Урок 9 родной ( русский) язык 5 класс
Тема: Культура речи и языковая норма
Цель: знакомство с культурой речи как особым разделом лингвистики; формирование представления о языковых нормах как правилах использования в речи языковых средств, обучение редактированию предложений; развитие орфографической зоркости, логического мышления, умения исправлять речевые ошибки; воспитание речевой культуры.
Тип урока: урок открытия знаний.
Планируемые результаты:
личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
предметные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа слова, использования выразительных средств языка;осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Оборудование: ДМ
Ход урока
Оргмомент. Мотивационный этап.
Актуализация знаний.
А) Индивидуальные карточки дифференцированного характера.
Б) Орфографическая диктовка (подобрать проверочные слова, выделить корень)
Св..тить - …, л..теть -…, скр..пучий -…, в..лна -…, п..хучий -…, с..деть -… .
Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать нормы русского языка, познакомимся с понятием «культура речи».
- Как вы думаете, зачем нужно изучать языковые нормы?
Создание проблемной ситуации
- Как вы понимаете, что такое культура речи?
Сценка «На разных языках» (разыгрывают два ученика)
Учитель: Однажды в автобусе я оказалась свидетелем такого разговора.
Ученик (разговаривает по телефону): Алло! Зинка, это ты, чертовка! Привет и прочее! Что трубку не берёшь? Слушай, Зинка, что же ты, противная, вчера мне не звякнула? Была у Верки на днюхе? А я уж думал, что ты без меня в кино таскалась! Может, махнём сегодня? Говорят картина отпад! Там классно Дюжев играет, кореша говорят, что не картина, а просто фонтан! Ну как?... Подкатывай к восьми, я билеты куплю, тебя ждать буду.
Ученик (новый звонок): Алло! Да Зинка назвякивает? Да мать у неё болела, а я весь вечер, как чумовой, околачивался дома. Думал, подохну со скуки.
Учитель: В это время шофёр объявил мою остановку, автобус остановился. Я ещё долго думала, о чём же говорил молодой человек?
Работа над текстом сценки.
Цель данного вида работы: учащиеся самостоятельно должны определить тему урока, цель урока, задачи урока.
Ребята, всё ли вам понятно из услышанного?
Понравился ли вам диалог двух друзей? (Учащиеся могут дать положительный ответ, тогда учитель обязательно должен задать вопросы: Чем? Почему?)
Что не понравилось из разговора двух приятелей?
Какую проблему перед нами ставит данный текст?
Учитель:
- Да, действительно проблема культуры речи очень актуальна. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. «Умение правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». (Цицерон, древнеримский политик и философ, блестящий оратор). Итак, тема нашего урока ….. (учащиеся продолжают – КУЛЬТУРА РЕЧИ).
(Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока)
Работа по теме урока.
(Определение понятия «культура речи»)
- Что мы вкладываем в понятие «культура речи»?
Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?
КУЛЬТУРА РЕЧИ
правильно произносить слова
правильно общаться
правильно употреблять слова речь образная, живая
- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Речевая культура – это показатель нашей культуры. Культура речи и культура в целом не передаются нам по наследству, а приобретаем только в результате определённой учёбы, определённого труда. Сегодня мы с вами сделаем только первый шаг в постижении правил (норм) устной и письменной речи. И начнём с первой составляющей – с умения правильно произносить слова.
Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)
На доске записаны слова:
Портфель, статуя, щавель, позвонишь (по телефону), торты, алфавит, свекла, творог, кулинария,
(Учащиеся работают в парах: записывают слова, расставляют ударение. На задания отводится 3 минуты, далее выполняем проверку: один ученик у доски).
Задание №2. Произнеси правильно (устная коллективная работа)
На доске записаны слова:
1. ГРУСТНЫЙ 5. СЧАСТЬЕ 9. ЧТО
2. КОНЕЧНО 6. ТЕМА 10. МУЗЕЙ
3. НАРОЧНО 7. ЯИЧНИЦА 11. ПОМОЩНИК
4. ОДЕКОЛОН 8. МЯГКИЙ 12. ЛУЧШЕ
- Следующая ступенька в постижении грамотной речи – это правильное употребление слов. Я вам предлагаю поиграть. Давайте посчитаем, я буду называть слова в единственном числе, а вы во множественном, а чтобы вам было легче просто добавьте слово МНОГО. Приготовьтесь записывать слова и выделять окончания.
Задание №3. Сосчитай правильно. Учитель читает:
Гость, туфля, мандарин, яблоко, килограмм, лимон, место, дело, озеро, полотенце.
