали стекольные производства на Дону в станице Аксайской − единственные в то время на юге России.
Мухановский стекольный завод, управлявшийся перед этим сестрами Мухановыми, наследницами основателя завода Ипата Муханова, был остановлен ввиду больших долгов и сдан в аренду, а потом продан Г.Г.Добровольскому. Человек деятельный, знавший и любивший стекольное дело, руководя заводом в течение 31 года (с 1865 по 1896 г.), Георгий Гордеевич сумел сделать его прибыльным предприятием.
В начале 1870-х гг. Георгий Годеевич построил в 19 верстах от Успенского, в Ермолке новый завод, который назывался «Ильинским хрустальным заводом» и который стал основным производством Добровольских. Завод был оборудован по последнему слову техники того времени, и дела на нем шли чрезвычайно успешно. Знаменитый виноторговец Смирнов заключил с заводом контракт на изготовление для его фирмы стеклянной посуды – не только обычных бутылок для «Смирновской», но и фигурных бутылок, штофов, графинов и т.п.. На заводах Добровольских выпускались также вазы, стеклянные фигурки, конфетницы, аквариумы, стеклянные цветные пасхальные яйца и многое другое. Рецепты стекол (зачастую довольно сложные) в то время были фамильными секретами и передавались от отца к сыну.
Г.Г. Добровольский много занимался благотворительностью. Он построил школу в деревне Лисавы, больницу в селе Дворики, а в своем двухэтажном кирпичном доме в Муханове-Успенском в 1882 году организовал школу. В ней учились дети из соседних деревень Сущево, Лобково, Березина, Тургенево, Ратьково и других. Дети учились бесплатно, жалованье учителям составляло 240 рублей в год. (Для сравнения: цена коровы в то время была около 20 рублей. А судя по письмам А.П.Чехова, в конце 19-го века за 20 рублей можно было неделю жить в Венеции в лучшей гостинице на полном пансионе). Г.Г.Добровольский оплачивал и отопление школы, квартиру учителя и прислугу для учителей, учебные пособия.
Добровольские своими пожертвованиями поддерживали расположенные в окрестностях Ермолки церкви. Наиболее известной в тех местах была монументальная, построенная в стиле николаевского классицизма церковь в Ильинском. К сожалению, в 1930-е года она была взорвана, однако сохранились фотографии иконостаса и всей церкви, которые дают представление о значимости этого храма – расположенного в месте, которое в настоящее время совершенно заброшено и безлюдно. Священник Ильинской церкви Василий Яковлевич Попов породнился с Добровольскими: его дочь, Таисия Васильевна вышла замуж за внука Георгия Гордеевича – Виктора Васильевича Добровольского.
Дом Добровольских в Ермолке (до сих пор стоящий в центре поселка Красное Пламя) стал одним из культурных центров тех мест. Сюда приезжали владельцы окрестных поместий и усадеб, в том числе Сабанины – владельцы фарфорового завода близ деревни Ратьково (сейчас Искра), священники близлежащих церквей, учителя и врачи, служащие танинного завода из Гагаринских Новоселок, знакомые из Москвы, Сергиева Посада и Александрова. В доме был зимний сад, стоял концертный рояль, устраивались концерты и театральные спектакли.
В заключение несколько слов о судьбе семьи Добровольских. Ее глава – Георгий Гордеевич Добровольский умер в 1896 году и был похоронен в Муханове в склепе, над которым возвышалась выполненная в готическом стиле ажурная чугунная часовня. К сожалению, эта часовня, представлявшая собой уникальное произведение искусства ковки чугуна, также была разрушена в 1930-е годы.
Старший сын Г.Г. Добровольского, Василий Георгиевич Добровольский после 1917 г. работал бухгалтером и умер в 1922 году. Его сын, Виктор Васильевич Добровольский, окончил Московский университет и стал впоследствии известным ученым-географом. Он написал первый в нашей стране и во всем мире специализированный учебник по физической географии для студентов картографического и геодезического профиля, преподавал военную географию и топографию в Военно-инженерной академии. Ему мы обязаны настоящими воспоминаниями и семейным архивом фотографий и документов, который он бережно сохранял (что было очень рискованно в 1930-е – 1950-е годы)
После революции 1917 года стекольный завод был переименован в завод «Красное пламя», поселок получил одноименное название. На заводе выпускали парфюмерную посуду. Работа по выпуску продукции велась безостановочно, это связано с выпуском стекла. Завод проработал до 1995 года.
А сейчас я вам загадаю загадку.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
История нашей школы.
1932 год – дата основания нашей школы. Школа называлась Дубровская семилетняя школа. Дети обучались 7 лет. Здание школы сохранилось до сих пор. Первыми директорами были Родионов Василий Иванович и Баринов Анатолий Васильевич.
С 1949 года по 1981 год директором школы был Сухов Виктор Сергеевич.
В 1956 году Дубровская семилетняя школа была переименована в Краснопламенскую среднюю школу.
В 1962 году – Краснопламенская школа с производственным обучением. Учащиеся школы выращивали на отведенных полях кормовую свеклу для колхоза «Призыв» (деревня Лисавы).
В 1979 году было построено новое трехэтажное здание.
В 1981 году – первый выпуск учащихся, которые вышли из школы с правами тракториста-машиниста 3 класса. Мастером производственного обучения был Литвин Василий Петрович. В школе была своя техника и своё поле, на котором учащиеся выращивали свеклу.
В 2010 году произошло объединение Искровской основной школы и Краснопламенской средней школы.
Родина подобна огромному дереву, на котором не счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней, - бедный народ.
Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это и вы, взрослые и дети с вашими чувствами, с вашими заботами и радостями.
Есть такая маленькая речка,
Что течет среди лесов и трав.
И когда-то житель деревенский
Эту речку Саблею назвал.
Над водой её склонились ивы,
Что-то шепчут ночи напролет.
И река журчит неторопливо,
Словно песню грустную поет.
А грустить, конечно, есть причина.
К ней давно дорога заросла,
И не вьется берегом тропинка,
И детей умолкли голоса.
А бывало в пору сенокоса
На её цветущих берегах
Заливалась громкая гармошка
В молодых мальчишечьих руках.
И своей водицею жемчужной
Умывала лица косарей.
Есть в России маленькая Сабля,
Речка детства, юности моей.
Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое