Конспект урока литературного чтения.
3 класс Начальная школа 21 век.
Учитель Первушина И.А.
Тема: Знакомство с произведением А.П. Чехова «Ванька»
Цели урока:
Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”через эмоциональное восприятие портрета мальчика.
Задачи:
Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.
Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией.
Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Оборудование: таблички, презентация и иллюстрации к рассказу, таблички-заготовки для групп, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, компьютер, ММ-проектор,
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, но сначала подготовимся к нему.
Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
1. Узнать по описанию название рассказа и автора .
Дождь почему-то долго не начинался. Мальчик в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно....
( А.П. Чехов"Степь".)
Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимание, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам.... (А.П. Чехов"Белолобый".)
Было душно. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились, мгла была ещё гуще, даль мутнее. Природа как будто что-то предчувствовала и томилась... Томился и Егорушка. Езда шагом утомила его, а от дневного зноя у него болела голова...( А.П. Чехов"Степь".)
...Мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие, чёрные лохмотья, давя друг друга, громоздились справа и слева... Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто...( А.П. Чехов"Степь".)
...Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка....(А.П. Чехов"Белолобый".)
2. - А еще есть слово, которое тоже поможет совершить путешествие во времени:
(на доске табличка «Ванька»)
- Назовите ассоциации, которые у вас возникли при этом слове( Дети называют: встанька, имя, мальчик, дурак мокрый, простофиля, кличка, ребенок)
- Посмотрите на этот портрет и подумайте, какие еще ассоциации могут появиться. Работаем 1 минуту.
Проверка: выступление по 1 человеку от каждого ряда.
- Назовите и прикрепите на доску ваши слова- ассоциации.
- Прочитаем на доске все слова-ассоциации и попробуем представить настоящего Ваньку.
- Удалось ли по данным словам получить представление о Ваньке
- А кто хотел бы поближе с ним познакомиться, поднимите руку.
- Антон Павлович Чехов поможет нам в этом.
- Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.
Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.
У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать.
3.Сообщение нового материала.
Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.
И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город.
Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече перед скамьей на коленях сидит мальчик и что-то пишет…
4.Слушание аудиозаписи рассказа .
Дети слушают и следят по тексту.
5.Первичное восприятие рассказа.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? (Высказывания детей)
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.
- Страшно ли оказаться в том времени? Почему?
- Что вы можете сказать о судьбе мальчика?
- Какие случаи из его жизни показались вам особенно тяжелыми?
(ответы детей и аргументирование своего мнения)
6. Словарная работа.(презентация)
В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления. ( темный образ, сидельцы, шпандырь, колодка, заутреня, Рождество)
- выясняются значения слов, которые объясняются детьми ( выволочка, сени, подмастерье)
Подпасок | мальчик, помогающий пастуху |
Сечь как сидорову козу | не пользоваться доверием |
Ямщик | кучер на почтовых лошадях |
Тулуп | большая шуба из овчины |
Колодки | куски дерева в форме ступни |
Кредитом не пользоваться | бить беспощадно |
Сидельцы | продавцы в лавке |
Клирос | место, на котором в церкви стоят певцы |
Шпандырь | ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге |
Выволочка | наказание, сопровождающееся побоями |
Заутреня | одна из церковных служб у православных христиан |
7. Физминутка
- Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Встаньте. Я буду называть качества человека. Если это положительные качества вы будете наклонять свои головки вперед, если это отрицательные – качать головками.
(Добрый, вежливый, грубый, культурный, злой, не внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый).
8.Анализ текста.
-Кто главный герой рассказа?
-Сколько ему лет?
-Кому он был отдан в ученье?
-Сколько времени он здесь живёт?
-Чем занимается?
-Кому пишет письмо?
-В канун какого праздника он пишет письмо? Почему он не ложится спать?
-Найдите и прочитайте отрывок, который больше всего подойдёт к иллюстрации на с.166.
-Найдите и прочитайте описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать? Как ему живётся в Москве?
-Найдите описание Константина Макаровича.
-Найдите описание Москвы Ванькой.
- Посмотрите на первую иллюстрацию и скажите, к какому эпизоду рассказа она относится? Найдите это описание в тексте и зачитайте его.
9. Самостоятельная работа в тетради (стр.104-105)
10.Обобщение.
- Ребята, давайте вернемся к нашим словам-ассоциациям, которые помогали нам представить портрет Ваньки. Прочитаем и подумаем, какие из них оказались «лишними»? Уберем их.
- А можно ли теперь после знакомства с произведением добавить новые ассоциации? Почему?
- Поработаем в группах и добавим новые ассоциации.
- Проверим что у нас получилось.
- как связаны эти слова? О чем они говорят?
- Какой вывод можно сделать, познакомившись с этим произведением?
(У бедных детей сирот было очень трудное детство. Нет ни у кого такого права: издеваться над детьми и людьми вообще.)
-Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только
“Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.
11.Домашнее задание:(по выбору).
1 вариант- стр.165 -173 выразительное чтение, кроссворд.
2 вариант - стр.165 -173 выр.чт.; Согласишься ли ты, с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажи это, обращаясь к тексту.
3 вариант - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка-помощница для работы в группах:
Добрый, вежливый, грубый, культурный, злой, не внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый | Добрый, вежливый, грубый, культурный, злой, не внимательный, умный, скромный, веселый, неуважительный, лживый, отзывчивый, равнодушный, заботливый, вредный, честный, драчливый, жадный, справедливый |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.