Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Коммунаровский детский сад»
Конспект открытой НОД
по обучению грамоте
по теме: «Звук и буква [М]»
(старшая группа)
Подготовила и провела:
Воспитатель Мирошникова Ю.В.
Цель: познакомить со звуком и буквой «М»
Образовательные:
- учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие «согласный звук»;
Развивающие:
- учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.
- развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей
Воспитательные:
- развивать навыки самоорганизации и контроля;
- воспитывать желание приходить на помощь.
Оборудование: картинка с изображением Мальвины, конверт с буквой М, обозначение звука [М], условные обозначения гласных и согласных звуков, карточки, предметные картинки, в названиях которых есть звук [М], синие карандаши, магнитная доска, бубен.
Ход НОД:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я
Ребята это буква эм, звук м
Давайте назовем слова которые начинаются на букву эм
Мак, манго,мастерок, машин, медвежонок, медуза, миксер, молочник, мимоза
Буква эм звук м
У нас есть жетон с буквой эм и красная краска
В: Ребята, отгадайте мою загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
Дети: Буратино.
В: правильно. Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?
Дети: Мальвина.
В: (открывает доску – там изображение Мальвины с конвертом в руке)
В: правильно, ребята, и сегодня к нам в гости пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же? Давайте посмотрим, что у неё в конверте? (открывает конверт) – мы будем изучать новый звук - М.
Ребята это буква эм, звук м
Давайте назовем слова которые начинаются на букву эм
Мак, манго,мастерок, машин, медвежонок, медуза, миксер, молочник, мимоза
Буква эм звук м
У нас есть жетон с буквой эм и красная краска
В: произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.
Дети (произносят звук): губы.
В: как работают губы?
Дети: закрываются и открываются
В: а что еще помогает нам произнести звук?
Дети: голос
В: что делает голос?
Дети: звучит, мычит.
В: а пропеть этот звук можно?
Дети: нет.
В: значит звук какой?
Дети: согласный.
В: правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.
Сказка о звуках.
Жили-были звуки [А], [У], [И]. Они умели петь, их называли гласными звуками.
- Другие звуки тоже так захотели петь.
Вышел звук [М] и не смог спеть песенку: «М-М-М»
-Какой я несчастный! Ничего у меня не получается и никто меня не слышит!
-Не печалься,- сказал звук [А], мы поможем тебе, только ты должен стоять рядом с нами – согласен?
- Согласен, согласен! – обрадовался звук [М].
- Вот и хорошо,- сказал звук [А],- теперь ты будешь согласным.
В: дети, понравилась история? Скажите, почему звук стал согласным?
Дети: потому что согласился стоять рядом с гласными.
Работа в тетрадях поселить букву эм в домик
Работа в тетрадях определение места звука м в слове
Дети по карточке называют слова МОЛОТОК, ДОМ, РОМАШКА
В: в слове – МОЛОТОК?
Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)
В: В слове ДОМ, где живет звук [М]?
Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку
В: а в слове РОМАШКА?
Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку)
Игра «четвертый лишний»
Физминутка
Чтение слогов с изученными буквами.
Давайте еще раз прочитаем слоги с буквой эм
Ребята, слоги, соединяясь вместе, образуют слова.
Послушайте , одинаково ли слоги произносятся в слове маама (нет. Первый слог произносится более протяжно
Слог, который в слове произносится протяжнее, называется ударным слогом, так как при произношении слова он выделяется голосом
В: Правильно, молодцы. Ребята, я поняла, послушайте, а ведь не зря Мальвина пришла к нам в гости. Ну-ка, произнесите её имя –
Дети: Мальвина.
В: с какого звука начинается её имя?
Дети: со звука [М]
В: уважили мы нашу гостью, и нашли в её имени нужный звук.
Игра Новоселье
Подведение итогов:
В: ребята, что мы сегодня делали на занятии?
Дети: познакомились со звуком[М],
В: какой он:?
Дети: согласный твердый, звонкий.
В: что еще делали – рисовали, играли.
В: дома с родителями вспомните как можно больше слов, которые начинаются со звука [М].