СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру»

Где живут белые медведи?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с самыми холодными районами Земли — Антарктидой и Северным Ледовитым океаном, научатся находить их на глобусе, приводить примеры животных этих районов.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: интерактивная доска, слайды с изображениями животных, живущих в Антарктиде и Арктике, глобус, карта полушарий, мультфильм «Умка», фрагменты любых мультфильмов про пингвинов, видеокассета «Многообразие животного мира»; карточки с названиями территорий.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— О чём мы говорили на прошлом уроке?

Перечислите названия весенних месяцев. После какого времени года наступает зима? Откуда появились названия месяцев? В какое время года дни рождения у детей, если они их празднуют 16 февраля, 24 сентября и 1 марта?


2. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, помните, на один из наших уроков приходил Винни-Пух? Сегодня к нам на урок пришёл ещё один медвежонок. Посмотрите фрагмент из мультфильма и скажите, как его зовут.

Учитель включает фрагмент мультфильма «Умка».

— Как зовут этого медвежонка? Умка приглашает нас к себе в гости. Вы согласны? А где же он живёт? Чтобы знать, какие вещи взять с собой в дорогу, мы должны узнать: где живут белые медведи?

3. Работа по теме урока

— Путешествуя по территории нашей страны, мы уже говорили, что существуют места, где очень холодно. Одно из таких мест— острова Северного Ледовитого океана — Арктика.

Найдём на глобусе и физической карте Арктику.

Учитель показывает на глобусе и карте расположение Арктики и прикрепляет на доску карточку с названием территории.

— Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до -60 градусов.

Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, там можно встретить некоторых животных. Давайте посмотрим: кто живёт в Северном Ледовитом океане?

Учитель включает фильм «Животные природных зон» (фрагмент «Арктика».)

— Каких животных вы увидели? (Белых медведей, тюленей, белух, моржей, птиц.)

Нас в гости пригласил Умка. Давайте познакомимся с его соседями.

Подготовленные дети делают мини-доклады.

Ученик 1: Белый медведь — самый крупный хищный зверь на Земле. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арк- тус» — медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими здесь белыми медведями. Всю жизнь они проводят во льдах и в воде. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 километров в час, хорошо ныряет и может провести под водой несколько минут. Питается он тюленями, рыбой и птицами. Когда приходит пора обзаводиться потомством, медведица забирается в снежную пещеру. Детёныши, только что родившиеся у медведицы, по размеру похожи на новорождённого котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. В отличие от бурого медведя, белые медведи в спячку не впадают.

Ученик 2: Живёт в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины и съедать их содержимое.

Ученик 3: Ещё один обитатель Арктики — тюлень. Он питается рыбой. Тюлень прекрасно плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться. Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.

— В фильме вы видели, что летом на берегах Северного Ледовитого океана птицы выводят птенцов, устраивают целые «птичьи базары».

Что помогает зверям и птицам Арктики выжить в таких суровых условиях? Животные Арктики имеют большой подкожный жировой слой, густой мех или пух.

Мы с вами были в северной части земного шара в гостях у Умки. А теперь отправимся в гости к птицам.

Учитель включает фрагмент мультфильма о пингвинах.

— Кого вы видели? Где живёт эта птица? Она живёт на Южном полюсе.

Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура?

Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода.

Учитель на карте и глобусе показывает расположение Антарктиды и прикрепляет карточку с названием территории на доску.

— Зимой температура опускается до -80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы. Но и здесь есть постоянные жители. Рассмотрите рисунок на странице 13 учебника. Кого вы видите?

Пингвины — коренные жители Антарктиды. Вы помните, что эта птица не умеет летать, зато хорошо плавает. Чем питаются пингвины? (Рыбой.)

Самка пингвина откладывает всего одно яйцо. У пингвинов нет гнёзд. Их не из чего сделать в Антарктиде, поэтому своё единственное яйцо самка пингвина кладёт на свои лапы, а сверху накрывает своим телом. Так яйцо находится в тепле. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». Пока мама-пингвиниха «выстаивает» яйцо, пищу ей добывает и приносит папа-пингвин.

Рассмотрите рисунки в задании 1 на странице 11 рабочей тетради. Найдите в каждом ряду лишний рисунок. Почему вы выбрали именно этот рисунок? Прочитайте вопрос в задании 2. Докажите своё решение.

Белые медведи не могут охотиться на пингвинов, так как они живут в разных местах земного шара.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами познакомились с Северным и Южным полюсами Земли. Чем похожи эти районы? Одинаковые или разные животные населяют эти районы? Можете ли вы теперь ответить на вопрос Муравьишки: где живут белые медведи?

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Где живут слоны?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с жаркими районами планеты и их обитателями, научатся находить эти районы на глобусе.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: глобусы, физическая карта, интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями животных саванны и тропиков), карточки с понятиями; книга «Где у растения дом» (авт. Я. Марголин).

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Вспомните названия территорий, на которых мы побывали на прошлом уроке. Покажите их на глобусе. Какое животное считается хозяином Арктики? Кого можно увидеть только в Антарктиде?

Заслушиваются сообщения детей, подготовленные к урону.


2. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке мы были в самых холодных районах Земли. А сегодня отправимся туда, где жарко. В этих местах обитает ещё одно очень крупное животное. Какое — отгадайте сами.

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

Мы отправимся в гости к слону. Муравей Вопросик сразу же поинтересовался, а где живут слоны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Практическая работа

Класс делится на группы.

— Возьмите глобусы. Покажите на них самые холодные районы Земли. А теперь найдём на глобусе линию — экватор. (Учитель показывает.)

По обе стороны от этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы. В одних местах там раскинулись открытые пространства, поросшие травой. Это саванны. А в других местах растут густые влажные тропические леса. Именно туда мы сегодня держим путь.

Каждая группа в конце урока должна будет подготовить отчёт об экспедиции по плану, записанному на доске.

На доске:


План

1. В каком районе побывали.

2. Какая была погода.

3. Какие растения были вокруг.

4. Каких животных встретили.

. Работа по теме урока

— Сегодня мы побываем в саванне и тропических лесах. Учитель прикрепляет на доску карточки с новыми понятиями.

— Слоны изображены на левой и на правой страницах. В чём разница? Почему слона нарисовали два раза?

Около каждого животного на рисунке дано его название. Прочитайте названия слонов.

— Оказывается, слоны отличаются друг от друга. Уже по названиям можно судить о том месте, где они живут. Где живёт африканский слон? Значит, саванна находится в Африке. Найдите её на глобусе.

Где живёт индийский слон? Значит, мы посетим тропические леса Индии. Найдите эти места на глобусе.

Как выглядит тропический лес? Послушайте его описание.

Учитель читает текст Г. Ганейзера «В тропическом лесу».


Здесь всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15- 20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — ещё и ещё меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы... Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадёшь на широкую тропу, протоптанную слонами...

Смотри, вот дерево со знакомыми листьями комнатного фикуса. Это фикус и есть. Таким он вырастает в Африке!

А вот высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, подальше — бананы свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и грозди спелых плодов. В тропических лесах нередко бывают одновременно на одном и том же дереве и цветы и плоды.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, лазает в лесной чаще. Слышишь пронзительные резкие крики? Так «разговаривают» обезьяны. Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые мартышки.

Сквозь зелень блеснула вода... Мы не будем подходить к реке.

В прибрежных зарослях часто прячутся ядовитые змеи, а в воде живут хищные крокодилы.

— Какие животные были названы в рассказе? (Змеи, обезьяны, крокодилы, слоны.)

Найдите их изображения на странице 15.

Что такое саванна?

Учитель читает рассказ Я. Марголина «Саванна — страна дремучих трав».

— Где мы?!

— В саванне...

— Вот это да-а-а!!!

Думаю, такой короткий разговор состоялся бы между нами, читатель, когда бы мы оказались среди густых и высоченных травяных зарослей саванны. Мы бы просто потерялись среди этих дремучих трав, как в лесу. Да что мы! Ведь в саванне растут травы и до шести метров высотой! Вон куда-то спешат своим потешным прыгающим бегом жирафы, и над морем зеленовато-бурых стеблей виднеются лишь их пятнистые маленькие головы с рожками.

Саванны можно увидеть в разных районах Земли: в Южной Америке, в Австралии, в Индии, а более всего — в Африке. Везде они занимают самые окраины тропического пояса, где тепла вдоволь даже для самых заядлых жаролюбов. А вот влаги...

До полугода тянется в этих местах тропическая зима — жаркая, но главное, жестоко засушливая. В эти полгода почти совсем не выпадает дождей, и влаги, накопившейся в почве за лето и осень, едва хватает травам. Для деревьев же её остаётся и вовсе маловато.

Поэтому саванна — это, прежде всего царство травянистых растений, и лишь кое-где в одиночку или небольшими группами поднимаются в ней кустарники и ещё реже — деревья.

Но и травы в саванне могут расти только такие, которых не пугают затяжные ежегодные засухи. Травы эти имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце поменьше испаряло с них драгоценной влаги. Для этой же цели колоски у этих растений спрятаны за жёсткими чешуйками, покрытыми к тому же, словно войлоком, густыми волосками. У некоторых саванновых трав имеются вроде бы фляжки — полые внутри подземные клубни, в которых запасается вода. А многие травянистые растения в долгий период без дождя, казалось бы, и совсем засыхают. Однако корневища их, укрытые в почве, остаются живыми и при первых же дождях выгоняют на поверхность весёлые молодые побеги...

