Конспект открытого урока по русскому языку.
Учитель: Абузярова Венера Муршитовна.
Класс: 3 класс.
Программа: «Школа России».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Тема: «Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками в корне слова».
Цель: формирование умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, видеть орфограмму и проверять ее.
Задачи урока:
1. Развивать умение проверять слова с непроизносимыми согласными в корне слова;
2. Сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Осваивать новые социальные роли и правила.
2. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний в приобретении и расширении знаний и способов действий.
3. Проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимать и сопереживать чувствам других людей.
Метапредметные: регулятивные
1. Работать по плану сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки под руководством учителя.
2. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.
3. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
коммуникативные:
1. Излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
2. Учиться критично относиться к своему мнению.
3. Умение работать в паре, группе.
4. Преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
познавательные:
1. Представлять информацию в разных формах.
2. Уметь передавать содержание в сжатом и развернутом твиде.
3. Находить необходимую информацию и представлять ее публично.
Предметные:
1. Знать правила.
2. Уметь применять правила на практике.
Форма работы: групповая
Ход урока:
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня и очень надеюсь, что мы вместе проведем этот необычный урок. Скажите, вы любите учиться? Назовите ваш любимый предмет. (ответы детей) Я тоже очень люблю русский язык, несмотря на то, что считается одним из самых трудных школьных предметов, а мы сделаем этот урок интересным, увлекательным и занимательным.
II. Актуализация знаний.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Для того, чтобы настроиться на работу, я предлагаю интеллектуальную разминку.
Сверху с неба прилетела
На мою ладошку села,
Ох и легкая пушинка
Серебристая… (снежинка)
Сегодня ночью выпал необычный снег и некоторые снежинки попали к нам в класс. Найдите снежинки со словами. Кто нашел поднимите руки. Первое слово солнце, какая буква пропущена? (л) Как проверить? Давайте хором повторим это слово. Следующее слово…
Запишите эти слова в тетради.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На какую орфограмму все эти слова? (непроизносимые согласные в корне слова)
Какая тема нашего урока? Она для вас новая? Как вы думаете для чего мы их повторяем? Давайте обозначим цели нашего урока.
а) повторить, как правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова;
б) объяснять выбор непроизносимой согласной;
в) уметь применять полученные знания в жизни;
г) помогать товарищам, уметь договариваться.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Ой, ребята, нам звонок по скайпу. Ответим на звонок? (видеообращение Деда Мороза о поиске похищенных подарков). Поможем Деду Морозу? (ответы детей).
Ребята, наш урок пройдет в форме квеста. Что такое квест? А это значит, что вы сами будете проверять свои знания. Чтобы добраться до подарка, вам необходимо выполнить разные задания. Будьте внимательны, поторапливайтесь, время у вас будет ограничено. Завершать работу нужно будет по сигналу колокольчика. За правильное выполнение вы получите фрагмент ключа. собрав все части ключа, вы сможете открыть ларец Деда Мороза и получит мешок с подарками.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Игра. 1 этап.
Задание для этого этапа вы найдете, отгадав загадку:
Ой, кусается мороз!
Варежкой накрою нос!
Чтобы голову закрыть,
Надо всем ее носить! (шапка)
Где у нас спрятано задание? (дети ходят по классу и ищут шапку) Задание в шапке читает ученик.
Найдите и выпишите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова:
«Новый год!» Автор Ирина Шейбак, наша землячка, проживает в городе Орске, написала много стихотворений как для взрослых, так и для детей.
Ждем его мы очень – очень
Зимний праздник Новый год!
Он приходит ночью темной
И стучится у ворот:
Я на лыжах шел так долго,
Звездной ночью, а потом
Мне помог найти дорогу
Зайка с беленьким хвостом.
Люди двери отворили,
Новый год к себе впустили.
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Встанем дружно в хоровод!
Какие это слова? Их можно проверит? Словарные слова, правописание надо запомнить. Молодцы, ребята, вы справились с эти заданием и получаете фрагмент ключа.
2 этап.
Переходим на следующий этап. Задание для этого этапа найдёте, отгадав следующую загадку:
Едва повеяло зимой-
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их… (рукавички)
Дети ходят по классу и ищут рукавички.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации. Какое время года изображено на картине?
- Составьте предложение, используя слова с непроизносимыми согласными в корне слова. (Опрос по группам).
- Запишите предложения в тетради.
- Сейчас мы с вами составили предложения, используя слова с непроизносимыми согласными в корне слова. А помогли нам в этом картины известного оренбургского художника Александры Суспициной. Помимо пейзажей она пишет портреты и натюрморты.
- Вы справились с заданием, получите фрагмент ключа.
3 этап.
Задание для следующего этапа найдете, отгадав загадку:
Хоть и скользкие дорожки,
Я зимой хожу в сапожках.
А когда был маленький,
Надевал я … (валенки)
Распределите слова на две группы: в одну слова с непроизносимыми согласными в корне слова, в другую, слова где нет непроизносимого согласного.
Ужасный, ненастный, устный, опасный, известный, местный, небесный, радостный, счастливый, прекрасный, прелестный, интересный.
Получают фрагмент ключа.
Мы с вами распределили слова в две группы, в одну слова с непроизносимыми согласными в корне слова, в другую, где нет непроизносимых согласных.
4 этап.
Переходим на следующий этап.
Задание для 4 этапа найдете, отгадав загадку:
Вяжем на ножки
Из шерсти одежку,
Пятка двойная,
Резинка цветная.
Устно подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Жалостный-жалость, областной- область, напрасный-напрасен, доблестный-доблесть, вкусный-вкусен, чудесный-чудеса, местность- место, честность-честь, свистнуть- свистеть.
VI.Итог.
Давайте не будем забывать о задании Деда Мороза, нам нужно найти подарки. Из фрагментов попробуйте собрать свой ключ в каждой команде. Получилось?
Вспомним цели урока, которые мы ставили в начале урока, одна из них помогать друзьям. У нас все получилось? Что помогло вам достичь успеха? (Дружба, взаимопомощь). Желаю вам оставаться такой же дружной командой, помогать и поддерживать друг друга во всем. Подарки откроете в классе. А чтобы не забыть наш сегодняшний урок, с каждым подарком найдете секрет от меня и от Деда Мороза.
VII.Рефлексия.
Сегодня мы искали ключ к секрету правописания непроизносимых согласных в корне слова. Скажите, на уроке что-то новое для вас было? В начале урока мы с вами ставили цели, как вы считаете, достигли их или нет? Значит я могу сделать вывод: цели, которые поставили, достигнуты. Ребята, вы такие молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. Тем, кому понравился урок украсьте нашу елочку игрушкой.