«Методический семинар» (макс. количество баллов – 20)
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с объяснительной запиской (до 5 страниц) педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых ФГОС. Материал размещается на интернет – ресурсе конкурсанта в рубрике «Учитель года 2022».
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Критерии оценивания конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.
При подготовке объяснительной записки опыта работы можно руководствоваться следующим алгоритмом:
- дать обоснование актуальности опыта, его практической значимости, для чего выделить противоречия, трудности, с которыми педагог столкнулся в своей практической деятельности;
- вычленить ведущую педагогическую идею опыта, ее составные части (это могут быть уже известные или новые идеи и технологии передового опыта);
- отразить теоретическую базу опыта (на какие научные или практические изыскания опирается учитель, научные концепции или теории каких авторов использует в работе);
- раскрыть технологию реализации ведущей педагогической идеи и ее компонентов, изложить точку зрения на содержание образования, взаимоотношения учителя и учащегося, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания современного школьника;
- показать предлагаемые инновации в организации образовательного процесса, содержания образования, взаимодействия учителя и учащегося и т. д.;
- провести самоанализ результатов профессиональной деятельности: показать изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями и навыками, в уровне воспитанности, в развитии интереса к предмету.
Тема:
«В информационное общество с современными технологиями обучения»
Слайд 2//
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
А. Тоффлер
Слайд 3//
«Важнейшее требование — это развитие способностей к обработке информации и генерации знаний в каждом из нас и, в частности, в каждом ребенке. … Я имею в виду образование, в его более широком, фундаментальном смысле, то есть приобретение интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей своей жизни; нахождению информации, хранимой в цифровой форме, ее переработке и использованию этой информации для производства знаний, соответствующих какой-либо цели»
Э. Кастельс, «Галактика Интернет».
Текст
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, затронули систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны и являющуюся условием ее процветания.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет соответствия и взаимосвязи содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития.
Одним из стратегических направлений деятельности педагогов является инновационная деятельность. Жизнь поставила перед педагогом новые задачи, решить которые невозможно работая по-старому.
Сегодня повышение профессионального уровня педагога связано с наращиванием знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений путем копирования их в своей деятельности.
Слайд 4//
В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость ума, умение принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро осваивать применение совершенно новых методов, приемов и форм работы. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода в обучении.
Известный американский мыслитель М. Ноулз сказал: «Главной сегодняшней задачей образования … является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Для формирования и повышения познавательного интереса к предмету я использую разнообразные формы и методы, элементы современных технологий. Они отличаются направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Разноуровневые задания, использование ЭОРов, ЦОРов, работа в парах и группах, творческие задания (проекты, сообщения, кроссворды, сочинение сказок по английскому языку, перевод стихотворений с русского на английский язык и др.), участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Слайд 5//
Обоснованность активного использования современных образовательных технологий или их отдельных элементов
Наименование технологии: личностно-ориентированное обучение.
Цель применения: формирование и совершенствование самореализации личности.
Компетенции, формируемые у обучающихся: компетенции личностного самосовершенствования.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки.
Слайд 6//
Наименование технологии: технология деятельностного метода.
Цель применения: формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Компетенции, формируемые у обучающихся: коммуникативные, социально-трудовые, учебно-познавательные компетенции.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; осознанное построение своей деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов.
Слайд 7//
Наименование технологии: метод проектов.
Цель применения: создание комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность.
Компетенции, формируемые у обучающихся: ценностно-смысловые
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 8//
Наименование технологии: информационно-коммуникационные технологии.
Цель применения: повышение качества образовательного процесса.
Компетенции, формируемые у обучающихся: информационные, коммуникативные компетенции.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Слайд 9//
Наименование технологии: здоровьесберегающие технологии.
Цель применения: воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни.
Компетенции, формируемые у обучающихся: ценностно-смысловые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; навыки управления своим здоровьем; знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей; культура межличностных отношений; навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; стратегии и технологии саморазвития; правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Слайд 10//
Наименование технологии: технология уровневой дифференциации.
Цель применения: повышение уровня мотивации учения, создание ситуации успеха для каждого обучающихся, развитие его индивидуальных качеств.
Компетенции, формируемые у обучающихся: компетенции личностного самоопределения, информационные, коммуникативные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: овладение умением самостоятельно приобретать знания; формирование умений и навыков практического характера; развитие творческого потенциала, умения применять знания в усложненной ситуации.
«Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных во-просов современной методики» [6, с. 105]. Применение экранных технологий на уро-ках иностранного языка позволяет создать искусственную иноязычную среду и способ- ствует созданию реальной иноязычной сре- ды с использованием подключения к гло- бальной сети Интернет.
в России реализуются специальные федеральные программы по оснащению образовательных учреждений соответствующим времени оборудованием, что позволяет внедрять современные ин- формационно-коммуникационные техноло- гии, в том числе и экранные технологии, в сферу образования, а также проводить ком- плексные исследования в целях повышения эффективности и интенсификации обуче- ния иностранному языку. Экранные технологии при обуче-нии иностранному языку в современ- ной школе – это информационные про- цессы и методы работы с иноязычной ин- формацией, осуществляемые с применени- ем телекоммуникации и вычислительной техники, ведущим средством которых явля- ется экран как интерактивная поверхность, демонстрирующая необходимую для обуче- ния иностранному языку иноязычную ин- формацию. Под интерактивной поверхно-стью в данном случае понимается поверх- ность, с помощью которой возможно осуще- ствлять на уроках иностранного языка ин- терактивный диалог, т. е. взаимодействие учащегося с программной системой, реали- зующее более развитые средства ведения диалога и обеспечивающее его возможно- стью выбора вариантов содержания ино- язычного учебного материала и режима ра- боты (на основе определения понятия «ин- терактивный диалог» [14, с. 107]). Современные экранные технологии на уроках иностранного языка позволяют вне-дрять интерактивное обучение в образова- тельный процесс – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая слу- жит областью осваиваемого опыта» [там же, с. 107]. При этом учащийся становится полноправным участником учебного про-цесса на уроке иностранного языка, опыт учащегося служит основным источником учебного познания, что способствует разви- тию активности и самостоятельному поиску знаний. Применяя современные экранные технологии, преподаватель иностранного языка создает условия для инициативы учащихся и выступает в роли помощника и одного из источника знаний. Современные экранные технологии по-зволяют сочетать разные категории образо- вательных средств информационно-комму- никационных технологий: 1) входящие ре- сурсы (персональный компьютер, визуа- лайзер, табло, софтвер приложение, учени- ческая система реагирования); 2) выходящие ресурсы (проектор, интерак- тивные доски, дисплей: монитор, телевизор и т. д.); 3) другие инструменты (цифровая камера, цифровой рекордер, свитчер, др. инновации). Следует отметить, что на уро-ках иностранного языка преобладает ис- пользование выходящих ресурсов, что свя- зано с демонстрационными формами пода- чи информации и техническим оснащением школ. Применение современных экранных технологий в школьном образовании явля-ется одним из способов повышения эффек- тивности и интенсификации обучения со- временного поколения. К техническим средствам современных экранных технологий относятся электрон-ные вычислительные устройства с экраном, такие как персональные компьютеры, план- шетные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, смартфоны, интерактивные дос- ки и прочие разработанные и разрабаты- ваемые сенсорные устройства. В образова- тельном процессе современные экранные технологии в основном реализуются с по- мощью следующих компонентов: 1) ком- пьютера / ноутбука, 2) проекционной аппа- ратуры и 3) сенсорного экрана / интерак- тивной доскиМультимедиапроекторыпредставля- ют собой устройства для проецирования на экран изображений, передаваемых с ком- пьютера или от источника видеосигнала: видеомагнитофона, видеокамеры, проиг- рывателя DVD-дисков, – позволяя учителю ИЯ демонстрировать разнообразные виды информационных объектов (текст, графика, анимация, видео и т. д.).
Слайд 11//
Наименование технологии: интерактивные технологии.
Цель применения: стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся, активизация индивидуальных умственных процессов учащихся, возбуждение внутреннего диалога у учащегося, обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, достижение двусторонней связи при обмене информацией между обучающимися.
Компетенции, формируемые у обучающихся: информационные, учебно-познавательные, общекультурные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умение активно взаимодействовать с виртуальными объектами, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.
Слайд 12//
Наименование технологии: игровые технологии.
Цель применения: активизация учебного процесса, развитие творческой активности и познавательного интереса обучающихся, развитие внимание и стимулирование умственной деятельности.
Компетенции, формируемые у обучающихся: социально-трудовые, коммуникативные, ценностно-ориентированные, информационные.
Умения и навыки, формируемые у обучающихся: умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива.