Вот такой своеобразный растительный покров выткали солнечный луч и капля воды там, где тепла вволю, но влага отпускается по очень скупой норме. Если при таком же жарком солнце осадков выпадает ещё меньше, образуется пустыня.


— Саванна — это африканская степь, покрытая редкими кустарниками и деревьями. На странице 14 вы видите, что такой буйной растительности, как в тропиках, здесь нет. В саванне водятся крупные и мелкие птицы, которые гнездятся прямо на земле. В саванне водится самая крупная птица в мире— африканский страус. Это большая и тяжёлая птица, которая не умеет летать, но хорошо бегает. Найдите изображение страуса на вашем рисунке.

Саванна — это открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться, и почти ничто не препятствует движению бегущего стада. Обитающие в саванне животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. Рассмотрите рисунок и назовите животных, которых можно встретить в саванне.

Основной разговор у нас пойдёт о слонах.

Слоны — самые крупные и тяжёлые животные суши. Африканский слон-самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные и добрые животные.

В настоящее время существуют два вида слонов— африканский и индийский. На первый взгляд они похожи. Но существует ряд отличий. У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских — и у самцов, и у самок. У индийского слона бивни короче и легче, чем у африканского. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские.

Учитель показывает детям несколько иллюстраций с изображениями слонов. Дети пытаются отличить индийских слонов от африканских.

— Рассмотрите изображения слонов на странице 12 рабочей тетради. Определите, где какой слон. Объясните своё решение.

Что такое бивни? Это видоизменённые передние зубы. Видимая часть составляет всего две трети их длины. Ещё треть скрыта в черепе. Бивни очень прочные, они состоят из слоновой кости. Нужны они слону для того, чтобы выкапывать из земли съедобные корни, обдирать кору с деревьев и драться с врагами.

Почему у слона такой длинный нос? Пока учёные в этом разобрались, люди сочинили много легенд и историй. Послушайте одну из них.

Учитель читает детям рассказ Р. Киплинга «Почему у слона длинный нос?»

— Что такое хобот? Представьте, что ваш нос сросся с верхней губой и вытянулся в длинную, гибкую трубу. Именно так образовался хобот. Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы.

Для чего слону такие большие уши? Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. А ещё уши действуют, как радиатор в автомобиле. Они предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло.

Ещё один способ охладиться — обдать себя водой, грязью или пылью. Слоны очень любят воду. Они много пьют, любят купаться и поиграть с водой.

Слоны — отличные пловцы. Когда слон плывёт под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку.

Слоны — травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиск пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день.

Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя, но иногда могут прилечь на бок.

Вот у какого замечательного животного вы побывали сегодня в гостях.

Каких животных можно встретить в тропическом лесу? Каких — в саванне?

Заслушиваются ответы детей.

— В задании 2 (с. 13) укажите стрелками, где живут изображённые животные.

Дети выполняют задание.

— Какая территория изображена на рисунке в задании 3? Найдите в этих зарослях спрятавшихся животных. Назовите их.

Дети выполняют задание.


4. Рефлексия учебной деятельности

— В каких районах Земли мы побывали? Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

А теперь выслушаем отчёты об экспедиции.

Выслушивают отчёты каждой группы.

— Ответили ли мы на вопрос, заданный в начале урока? Куда должен отправиться Муравьишка, чтобы попасть в гости к слону?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.











Где зимуют птицы?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники расширят представления о зимующих и перелётных птицах.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображениями птиц, плакаты «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы», видеоаппаратура, видеокассета «Насекомые. Птицы» (фильм «Возвращение домой»); книга А.А. Плешакова «Зелёные страницы», аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, физическая карта мира, цветные фишки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (Мы побывали в саванне и тропических лесах.)

С кем мы познакомились? (Познакомились с замечательными животными — слонами.)

Что вы можете рассказать о слонах?

Какие ещё животные живут в тропических лесах? В саванне? Какую интересную информацию можете сообщить о жителях этих районов?

Заслушиваются несколько подготовленных сообщений.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова.

Потянулись гуси на далёкий юг.

Голоса их грустные ловит чуткий слух.

Пролетают мимо стороны лесной...

Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной.

О ком говорится в стихотворении? Наступает весна. Скоро вернутся птицы, улетевшие от нас на зиму. А где они провели зиму?

На этот вопрос сегодня мы постараемся найти ответ.


3. Работа по теме урока

— Птицам было посвящено уже два урока. Вспомните урок по теме «Кто такие птицы?» О каких характерных признаках птиц мы узнали? Чем они отличаются от других животных?

О птицах мы говорили на уроке «Как помочь птицам зимой?» Почему надо помогать птицам в это время года?

Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц называют зимующими?

Зимующие птицы — те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод.

