Предмет: Изобразительное искусство, 5 класс
Дата: 08.12.2023г.
Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках
Тип урока: комбинированный
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Цель урока:
создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов на примере народной глиняной игрушки, изучить особенности древних образов в современных народных игрушках Дымково, Филимоново, Каргополья.
Задачи:
Образовательные: | сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи; изучить древние образы через три известные школы народных игрушек: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской; формировать умение сравнивать и оценивать форму, декор игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
Развивающие: | развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; умение видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов; умения овладевать приемами создания выразительной формы с опорой на народные традиции. |
Воспитательные: | воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь и уважение к Отечеству; уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций. |
Используемые УУД:
Личностные | формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, проектной деятельности, нравственно-этическая ориентация. | |
Регулятивные | целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. |
Коммуникативные | умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе. |
Познавательные | анализ, выбор способов решения задач, построение цепи рассуждений, поиск информации |
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: проблемное обучение, проектная деятельность
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, фигурки силуэтов игрушек, гуашь, кисти, ватманы, клей.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности. Организационный момент
Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
Я тоже вам желаю сегодня отличной работы.
2. Актуализация опорных знаний
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- В 1 четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей.
Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами? (Прялки, люльки, вышитые полотенце, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба)
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? (Конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости;
Птицы - счастье, символ весны, тепла и света;
древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода;
Берегиня - женщина с поднятыми руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла)
3.Определение темы урока, постановка цели
- Все перечисленные предметы служат для быта людей, а сегодня мы поговорим о том, что есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- О каких чудо-мастерах идет речь? Как им удавалось творить сказку? (Ответы детей)
- Да, ребята, это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.
Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где?
Все фабричные детские игрушки похожи.
А вот игрушки, изображения которых представлены на доске, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. (Слайд 1)
.
- Определите тему нашего урока? (Слайд №1)
Тема урока: Древние образы в современных народных игрушках
Все игрушки не простые, (Слайд №2)
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
- Сегодня мы поговорим о глиняных игрушках, а именно о самых известных – Филимоновской, Каргопольской и Дымковской игрушках.
Почитание народом в глубине веков древних образов распространилось и на глиняные игрушки. Мы выясним, как же народные мастера – умельцы передавали эти образы в объеме.
- Ребята, как будет звучать цель нашего урока, исходя из того, что мы с вами уже изучили, и что нам только предстоит изучить?
(Изучить особенности древних образов в современных народных игрушках: Дымково, Филимоново, Каргополья). (Слайд №3)
4. Открытие новых знаний
- Как вы думаете, для чего создавались игрушки в древности? (Ответы детей) (Слайд №4)
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист игрушек помогали в этом.
Не случайно вы сидите сегодня по группам. Значит, мы познакомимся с тремя видами игрушек. Вам предстоит найти информацию об игрушках вашей группы, рассказать о них другим группам. Для этого каждой группе дается план, по которому они будут работать.
Работа по парам или группам. (раздаточный материал)
Поработайте с исторической справкой и ответьте на вопросы! (читательская грамотность)
1 группа.
Задание группам.
1.Название игрушки.
2.Название села, деревни, где делают игрушку.
3.Основные цвета.
4.Основные узоры.
5.Особенности формы.
6.Интересный факт.
Особенности формы Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки. Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Ды́мковская игрушка — русская народная игрушка. Зародилась она около четырёхсот летназад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров).Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые. И ещё интересный виток в жизни дымковской игрушки.Дымковский орнамент на домах!
Многие называют Киров серым, промышленным городом. Клуб маркетологов предложил повернуть ситуацию на 180 градусов. И раскрасить безликие дома-коробки
в жизнерадостные дымковские цвета. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года.
Поработайте с исторической справкой и ответьте на вопросы! (читательская грамотность)
2 группа
1.Название игрушки.
2.Название села, деревни, где делают игрушку.
3.Основные цвета.
4.Основные узоры.
5.Особенности формы.
6.Интересный факт.
И немного интересных фактов: почти все филимоновские игрушки являются свистульками; черно-синяя глина ( «синька»), из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям, и при обжиге глина приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи; все цвета и узоры являются определенными символами; лепили игрушки традиционно только женщины. Филимо́новская игрушка — русский народный художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновская глиняная игрушка отличается вытянутыми пропорциями, условной передачей деталей, символическим орнаментом в виде желтых, красных и зеленых полос, елочек, концентрических кругов[1].
Поработайте с исторической справкой и ответьте на вопросы! (читательская грамотность)
3 группа
1.Название игрушки.
2.Название села, деревни, где делают игрушку.
3.Основные цвета.
4.Основные узоры.
5.Особенности формы.
6.Интересный факт.
Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.Основные цвета – черный и красный. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы, красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Желтый оттенок фон приобретал благодаря олифе.Мотивы сохраняли прочную связь с языческим прошлым. Ромбы, символизирующие, по словам исследователей, обработанную землю, алые кони на длинных черных ногах и олени с огромными рогами… Появляются фигуры птиц, возникает мотив мирового древа.
Физкультминутка (Упражнения для глаз) (Слайд №12)
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз -
Опустились на карниз.
А потом восьмерки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим все еще раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели -
У них глазки заболели.
Творческая практическая деятельность (Слайд №13)
Учитель заготавливает НА КАРТОНЕ заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь и т.д.)Обучающиеся выполняют
Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремиться следовать традициям конкретного промысла.
Готовые работы каждая группа прикрепляет на ватман.
Алгоритм выполнения работы:
Распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу.
Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.
Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
контроль объема и качества выполненной работы.
Закрепление знаний, полученных на уроке
Работа с материалом
Итоги урока. Рефлексия.
Работы всех групп вывешиваются на доске.
- Ребята вам понравились работы?
- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)
- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Второй группе, почему? Третьей группе, почему?
Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.
Домашнее задание.
1.Найти в альбомах или Интернете игрушки разных народов. Сделать исследовательский проект об особенностях игрушек одного из промыслов.