Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»
Тема: Местоимение.
Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи; содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Планируемые результаты
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.
Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: речь, части речи, местоимение.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий, карточки.
Ход урока
Организация начала урока.
2. Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
Актуализация умений и знаний.
1. Минутка чистописания:
Эта буква – это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот ее и назовешь.
Я
Прописываем букву я до конца строки.
У: Что такое речь?
О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.
У: Какие части речи вы знаете?
О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?
О: Нужно распределить слова по частям речи.
У: Правильно. Работаем цепочкой. (Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)
У: Почему вы распределили не все слова?
О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.
У: Мы употребляем эти слова в речи?
О: Да.
У: Могли бы обойтись без них?
О: Нет.
У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?
О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
У: Что нового узнаем?
О: Узнаем о новой части речи.
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Какое сейчас время года?
О: Весна.
У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?
О: Птицы.
У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?
О: Ласточка.
У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.
У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?
О: Постоянно повторяется слово ласточки.
У: Можем мы заменить это слово?
О: Да.
У: Замените его, что у нас получилось?
О: Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.
У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?
О: Имя существительное.
У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?
О: Местоимение.
У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?
О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.
У: Верно. Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.
Прочитайте вслух.
О: Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.
Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.
У: О чем говорится в первом тексте?
О: О помидорах.
У: О чем говорится во втором тексте?
О: Тоже о помидорах.
У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?
О: Вместо слов помидор, помидоры.
У: Место какой части речи заняли эти слова?
О: Место имени существительного.
У: Как называются эти слова?
О: Местоимения.
Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником.
Выполнение упражнений по алгоритму:
1.Прочитайте задание;
2. Как вы его понимаете, что надо сделать;
3.Выполните задание устно;
4. Выполните задание письменно;
5. Самопроверка;
6.Взаимопроверка;
7. Самоанализ, анализ
У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?
О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.
У: Один ученик записывает диалог на доске, остальные записывают в тетрадь.
У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.
Физминутка
Открытие новых умений, знаний (продолжение).
У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?
О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.
У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?
О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.
У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.
Дидактическая игра.
У: Необходимо собрать слова и отыскать в них местоимения.
(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, мышка, пони, корона, магнитофон).
Закрепление открытых умений, знаний.
Играем в игру «Замени местоимением»
Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением. Молодцы!
Итог урока. Рефлексия.
У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?
О: С местоимением.
У: Что такое местоимение?
О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.
У: На какие вопросы отвечает местоимение?
О: Местоимение отвечает на вопрос кто?
У: Что показалось вам наиболее трудным?
Спасибо за урок!