Учитель прикрепляет на доску плакаты «Перелётные птицы» и «Зимующие птицы». Надписи на плакатах закрыты полосками бумаги.

— Вспомните, о каких зимующих птицах мы говорили? Покажите их на плакатах.

Почему птицы осенью улетают из наших мест? Каких птиц называют перелётными?

Перелётные птицы — те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.

Покажите их на плакатах.

Восстановите названия плакатов.

Дети называют, где плакат с изображениями перелётных птиц, а где зимующих. Учитель убирает полоски бумаги, дети проверяют свои предположения.


Практическая работа

Задание 1

— Рассмотрите рисунок на странице 16 учебника. Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами, красные — на рисунки с перелётными птицами. Проверьте работы друг у друга.

Задание 2

— Соедините линиями рисунки птиц с их названиями (тетрадь, с. 14 № 1). Проверьте себя по атласу-определителю. Определите, какие из птиц перелётные. Закрасьте кружочки около их изображений. Проверьте работы друг у друга.

Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы?

Существовало много разных мнений. Послушайте некоторые из них.

Учитель читает фрагмент рассказа «Куда, как и когда?» из книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы».

— В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров. Куда же летят птицы?

Учёные выяснили, что маленькие наши пташки — ласточки, стрижи, обыкновенная горихвостка, мухоловка-пеструшка и другие— улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку!

Учитель отмечает на карте расположение Африки.

— Грач, который гнездится под Москвой, зимует во Франции.

Учитель отмечает на карте расположение Франции.

— Некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.

Учитель отмечает названные страны на карте.

— Как обо всём этом узнали учёные? Как птицы находят дорогу домой? На эти вопросы мы сможем ответить, посмотрев фильм «Возвращение домой».

Учитель включает видеофильм.

— О каких птицах шла речь в фильме? (О ласточках, журавлях, полярных крачках, гусях, скворцах и аистах.)

На что ориентируются птицы, летящие днём? (На солнце.)

На что — ночью? (На звёзды.)

Как учёные узнали о перемещениях птиц? (С помощью кольцевания.)

На странице 17 в учебнике изображены такие кольца. Как они помогают учёным? Прочитаем объяснение на странице 85.

Посмотрите на карту. Птицы совершают многокилометровые перелеты в разные страны, на разные материки. Но потом они снова возвращаются к нам. Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.

Рассмотрите схемы, на которых показаны районы зимовки ласточек и журавлей (тетрадь, с. 15). Найдите эти районы на глобусах. В какой части земного шара располагаются места зимовки птиц? Правы ли учёные, когда говорят, что птицы на зиму улетают в тёплые края?

Обозначим стрелками направления перелётов птиц.

Работа идёт под руководством учителя.

— О ласточках, журавлях и скворцах вы немного узнали из кинофильма. Ещё о нескольких птицах вам расскажу я.

Учитель включает запись «Голоса птиц» — фрагмент «Соловей».

— Сейчас вы слышали пение соловья— знаменитого певца наших лесов.

Окрашена эта птичка скромно. Она коричневато-буро-сероватого цвета с рыжинками, большими тёмными глазами и длинными тонкими ножками.

Соловей прилетает к нам поздно — в середине мая и начинает петь. Поёт соловей месяца полтора, пока у него не появятся птенцы. Ещё раз можно услышать соловьев осенью, когда они собираются в стаи. Но это уже не песни, а птичьи разговоры перед отлётом.

Улетают соловьи всегда вечером, а прилетают весной всегда ночью.

Рассмотрите изображение зяблика. Его окраска яркая, нарядная. Спинка буроватая, грудка красноватая, голова серо-голубая, чёрные крылышки с белыми полосками, клюв весной и летом синий, а зимой — красный.

В лесу ещё зябко, а птичка громко напевает свою песенку.

Гнездо зяблик вьёт из прутиков-травинок, внутри выстилает пухом и перьями, снаружи опутывает волосками и кусочками коры. Получается шарик с открытым верхом, замаскированный среди ветвей дерева.

Огромное количество насекомых-вредителей уничтожает зяблик за лето! Бывает в разгар лета сядет зяблик, нахохлится, будто озяб. Странно... А оказывается, тучка надвигается. Зяблик угадывает, когда дождь пойдёт.

А вот почему птицу назвали зябликом — непонятно. Может потому, что прилетает он одним из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы. Может быть, потому и дали этой птичке имя зяблик, что прилетает она в зябкое время.

Учитель может прочитать детям рассказы о скворце, жаворонке, зяблике и соловье из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы».


4. Рефлексия учебной деятельности

— Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму. Рассмотрите рисунки на странице 17 учебника и объясните, почему птицы улетают на зиму в тёплые края.

Правильно, зимой для них в наших краях нет корма.

А почему многие птицы остаются на зиму у нас? Эти птицы могут найти себе пропитание и зимой.

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.