Конспект экскурсии на тему: "Весна. Наблюдения за растениями".
Цель:
Развивать у детей понятия о взаимосвязях растительных организмов с условиями окружающей среды, развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, формировать бережное отношение к ней.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными периодами весны.
Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
Установить причины и взаимосвязь смены сезонных явлений в жизни растений.
Способствовать бережному отношению к природе.
Ход экскурсии.
1. Орг. момент.
2. Стихотворение о весне.
Снова птицы летят издалека,
На реке уж растаял лед,
Солнце теплое ходит высоко
И природа тепла уже ждет.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (солнце светит ярче и теплее).
- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце греет больше, чем зимой).
Сегодня на прогулке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
- Обратите внимание, какая сегодня прекрасная весенняя погода, как красиво кругом, как щебечут птицы.
3. Весенние изменения в неживой природе.
Послушайте и отгадайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег всё тает, тает, тает,
Грач уж с юга прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Громко так река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
4. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание во дворе.
На одной ноге стоит,
Все ветвями шевелит,
Весной появляются почки,
Потом зелёные листочки. (Дерево)
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая зелёная травка, многие растения начинают цвести).
--Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут у нас на участке.
--Это тополя.
--Верно. Посмотрите, какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. Тополя - долгожители. Растут они быстро, устойчивы к копоти, дыму, и поэтому их высаживают в городах и селах, озеленяя улицы. Древесину тополей человек использует в производстве бумаги, искусственного шелка, спичек, мебели. Из почек этих деревьев делают фиолетовую краску, из листьев – желтую. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.
-Отгадайте загадку:
Ее узнаешь по простой примете:
нет дерева белей на свете.
-Береза.
-Как вы догадались, ведь она почти без листьев?
-По белому стволу.
- Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, ее называю берестой. Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. Послушайте стихотворение А. Прокофьева.
"Береза".
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную.
-- Береза – символ России.
В народе березу называют березонькой. В старину девушки в праздничные дни пели хороводные песни под березой, вили из молодых веток венки на голову. Давайте встанем в хоровод вокруг березоньки и поиграем в игру "Добрые слова".
(придумать разные добрые слова для березы).
Уж, березка, ты, березка, нас прими.
И листочками желтыми пошуми.
Мы пришли к тебе в гости с добром,
С чистым сердцем все к тебе идем.
-- Из березовой древесины делают мебель.
Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.
А теперь поиграем.
5. Игры.
а) "Найди свое дерево".
б) "Что мы видим" (Назвать словом, что ребята видят вокруг (небо, солнце, деревья).
в) "Что какое?" (Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо - голубое, тропинка- длинная, камень - шершавый, земля -теплая и т. д.)
6. Об охране природы.
Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.
Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту природы и постарайтесь исправить это. (Дети собирают мусор в пакеты. Беседуют с учителем о том, что нужно сделать, чтобы сохранить природу).
7. Итог урока.
- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы.
А теперь скажите, побывав на такой экскурсии, что нового и полезного вы узнали.