Урок русского языка в 3 класса УМК «Школа России» по теме
«Обобщение знаний по теме «Глагол»
Задачи урока :
1. Обобщить и систематизировать знания о глаголе. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, сообразительности, самостоятельности);
3. Стимулирование двигательной активности, умения сосредоточиваться, формировать культуру понимания собственного тела.
4.Способствовать коррекции и развитию памяти и мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических связей) через выполнение задания «расшифруй слово»- коррекции и развитию навыков самоконтроля через взаимопроверку, самооценивание;
5. Способствовать формированию позитивной мотивации и коммуникативных навыков.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний, применения знаний, умений и навыков.
Организационный момент.
б) Психологический настрой.
Цель – создание позитивного настроя, проверка готовности к уроку.
- Вы пришли сегодня в школу, возможно, еще не успели со всеми поздороваться. Сейчас нам представится такая возможность. (все подают друг другу руки для рукопожатия) Вы почувствовали тепло друг друга, тепло наших рук, которое объединило нас сейчас.
Будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе, и порадуются нашим успехам. Пусть этот день принесет вам радость общения.
Наш урок я хочу начать со стихотворения Ивана Бунина.
Шумит и глухо, и протяжно.
Кричат и весело, и важно.
И утром в воздухе нагретом...
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
И ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
Вы, наверно, догадались, чему будет посвящён наш урок. (Ответы детей).
Правильно, сегодня мы будем говорить о весне. Весной природа просыпается,
оживает.
Весна – это жизнь, движение, действие…
А какая часть речи в русском языке обозначает действие? Глагол.
Пальчиковая гимнастика.
Цель - развитие мелкой моторики, подготовка к письму
Цель – мотивация на аккуратное, красивое письмо
Минутка чистописания.
Пусть на протяжение всего урока буквы радуют вас
г ог гл га
«Разминка для ума»
Цель – активизировать внимание и зрительное
восприятие
- Посмотрите внимательно на доску и скажите, какое слово спряталось в соединениях и как оно связано с нашим уроком?
(глагол)
(В классе на табличках развешаны слова: поют, соловьи, растут, голубой, деревня, ищет, красят, весенний, плыву)
- Найдите слова по теме урока и запишите их каллиграфически правильно.
Постановка целей и задач урока.
- Какое задание вы можете предложить своим одноклассникам?
( разделить на группы, выделить окончания, определить время число глагола и т.д.)
Целеполагание
Учить ставить цели,
активизировать процессы мышления
- Исходя из этого, сформулируйте цели урока. (Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?)
- Прежде чем достичь наших целей , нам нужно набраться сил.
(минутка релаксации под музыку)
Систематизация знаний
а) повторение о глаголе как части речи.
Игра «ЛОТО»
( у каждого ребенка карточка , на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос а тот, у кого ответ на него – продолжает. При этом все выходят к доске)
Карточки «Лото»:
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать? Что делает?
Глаголы изменяются ……по числам и временам.
Глаголы прошедшего времени изменяются …..по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют…… суффикc л.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Глаголы в неопределённой форме имеют …. суффиксы ть, ти, чь.
Инфинитив – это…. глагол в неопределённой форме.
В предложении глагол является…. сказуемым.
Сказуемое подчёркивается …. двумя чертами
Не с глаголами…. пишется отдельно.
Перед глаголами никогда не пишется …. предлог.
Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы…
Что делает? Что делают?
б) Систематизация знаний
- Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизируем и выделим пошагово – что знаем и что умеем:
- Все ли этому научились? А как проверить? (выполнить задания)
- Какие задачи поставим перед собой на урок? ( Мы будем проверять себя, как умеем выделять глаголы, определять время и т.д.)
- Оценивать себя вы будете сами. У каждого на парте лежит лист достижений. После выполнения каждого задания вы поставите себе условный знак, а в конце урока мы подведем итог.
в) Работа в парах
Повторение правописания не с глаголами.
Вернёмся к весенней теме.
Ребята, находясь в лесу, особенно весной, необходимо помнить, что мы
только гости в нём. Настоящие хозяева леса – это его обитатели – растения и
животные. Мы должны знать, чего нельзя делать в лесу, т.к. своим невежеством
можем поставить его под угрозу. Сформулируйте правила поведения в лесу,
заменяя слово нельзя глаголом с частицей не. Это будут глаголы – просьба,
обращение ко всем людям.
Дети формулируют правила поведения в лесу.
- Какое правило вы знаете о правописании частицы не с глаголами?
НЕ КРИЧИТЕ…
НЕ КУРИТЕ…
НЕ РАЗВОДИТЕ…
НЕ ЛОМАЙТЕ…
НЕ РВИТЕ…
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ
НЕ РАЗОРЯЙТЕ
НЕ ТРОГАЙТЕ
- -Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они не губили природу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).
В следующем упражнении надо будет составить повествовательный текст
на тему «Природа весной». А помогут вам выполнить это задание опорные слова.
В задании № 2 подберите к существительным из первого
столбика подходящие по смыслу глаголы из второго столбика. Пары слов
соедините прямой линией.
Задание 2
Солнце пахнуть НВ _________________
ручейки побежать ПВ _________________
почки светить НВ _________________
травка показаться ПВ _________________
соловьи запеть БВ __________________
Самостоятельная работа.
- У вас получилось 5 предложений. Вам нравится текст?
Чего не хватает? (Не хватает второстепенных
членов). Составьте с данными грамматическими основами
распространённые предложения.
г) Повторение неопределенной формы глагола
- Среди глаголов, развешенных на доске, выпишите глаголы неопределенной формы.
Петь, узнать, пахал, смотрит, спросить, дети, бегал, спасти, ушел, спорят, спать, любить, дочь.
- О чем будете помнить выполняя это задание?
Физкультминутка.
«Аист» - кинезиологическое упражнение для объединия работы полушарий мозга, выхода из стресса и улучшения процесса восприятия
Отложите тетради, давайте немного разомнёмся.
Встаньте прямо поднимите колено правой ноги под прямым углом и с оттянутым носком, а левой рукой хлопните по колену, при этом глаза смотрят вправо-вверх,
для левой ноги и правой руки при движении глаз влево -вверх. У кого отлично получается, попробуйте сделать с закрытыми глазами.(упражнение проводится 15 раз)
Смена позы и проведение «Оживлялок» (доступные упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)
- Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. В течение 10—15 сек тяните так, чтобы было приятно.
- Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираетесь о руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 секунд и стало жарко
е) Обобщение пройденного.
Итог урока
Какую цель ставили перед собой?
Проверим как справились. Оцените свои знания по теме «Глагол»
Итак, кто сегодня к концу урока поставил себе все плюсы? Весна дарит нам самые прекрасные ощущения. Радуйтесь, чаще улыбайтесь, веселитесь, любите. Выберите строчку, которая выражает ваше мнение после урока:
Урок полезен, всё понятно
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно
Ещё придётся потрудиться
Да, трудно всё-таки учиться!