(учитель открывает правильные ответы, учащиеся выполняют самопроверку)
Задание №4. Зачеркните неправильную форму слова (родительного падежа множественного числа существительных). Работа в группах.
Ученики получают карточки со словами:
БЛЮДЕЦ – БЛЮДЦЕВ НОСОК – НОСКОВ ПАДЕЖЕЙ – ПАДЕЖОВ
СВЕЧЕЙ – СВЕЧ ТЕЛЁНКОВ – ТЕЛЯТ ЧУЛОК – ЧУЛКОВ
ЭТАЖЕЙ – ЭТАЖОВ НОЖНИЦ – НОЖНИЦЕВ ЯБЛОК - ЯБЛОКОВ
Проверка: у доски учитель (на доске записаны слова), одна из групп зачитывает ответы, все проверяют.
Задание №5. Вставь слово в предложение. Игра «Эстафета».
Каждому ряду раздаю карточку с предложениями:
В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).
У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.
В русском языке шесть ________(падежей).
В шкафу лежало три пары ________ (носки).
Свободных __________ (место) в зале не оказалось.
Дед Иван пас ___________ (телята).
Во время проверки каждый ряд зачитывает по два предложения. На доске записаны предложения, слова – ответы прикрепляю на место пропусков.
Задание №6. Игра «ЛОТО». Составить словосочетания.
Учащимся раздаю карту и карточки со словами (кофе, кино, пальто, шампунь, тюль, жюри, радио). Ученики вписывают окончания прилагательных, указывают род.
Вкусн… | | Интересн… | | Красив… | | Местн… |
| Модн… | | Хорош… | | Справедлив… | |
Задание №7. Составить словосочетания со словами так, чтобы стало понятно значение показанного слова.
Обсудить – осудить.
Предоставить – представить.
Надеть - одеть
- Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.
Задание №8. Работа с текстом (выразительность речи).
Учащиеся читают текст, находят фразеологизмы.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)
- Назовите фразеологизмы, которые можно заменить синонимом:
Бездельничать;
Строго наказать;
Безразличие.
- Назовите фразеологизмы противоположные по смыслу, т.е. антонимы:
- Какие фразеологизмы не прозвучали? (учащиеся называют фразеологизмы, объясняют значение)
- Делаем с учениками вывод, при помощи средств выразительности можно сделать речь образной, красивой. Фразеологизмы пополняют словарный запас языка человека, синонимы позволяют избежать необоснованных повторов. Но и этого недостаточно, чтобы сказать, что человек культурный. О чём же мы не сказали? Мы не сказали о правилах этикета.
- Какие правила общения мы с вами знаем и стараемся использовать? (Учащиеся называют)
Задание №9. Составьте небольшой диалог, в котором вы должны показать, чему вы научились на уроке.
1 группа – разговор по телефону 2 группа – разговор в транспорте 3 группа – разговор в магазине
4. Подведение итогов урока (оценивание учащихся, оценка урока учениками «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…»)
Домашнее задание:
Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)
Портфель, статуя, щавель, позвонишь (по телефону), торты, алфавит, свекла, творог, кулинария,
Задание №2. Произнеси правильно
1. ГРУСТНЫЙ 5. СЧАСТЬЕ 9. ЧТО
2. КОНЕЧНО 6. ТЕМА 10. МУЗЕЙ
3. НАРОЧНО 7. ЯИЧНИЦА 11. ПОМОЩНИК
4. ОДЕКОЛОН 8. МЯГКИЙ 12. ЛУЧШЕ
Задание №3. Сосчитай правильно. Гость, туфля, мандарин, яблоко, килограмм, лимон, место, дело, озеро, полотенце.
Задание №4. Зачеркните неправильную форму слова (родительного падежа множественного числа существительных). Работа в группах.
БЛЮДЕЦ – БЛЮДЦЕВ НОСОК – НОСКОВ ПАДЕЖЕЙ – ПАДЕЖОВ
СВЕЧЕЙ – СВЕЧ ТЕЛЁНКОВ – ТЕЛЯТ ЧУЛОК – ЧУЛКОВ
ЭТАЖЕЙ – ЭТАЖОВ НОЖНИЦ – НОЖНИЦЕВ ЯБЛОК - ЯБЛОКОВ
Задание №5. Вставь слово в предложение. Игра «Эстафета».
Каждому ряду раздаю карточку с предложениями:
В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).
У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.
В русском языке шесть ________(падежей).
В шкафу лежало три пары ________ (носки).
Свободных __________ (место) в зале не оказалось.
Дед Иван пас ___________ (телята).
