СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект экскурсии "Весна. Наблюдения за растениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 3 класса школы 8 вида, 2 вариант. Предмет - окружающий природный мир.

Просмотр содержимого документа
«Конспект экскурсии "Весна. Наблюдения за растениями"»

Конспект экскурсии на тему: "Весна. Наблюдения за растениями".

Цель:

Развивать у детей понятия о взаимосвязях растительных организмов с условиями окружающей среды, развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, формировать бережное отношение к ней.

Задачи:

    1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    3. Установить причины и взаимосвязь смены сезонных явлений в жизни растений.

    4. Способствовать бережному отношению к природе.



Ход экскурсии.

1. Орг. момент.

2. Стихотворение о весне.

Снова птицы летят издалека,

На реке уж растаял лед,

Солнце теплое ходит высоко

И природа тепла уже ждет.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (солнце светит ярче и теплее).

- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце греет больше, чем зимой).



Сегодня на прогулке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

- Обратите внимание, какая сегодня прекрасная весенняя погода, как красиво кругом, как щебечут птицы.

3. Весенние изменения в неживой природе.

Послушайте и отгадайте загадки о весенних месяцах.



Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег всё тает, тает, тает,

Грач уж с юга прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)



Громко так река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)



Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)   



- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые облака).

- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).



4. Весенние изменения в живой природе.



- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание во дворе.

На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

Весной появляются почки,

Потом зелёные листочки. (Дерево)



-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая зелёная травка, многие растения начинают цвести).

--Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут у нас на участке.

--Это тополя.

--Верно. Посмотрите, какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. Тополя - долгожители. Растут они быстро, устойчивы к копоти, дыму, и поэтому их высаживают в городах и селах, озеленяя улицы. Древесину тополей человек использует в производстве бумаги, искусственного шелка, спичек, мебели. Из почек этих деревьев делают фиолетовую краску, из листьев – желтую. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.

-Отгадайте загадку:

Ее узнаешь по простой примете:

нет дерева белей на свете.

-Береза.

-Как вы догадались, ведь она почти без листьев?

-По белому стволу.

- Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, ее называю берестой. Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. Послушайте стихотворение А. Прокофьева.

"Береза".

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

-- Береза – символ России.

В народе березу называют березонькой. В старину девушки в праздничные дни пели хороводные песни под березой, вили из молодых веток венки на голову. Давайте встанем в хоровод вокруг березоньки и поиграем в игру "Добрые слова".

(придумать разные добрые слова для березы).

Уж, березка, ты, березка, нас прими.

И листочками желтыми пошуми.

Мы пришли к тебе в гости с добром,

С чистым сердцем все к тебе идем.

-- Из березовой древесины делают мебель.

Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.

А теперь поиграем.

5. Игры.

а) "Найди свое дерево".

б) "Что мы видим" (Назвать словом, что ребята видят вокруг (небо, солнце, деревья).

в) "Что какое?" (Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо - голубое, тропинка- длинная, камень - шершавый, земля -теплая и т. д.)

6. Об охране природы.

Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.

Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту природы и постарайтесь исправить это. (Дети собирают мусор в пакеты. Беседуют с учителем о том, что нужно сделать, чтобы сохранить природу).

7. Итог урока.

- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы.

А теперь скажите, побывав на такой экскурсии, что нового и полезного вы узнали.