Урок по математике 3 класс
Учитель: Чуркова И.В.
Тема: Доли. Образование и сравнение долей.
Цели: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения
на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- технология развития критического мышления;
- технология исследовательской деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебники, тетради, презентация, раздаточный материал.
Основные понятия и термины: доли.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
1. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, напишите число, классная работа.
92 93
- Что вы знаете об этих числах? (двузначное, 9 десятков, 2 единицы, двузначное, 9 десятков, 3 единицы
2. Устный счет. Математический диктант.
1 .Какие числа надо перемножить, чтобы получить 20?
2. Сколько будет, если взять 3 раза по 5?
3. Сколько будет; 6 троек?
4. Запишите число, которое меньше 12 на 6.
5. Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз.
6. Сколько пятерок в числе 15?
7. Сколько семёрок в числе 14?
8. 3 умножить на 4.
9. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?
10. Для работы на пришкольном участке 18 мальчиков разделились на 3 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде?
(взаимопроверка)
Ответы: 4 и 5, 15, 18, 6, 2, 3, 2, 12, 18, 6.
3.Реши уравнения, устно подбирая значения x с.93. №4
Актуализация знаний.
– Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28
78
65 34
15
– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)
– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)
– Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются? (Да.)
Сообщение темы урока.
Учитель показывает детям апельсин, яблоко. Сегодня с новыми числами нам помогут познакомиться фрукты.
Практическая работа (исследовательская деятельность)
– Вы можете спросить: «А зачем нам что-то знать про эти числа?»
– Тогда попробуйте ответить на вопрос.
Учитель разламывает апельсин на четыре части и одну часть дает ученику.
– Как вы думаете, какую часть апельсина я отдала?
– Давайте попробуем в этом разобраться.
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг.)
– Сложите круг пополам.
– Разверните. Сколько равных частей получили? (2.)
– Итак, мы разделили круг пополам, то есть на две равные части. Как они называются? (Половинки.)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам. Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока. А записывают это так:
.
– Сколько частей взяли? (1.)
– На сколько частей разделили? (2.)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока. Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите круг, который вы согнули пополам. Сложите еще пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4.)
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.
– Сколько равных частей получили? (4.)
– А записывают это так:
.
Вывод: Доля- это часть целого.
Формирование цели урока:
Развитие умения записывать и называть доли.
– Запишите, какая это доля.
Учитель показывает карточки, на которых квадраты, прямоугольники разделены на равные части: 2, 3, 4, 5 и т. д. и одна часть закрашена.
Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
Учитель показывает верную запись на обратной стороне карточек.
– Посмотрите на
и
– Сравните: что больше? (Запись в тетради:
и
.)
– Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
Изучение нового материала
Работа по учебнику с.92. Знакомство с правилом.
С.92 №1 (2) (исследовательская деятельность)
- Начертите квадрат со стороной 6 см.
- Что надо сделать? (разделить на 6 равных частей. А затем еще каждую на 2 равные части)
- Сколько одинаковых частей получилось? (12)
- Закрась одну часть?
- Как записать при помощи числа?
3. с. 92 №2 (устно)
Физминутка
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой любимый мяч.
Работа с материалом учебника.
Решение задачи
- Прочитайте задачу.
- Какой вопрос задачи?
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Мы не знаем, сколько весит коробка с бананами?
- Мы можем узнать? Как?
- Это задача простая или составная?
Составление блок схемы:
-3
8
9
?
?
Самостоятельное решение задачи:
8-3=5 (кг)- весит одна коробка с бананами.
5*9=45 (кг)
Ответ: 45 кг масса 9 коробок с бананами.
Реши выражения:
С.93 №7 (взаимопроверка)
Закрепление. С.93№8 (устно)
Итог урока.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда
- Сколько было долек? (5)
- Сколько долек у каждого? (1)
- Как записать при помощи числа?
– Какая была тема урока? (Доли.)
– Что такое доля? (Часть целого.)
– Мы учились делить на доли и записывать доли. А еще мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали? (Чем больше частей, тем доля меньше.)
Рефлексия.
Самооценка своих достижений.
Домашнее задание.
С.93 № 6, 5
6