СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Местоимение"»

Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Местоимение.

Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи; содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти; закреплению и актуализации ранее изученного материала.

Планируемые результаты

Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.

Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: речь, части речи, местоимение.

Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий, карточки.
Ход урока

  1. Организация начала урока.

2. Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.



– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания:

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я

Прописываем букву я до конца строки.

У: Что такое речь?

О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

У: Какие части речи вы знаете?

О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

О: Нужно распределить слова по частям речи.

У: Правильно. Работаем цепочкой. (Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)

У: Почему вы распределили не все слова?

О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.

У: Мы употребляем эти слова в речи?

О: Да.

У: Могли бы обойтись без них?

О: Нет.

У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

У: Что нового узнаем?

О: Узнаем о новой части речи.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Какое сейчас время года?

О: Весна.

У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

О: Птицы.

У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

О: Ласточка.

У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?

О: Постоянно повторяется слово ласточки.

У: Можем мы заменить это слово?

О: Да.

У: Замените его, что у нас получилось?

О: Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?

О: Имя существительное.

У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

О: Местоимение.

У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.

У: Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.

Прочитайте вслух.

О: Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

У: О чем говорится в первом тексте?

О: О помидорах.

У: О чем говорится во втором тексте?

О: Тоже о помидорах.

У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?

О: Вместо слов помидор, помидоры.

У: Место какой части речи заняли эти слова?

О: Место имени существительного.

У: Как называются эти слова?

О: Местоимения.

  1. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений по алгоритму:

1.Прочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

3.Выполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5. Самопроверка;

6.Взаимопроверка;

7. Самоанализ, анализ

У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.

У: Один ученик записывает диалог на доске, остальные записывают в тетрадь.

У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.

  1. Физминутка

Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?

О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.

У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.

У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.

Дидактическая игра.

У: Необходимо собрать слова и отыскать в них местоимения.

(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, мышка, пони, корона, магнитофон).

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

Играем в игру «Замени местоимением»

Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением. Молодцы!


  1. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?

О: С местоимением.

У: Что такое местоимение?

О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: На какие вопросы отвечает местоимение?

О: Местоимение отвечает на вопрос кто?

У: Что показалось вам наиболее трудным?

Спасибо за урок!