5
1 класс, 1 полугодие, 2017-2018 г.
Урок 7
Музыкальная азбука
Цель: познакомить с элементами нотного письма.
Задачи урока:
- вызвать интерес учащихся к пению по нотам,
-сформировать представление о нотном стане, скрипичном ключе и звуковысотности нот,
-овладение первыми навыками пения нот по руке.
Планируемые результаты:
предметные: научатся различать понятия: звук, нота, мелодия, выражая ее настроение;
метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – проявлять активность в решении познавательных задач;
личностные: понимание роли музыки в собственной жизни.
Технологии, использованные на уроке:
Деятельностного подхода,
Сотрудничества,
Информационно-коммуникативная,
Технология развития процессов восприятия музыки школьниками.
Технология формирования и развития певческой культуры учащихся.
Игровая
Здоровьесберегающая.
Ресурсный материал: учебник, тетрадь.
Сценарий урока
Музыкальное приветствие.
Слайд 1
Фрагмент «Песня о школе» Д.Кабалевский
Вывести детей на разговор о нотах.
Слайд 2
Морское путешествие.
Работа по теме урока.
Слайд 3
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальная азбука»!
Работа с учебником (с. 22).
– Откройте учебник. Вот она, музыкальная азбука, которая нам расскажет, из чего состоит музыка. Посмотрите на Музу. Что она делает? (Записывает музыку.) Разве у музыки есть такие значки, которые можно записать?
Слайд 4
– Давным-давно музыку записывали особыми значками. Рассмотрите их в учебнике и на экране. Только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты. Термин «нота» (лат. nota – знак) употребляется для обозначения звука условным знаком.
Работа в тетради (с. 8).
– Муза приготовила много заданий. Слушайте. Музыкальные звуки складываются в мелодии. Мелодия – это душа музыки. Что необходимо для того, чтобы записать мелодию? Возьмите ручку и впишите в пустые клеточки слово. Что нужно, чтобы записать мелодию? (Ноты.)
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки ... (семь нот).
– Посмотрите в учебник: мышата несут таблички с названиями нот. Прочитайте их названия. (До, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
Эти ноты все подряд
Образуют звукоряд.
Слайд 5
– Где живут ноты?
– Ноты живут в доме, который называют нотный стан, или нотоносец.
– Открывает дом-нотоносец ключ. Но какой, сейчас узнаете сами.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ – дверной.
Д. Лукич
Слайд 6-7
– Какой ключ открывает нотный стан? (Скрипичный.)
Слайд 8
– Теперь ключ встанет на свое место – на нотном стане и рядом на нем разместятся все ноты по порядку. Я буду читать стихотворение про звукоряд, а вы подсказывайте мне названия нот и записывайте их в своей тетради.
Звукоряд от До до До,
Впереди всех нота До,
А за нею на горе
Машет ручкой нота Ре;
Третья нота из семи,
Безусловно, нота Ми.
Нарисована графа,
А под нею нота Фа.
В огороде есть фасоль –
Здесь же в нотах только Соль.
Быстро пальцем шевеля,
Проиграла ноту Ля.
У ребят у всех спроси,
Как закончить гамму? Си!
Слайд 9
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты-точки
Разместили по местам.
Вот теперь на нотном стане
Получился звукоряд,
И давайте-ка все ноты
Дружно напоем подряд.
Учащиеся поют звукоряд.
Ручные знаки.
Слайд 10
– Муза предлагает нам найти все ноты на клавиатуре. Я называю ноту, а вы находите ее на клавиатуре, нарисованной в вашей тетради. (Учащиеся выполняют задание на стр.8)
– Объявляется остановка в нашем путешествии.
Физкультминутка («Если весело живется»)
Знакомство с песней. Работа по тетради (с. 9).
– Знаете ли вы песни про ноты? (Нет.) Слушайте.
Звучит песня «До-ре-ми»
– О чем поется в песне? Как звучала песня?
Слайд 11
Вокально-хоровая работа.
– Перед началом исполнения песни надо сесть, выпрямив спину, чтобы вам было легче брать дыхание. Иначе звук не получится красивым. Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята.
Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
Слайд 12
Итог урока.
-Заполним бортовую книгу.
- Что узнали?
Слайд 13
Отправляемся домой.
Слайд 14-15
Домашнее задание:
– Придумайте слова, в которых есть слоги – названия нот и запишите их в тетради на стр.9
(Репа, домик, фары, синица, мир, фасоль, поляна.)
- Нарисуй то, что эти слова обозначают.