СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения Чехов А.П. "Ванька"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство ребят с мальчиком из далекого прошлого - Ванькой. Вызвать эмоциональный отклик детей на безрадостную жизнь Ваньки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения Чехов А.П. "Ванька"»

Конспект урока литературного чтения.

3 класс Начальная школа 21 век.


Учитель Первушина И.А.



Тема: Знакомство с произведением А.П. Чехова «Ванька»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”через эмоциональное восприятие портрета мальчика.

  • Задачи:

  • Формировать навык осознанного и выразительного чтения.

  • Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.

  • Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.

  • Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией.

  • Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

    Оборудование: таблички, презентация и иллюстрации к рассказу, таблички-заготовки для групп, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, компьютер, ММ-проектор,

Ход урока.

1.Организационный момент


2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала


- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, но сначала подготовимся к нему.

Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

1. Узнать по описанию название рассказа и автора .


Дождь почему-то долго не начинался. Мальчик в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно....

( А.П. Чехов"Степь".)


Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимание, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам.... (А.П. Чехов"Белолобый".)


Было душно. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились, мгла была ещё гуще, даль мутнее. Природа как будто что-то предчувствовала и томилась... Томился и Егорушка. Езда шагом утомила его, а от дневного зноя у него болела голова...( А.П. Чехов"Степь".)



...Мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие, чёрные лохмотья, давя друг друга, громоздились справа и слева... Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто...( А.П. Чехов"Степь".)



...Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка....(А.П. Чехов"Белолобый".)


2. - А еще есть слово, которое тоже поможет совершить путешествие во времени:

(на доске табличка «Ванька»)


Ванька


- Назовите ассоциации, которые у вас возникли при этом слове( Дети называют: встанька, имя, мальчик, дурак мокрый, простофиля, кличка, ребенок)

- Посмотрите на этот портрет и подумайте, какие еще ассоциации могут появиться. Работаем 1 минуту.
















Проверка: выступление по 1 человеку от каждого ряда.

- Назовите и прикрепите на доску ваши слова- ассоциации.

- Прочитаем на доске все слова-ассоциации и попробуем представить настоящего Ваньку.

- Удалось ли по данным словам получить представление о Ваньке

- А кто хотел бы поближе с ним познакомиться, поднимите руку.

- Антон Павлович Чехов поможет нам в этом.


- Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.

Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.

У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать.

3.Сообщение нового материала.

Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город.

Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече перед скамьей на коленях сидит мальчик и что-то пишет…

4.Слушание аудиозаписи рассказа .

Дети слушают и следят по тексту.

5.Первичное восприятие рассказа.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Высказывания детей)

- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.

- Страшно ли оказаться в том времени? Почему?

- Что вы можете сказать о судьбе мальчика?

- Какие случаи из его жизни показались вам особенно тяжелыми?

(ответы детей и аргументирование своего мнения)

6. Словарная работа.(презентация)

В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления. ( темный образ, сидельцы, шпандырь, колодка, заутреня, Рождество)

- выясняются значения слов, которые объясняются детьми ( выволочка, сени, подмастерье)

Подпасок

мальчик, помогающий пастуху


Сечь как сидорову козу

не пользоваться доверием

Ямщик

кучер на почтовых лошадях

Тулуп

большая шуба из овчины


Колодки

куски дерева в форме ступни


Кредитом не пользоваться

бить беспощадно

Сидельцы

продавцы в лавке

Клирос

место, на котором в церкви стоят певцы


Шпандырь

ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге

Выволочка

наказание, сопровождающееся побоями

Заутреня

одна из церковных служб у православных христиан



7. Физминутка

- Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Встаньте. Я буду называть качества человека. Если это положительные качества вы будете наклонять свои головки вперед, если это отрицательные – качать головками.

(Добрый, вежливый, грубый, культурный, злой, не внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый).


8.Анализ текста.

-Кто главный герой рассказа?

-Сколько ему лет?

-Кому он был отдан в ученье?

-Сколько времени он здесь живёт?

-Чем занимается?

-Кому пишет письмо?

-В канун какого праздника он пишет письмо? Почему он не ложится спать?

-Найдите и прочитайте отрывок, который больше всего подойдёт к иллюстрации на с.166.

-Найдите и прочитайте описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать? Как ему живётся в Москве?

-Найдите описание Константина Макаровича.

-Найдите описание Москвы Ванькой.

- Посмотрите на первую иллюстрацию и скажите, к какому эпизоду рассказа она относится? Найдите это описание в тексте и зачитайте его.



9. Самостоятельная работа в тетради (стр.104-105)



10.Обобщение.

- Ребята, давайте вернемся к нашим словам-ассоциациям, которые помогали нам представить портрет Ваньки. Прочитаем и подумаем, какие из них оказались «лишними»? Уберем их.

- А можно ли теперь после знакомства с произведением добавить новые ассоциации? Почему?

- Поработаем в группах и добавим новые ассоциации.

- Проверим что у нас получилось.

- как связаны эти слова? О чем они говорят?


- Какой вывод можно сделать, познакомившись с этим произведением?

(У бедных детей сирот было очень трудное детство. Нет ни у кого такого права: издеваться над детьми и людьми вообще.)

-Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только

“Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.

11.Домашнее задание:(по выбору).

    1 вариант- стр.165 -173 выразительное чтение, кроссворд.

    2 вариант - стр.165 -173 выр.чт.; Согласишься ли ты, с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажи это, обращаясь к тексту.

    3 вариант - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 173


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка-помощница для работы в группах:

Добрый, вежливый, грубый,

культурный, злой, не

внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый


Добрый, вежливый, грубый,

культурный, злой, не

внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый















ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



Ванька


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.