Задание №6. Игра «ЛОТО». Составить словосочетания.(кофе, кино, пальто, шампунь, тюль, жюри, радио.
Вкусн… | | Интересн… | | Красив… | | Местн… |
| Модн… | | Хорош… | | Справедлив… | |
Задание №7. Составить словосочетания со словами так, чтобы стало понятно значение показанного слова.
Обсудить – осудить. Предоставить – представить. Надеть - одеть
Задание № 8. Работа с текстом (выразительность речи).
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.
Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)
- Назовите фразеологизмы, которые можно заменить синонимом:
Бездельничать;
Строго наказать;
Безразличие.
- Назовите фразеологизмы противоположные по смыслу, т.е. антонимы:
Задание №9. Составьте небольшой диалог, в котором вы должны показать, чему вы научились на уроке.
1 группа – разговор по телефону 2 группа – разговор в транспорте
3 группа – разговор в магазине
1.Беседа
- Что изучает культура речи как раздел лингвистики?
- Какие требования к речи вы узнали?
- Какие виды норм вы запомнили? Что они означают?
- Все ли было понятно при чтении? Какие вопросы появились?
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока? (Ученики говорят, что необходимо обратиться к практике).
Формируемые УУД:
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Первичное закрепление.
Орфоэпический практикум.
Итак, начнем мы с орфоэпических норм.
Задание: запишите слова, расставив ударения.
*С одним из слов составьте предложение, подчеркнуть в нем грамматическую основу.
Магазин, щавель, портфель, досуг, столяр, километр.
Выборочный диктант (взаимопроверка).
Продолжим нашу работу мы с формами слов: посмотрим, всегда ли правильно мы изменяем слова.
Задание: выпишите правильные формы слов.
Много апельсинов, лес красивше, ихняя книга, был в лесу, на шкафе, поклади, ляг.
- Давайте исправим ошибочные формы слов.
- Какие нормы языка мы с вами рассмотрели, выполняя данное задание?
Физкультминутка (упражнение для глаз)
а)Аналитическое упражнение. Коллективная работа – упр. 301(устно)
Мы посмотрели с вами, как правильно произносить слова, как правильно их изменять. Но ведь люди не употребляют в своей речи отдельные слова, они оформляют свои мысли с помощью слов в предложения. Как вы думаете, допускаются ли при этом ошибки? Почему?
Задание: прочитайте предложения (упр. 301), найдите в них ошибки. Сделайте вывод, какие ошибки мы будем относить к речевым.
б)Редактирование предложений. Работа в парах – упр. 304( выборочная проверка)
Задание: найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их, записав верный вариант.
Формируемые УУД:
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Р.р. Творческая работа с текстом.
А теперь мы посмотрим, как вы поняли, что значит соблюдать языковые нормы, что такое культура речи. Вам предстоит составить мини-текст.
Конечно, вы не раз бывали в лесу или в парке ранней осенью. Какие краски этой прекрасной поры года вам запомнились? Расскажите об этом, используя иллюстративный материал – репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и фотографии осеннего пейзажа.
Задание: составьте на основе записи текст.
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся ... . Костром горят ... . Словно груды малахита, зеленеют молодые ... . Шелестят под ногами опавшие листья. От дерева к дереву протянуты ... нити ... паутины. Прозрачен и ... воздух.
Формируемые УУД:
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие
трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Включение в систему знаний и повторение
Итак, в начале урока мы с вами поставили перед собой вопрос: « Как мы понимаем, что такое культура речи?» Давайте ответим на него.
- Какие виды норм изучает культура речи?
- Что значит отредактировать предложение?
- Нужно ли соблюдать языковые нормы? Зачем?
Формируемые УУД:
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Д/з: упр. 307, правило на стр.113-114; * составить словарь «Орфоэпический минимум».
Рефлексия. Итоги
- Какие задания вам показались интересными, сложными? Почему?
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке (выставление оценок за урок).
Формируемые УУД:
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникаитвные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Приложение 1
Карточка дифференцированного характера
Унылая п..ра! Очей оч..рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр..са –
Люблю я пышное природы ув..данье,
В багрец и в зол..то одетые л..са... (А. Пушкин)
Прочитайте текст, выберите одно из заданий и выполните его.
Задание базового уровня: выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Задание среднего уровня: спишите текст, вставив пропущенные буквы, в скобках указывая проверочные слова; выполните морфемный разбор слова ОЧАРОВАНЬЕ.
Задание повышенной сложности: напишите ответ-рассуждение на вопрос: «Что нужно знать и уметь при выборе на письме безударного гласного в корне слова?» Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного текста.