СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: «Толерантность – путь к добру, путь к миру».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме:

«Толерантность – путь к добру,

путь к миру».                        

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: «Толерантность – путь к добру, путь к миру».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мамлейская основная школа





Классный час по теме:


«Толерантность – путь к добру,

путь к миру».



7 класс




Подготовила:

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 7 класса

Костюшова Наталья Николаевна.



с.Мамлейка 2018г


Пояснительная записка


Проблема толерантности - одна из самых актуальных и сложных в современном мире. Значительное количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школе. Таким образом, одной из важнейших задач школы является воспитание у обучающихся толерантности как качества личности. В ходе мероприятия обучающиеся знакомятся с понятием «толерантность», развивают коммуникативные навыки и творческие способности, проявляют миролюбие, учатся уважать человеческое достоинство, а также учатся позитивно взаимодействовать с окружающими.



Цель:

  • - сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • - формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  • - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • - развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • - способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

  • развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи:

  • Сформировать правильное представление о толерантном поведении;

  • Дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности;

  • Развивать внимание и творческое мышление учащихся; развивать навыки социального поведения;

  • Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: компьютер, маленькая магнитная доска, экран, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (цветок Толерантности, листочки, ручки, анкеты)




ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:


Звучит красивая музыка


1. Приветствие (слайд № 2)


- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.


2. Притча «Ладная семья» (слайд № 3)


- Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье и во всем мире царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.


«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».


- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?






3. Что такое толерантность? (слайд № 4)


- У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, зву­чит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.


(слайд № 5 )

Тема нашего классного часа «Толерантность – путь к добру, путь к миру».


(слайд № 6)

Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание


Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!


-Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? (мы разных национальностей, разного цвета кожи, разных вероисповеданий, имеем разные привычки, необычные на вид, «необычные» люди)


Все мы разные, но мы нужны в этом мире! Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как её прожить.


4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 7 ).


- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.


На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при



этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.


( слайд № 8)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.


( слайд № 9)

Понимание толерантности в разных странах неоднозначно:

  • В английской – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

  • Во французской – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

  • В китайской - «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

  • В персидской – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

  • В испанской – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения».

  • В арабской – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим».

  • В русской – «способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо»


- Какое из определений вам импонирует более всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (у всех разные мнения о толерантности, разный образ жизни)

- А что же объединяет эти определения? (все мы должны быть добрыми, терпимыми, уважительными и т.д.)

- Как мы назовем человека, обладающего всеми этими качествами? (добрым, хорошим, толерантным)




- Приведите пример толерантности. (волонтеры помогают разным людям, помощь бедным, помощь бездомным животным, сбор средств для лечения тяжело больных детей, участие людей с ограниченными возможностями в паралимпийских играх…)

- Зло, вражда, раздражение, лживость, злорадство, равнодушие - к какой личности человека мы можем отнести? (злому, нехорошему …)

- Приведите пример интолерантности. (унижение бедных и бездомных, уничтожение бездомных животных, загрязнение природы, не допуск наших спортсменов к олимпийским играм и участие их под нейтральным флагом)


5. Символы толерантности. ( слайд №10 )

Существуют много символов толерантности:

Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира. Цветные ладошки, которые могут быть разного размера. Планета людей. Дерево толерантности. Цветок толерантности.


6. Цветок-толерантности. (работа в группе)

Давайте обобщим все, что мы узнали и соберем с вами свой цветок Толерантности. Середина - это само определение толерантность, лепестки - это качества толерантного человека. Но здесь есть и другие качества, будьте внимательны!

- Какие понятия вам не пригодились?

- Какому человеку можно отнести эти понятия? (не толерантному, а правильно - интолерантному)


7. Анкетирование «Толерантны ли вы?

(ответы записываются на отдельных листках)

Давайте проверим, толерантны ли вы?


- Я предлагаю вам ответить на 8 вопросов, на которые даны 2 варианта ответа. Вам нужно выбрать только один ответ, совпадающий с вашим мнением. Затем мы посчитаем ваши ответы, и выясним уровень вашей толерантности.

(Дети отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах.)


-Сосчитайте сколько ответов под пунктом «а» и «б» у вас получилось, и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.


Выбрал 8 вторых ответов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!


Педагог: Вот мы и узнали кто толерантен, кто менее толерантен, но обязательно исправится.


8. Доклады о «необычных» людях нашей планеты


Для того, чтобы больше узнать о разных людях нашей планеты я давала вам задание подготовить доклад на тему «Знаменитые и необычные люди». О людях немного отличающихся от нас


Выступления детей


( слайд № 11) Ванга

( слайд № 12) Вини Харлоу

( слайд № 13) Ник Вуйчич

( слайд № 14) Алексей Талая

( слайд № 15) Алексей Петрович Маресьев

( слайд № 16) Франклин Делано Рузвельт

( слайд № 17) ПитерДинклейдж

( слайд № 18) Сильвестр Сталлоне

( слайд № 19) Зиновий Гердт

( слайд № 20) Андрей Зибров

( слайд № 21) Оскар Писториус

( слайд № 22) Андрей Востриков

( слайд № 23) Олег Крецул

( слайд № 24) Эрик Ванхенмайер

( слайд № 25) Людвиг ванн Бетховен

( слайд № 26) Рэй Чарльз

( слайд № 27) Даниил Плужников

( слайд № 28) Юлия Самойлова



- Подводя итог ваших выступлений, хочу познакомить вас с молитвой о встрече: ( слайд № 29)

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.



И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.


9. Заключение ( слайд № 30)


А сейчас подведем итоги нашего классного часа.

- Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?

Что больше всего понравилось?

На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантность.


- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наше село и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.


Песня «А ты иди и смотри»



















Приложение №


1. Для того, чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

 

2. В школе проходит акция «Помощь ребенку из детского дома»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь.

 

3. В нашем классе появился ребенок – инвалид:

а) ты не будешь с ним общаться;

б) подружишься с ним.

 

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

 

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

 

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

 

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

 

8. Если одноклассник верит в другого Бога:

а) ты не общаешься с ним;

б) попрошу рассказать о его вере.


Итого: ответов «а» ________, ответов «б»________

Выбрал от 7-8 вторых ответов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

13