Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мамлейская основная школа
Классный час по теме:
«Толерантность – путь к добру,
путь к миру».
7 класс

Подготовила:
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 7 класса
Костюшова Наталья Николаевна.
с.Мамлейка 2018г
Пояснительная записка
Проблема толерантности - одна из самых актуальных и сложных в современном мире. Значительное количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школе. Таким образом, одной из важнейших задач школы является воспитание у обучающихся толерантности как качества личности. В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с понятием «толерантность», развивают коммуникативные навыки и творческие способности, проявляют миролюбие, учатся уважать человеческое достоинство, а также учатся позитивно взаимодействовать с окружающими.
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
Сформировать правильное представление о толерантном поведении;
Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;
Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;
Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: компьютер, маленькая магнитная доска, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (цветок Толерантности, листочки, ручки, анкеты)
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Звучит красивая музыка
1. Приветствие (слайд № 2)
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
2. Притча «Ладная семья» (слайд № 3)
- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье и во всем мире царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
3. Что такое толерантность? (слайд № 4)
- У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
(слайд № 5 )
Тема нашего классного часа «Толерантность – путь к добру, путь к миру».
(слайд № 6)
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? (мы разных национальностей, разного цвета кожи, разных вероисповеданий, имеем разные привычки, необычные на вид, «необычные» люди)
Все мы разные, но мы нужны в этом мире! Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как её прожить.
4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 7 ).
- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при
этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
( слайд № 8)
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
( слайд № 9)
Понимание толерантности в разных странах неоднозначно:
В английской – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французской – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайской - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В персидской – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В испанской – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».
В арабской – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим».
В русской – «способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо»
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (у всех разные мнения о толерантности, разный образ жизни)
- А что же объединяет эти определения? (все мы должны быть добрыми, терпимыми, уважительными и т.д.)
- Как мы назовем человека, обладающего всеми этими качествами? (добрым, хорошим, толерантным)
- Приведите пример толерантности. (волонтеры помогают разным людям, помощь бедным, помощь бездомным животным, сбор средств для лечения тяжело больных детей, участие людей с ограниченными возможностями в паралимпийских играх…)
- Зло, вражда, раздражение, лживость, злорадство, равнодушие - к какой личности человека мы можем отнести? (злому, нехорошему …)
- Приведите пример интолерантности. (унижение бедных и бездомных, уничтожение бездомных животных, загрязнение природы, не допуск наших спортсменов к олимпийским играм и участие их под нейтральным флагом)
5. Символы толерантности. ( слайд №10 )
Существуют много символов толерантности:
Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира. Цветные ладошки, которые могут быть разного размера. Планета людей. Дерево толерантности. Цветок толерантности.
6. Цветок-толерантности. (работа в группе)
Давайте обобщим все, что мы узнали и соберем с вами свой цветок Толерантности. Середина - это само определение толерантность, лепестки - это качества толерантного человека. Но здесь есть и другие качества, будьте внимательны!
- Какие понятия вам не пригодились?
- Какому человеку можно отнести эти понятия? (не толерантному, а правильно - интолерантному)
7. Анкетирование «Толерантны ли вы?
(ответы записываются на отдельных листках)
Давайте проверим, толерантны ли вы?
- Я предлагаю вам ответить на 8 вопросов, на которые даны 2 варианта ответа. Вам нужно выбрать только один ответ, совпадающий с вашим мнением. Затем мы посчитаем ваши ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
(Дети отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.)
-Сосчитайте сколько ответов под пунктом «а» и «б» у вас получилось, и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
Выбрал 8 вторых ответов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Педагог: Вот мы и узнали кто толерантен, кто менее толерантен, но обязательно исправится.
8. Доклады о «необычных» людях нашей планеты
Для того, чтобы больше узнать о разных людях нашей планеты я давала вам задание подготовить доклад на тему «Знаменитые и необычные люди». О людях немного отличающихся от нас
Выступления детей
( слайд № 11) Ванга
( слайд № 12) Вини Харлоу
( слайд № 13) Ник Вуйчич
( слайд № 14) Алексей Талая
( слайд № 15) Алексей Петрович Маресьев
( слайд № 16) Франклин Делано Рузвельт
( слайд № 17) ПитерДинклейдж
( слайд № 18) Сильвестр Сталлоне
( слайд № 19) Зиновий Гердт
( слайд № 20) Андрей Зибров
( слайд № 21) Оскар Писториус
( слайд № 22) Андрей Востриков
( слайд № 23) Олег Крецул
( слайд № 24) Эрик Ванхенмайер
( слайд № 25) Людвиг ванн Бетховен
( слайд № 26) Рэй Чарльз
( слайд № 27) Даниил Плужников
( слайд № 28) Юлия Самойлова
- Подводя итог ваших выступлений, хочу познакомить вас с молитвой о встрече: ( слайд № 29)
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
9. Заключение ( слайд № 30)
А сейчас подведем итоги нашего классного часа.
- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
Что больше всего понравилось?
На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантность.
- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Песня «А ты иди и смотри»
Приложение №
1. Для того, чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Помощь ребенку из детского дома»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь.
3. В нашем классе появился ребенок – инвалид:
а) ты не будешь с ним общаться;
б) подружишься с ним.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. Если одноклассник верит в другого Бога:
а) ты не общаешься с ним;
б) попрошу рассказать о его вере.
Итого: ответов «а» ________, ответов «б»________
Выбрал от 7-8 вторых ответов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
13