Все технологии применяются в системе и направлены на повышение качества образования в соответствии с современными требованиями.
оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий:личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции: информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией); коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым); социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей); предметную (способность применять полученные знания на практике).
.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации обучающихся, повышения мыслительной активности и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития обучающихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности обучающегося; изменения роли педагога в образовательной среде.
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели: победы и призовые места в конкурсах профессионального мастерства на уровне, предметных олимпиадах…
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. В нашем …созданы все условия для проведения уроков, ведь главная задача педагога увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели.
Применяю интерактивную доску на разных этапах урока. Используя функцию граффити (электронное перо), обучающиеся выполняют задание с приемом «привести в соответствие» (рисуем стрелочки, дорисовываем), при заполнении таблицы, составлении схемы Работа с интерактивной доской делает урок интересным, познавательным. Обучающихся, желающих работать у доски, всегда много. Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т.д. В конечном итоге, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на качество образовательных достижений обучающихся, а это главное.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют эффективно использовать их в различные моменты урока, расширяют возможности применения для разных типов уроков, способствуют активизации самостоятельной работы обучающихся на занятиях и в ходе выполнения домашней работы. Для подготовки к урокам, я активно применяю компьютерные программы: MicrosoftOfficeWord, MicrosoftOfficePowerPoint, MicrosoftOfficeExcel, MicrosoftOfficePublisher, MicrosoftOfficeFrontPage, AdobePhotoshop CS2, UleadPhotoExpress 4.0 SE и др., использую мультимедийные диски, с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы, дополняя их цифровыми образовательными ресурсами. В таком режиме часто использую в качестве ЦОР видеофрагменты. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Использование ЦОР представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся (цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет).
Метод проектов реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Обучающимися подготовлены проекты по темам:. Использую ЦОР на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), с автоматической обработкой результата. При отработке и закреплении знаний: применяю печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в мою работу способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию обучающихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Повышение квалификации или переподготовка педагога в установленных государством объемах в настоящее время себя оправдать не могут из-за того, что в наше время, те технологии, которые вчера еще считались современными и новыми, на сегодняшний день уже устаревают. Отсюда следует, что мобильность педагога, умение его шагать в ногу со временем, быстро и эффективно получать и применять новые знания для внедрения в процесс обучения, на сегодняшний день одно из необходимых условий творческого и эффективного подхода к обучению.Социальные сервисы, сети Интернет расширяют возможности современного педагога, позволяют работать в сетевых сообществах, объединениях, рабочих группах, дают возможность найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Я являюсь участником сетевых сообществ: Российская часть международного образовательного портала « Сеть творческих учителей», открытое педагогическое объединение Интер Ника, сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».
В условиях демократизации образовательного процесса в современной школе, развития личностно-ориентирванных педагогических технологий на первый план все чаще выходят педагогические проблемы обеспечения здоровья обучающихся.
Сегодня перед образовательным учреждением стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, т. е. разработка мер по здоровью сбережению, внедрению здоровье сберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс.
Вся деятельность педагогического коллектива и моя, как педагога, направлена на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностеймолодого организма, полноценное физическое и психическоеразвитие обучающихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровье сберегающей культуры.
Деятельность, реализуется в 2-х направлениях:
формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, культуры здоровья.
создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Основными задачами формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является формирование:
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья и готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
представлений о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
готовности к осознанному выбору поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
готовности выполнять правила личной гигиены и самостоятельно поддерживать своё здоровье;
представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
элементарных навыков разгрузки (релаксации);
навыков позитивного коммуникативного общения;
Урок – главная составная часть учебного процесса. Уроки в нашем длятся 45 мин. И на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и смертная скука. Поэтому на своих уроках провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
На уроках большое внимание уделяю выбору методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучающиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, обучающийся как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
В целях формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, разработана программа классных часов, бесед. Она включает в себя сценарии игровых занятий, сочетающих обсуждение основного вопроса и практические упражнения.В ходе бесед, классных часов стараюсь раскрыть обучающимся понятие «здоровый образ жизни», углубить понимание, что здоровье – важнейшая жизненная ценность для каждого человека, пытаюсь научить обучающихся принимать решения и действовать во благо своего здоровья и здоровья окружающих.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование загадок, пословиц, небольших стихотворений, музыкальных минуток, физкультминуток, создают благоприятный психологический климат на уроке.