2. | Актуализация знаний | Какое у вас было домашнее задание? Молодцы! Вы все справились. Из ваших работ мы сделали выставку. Чем эти растения отличаются от всех остальных? Почему они опасные? А начну я его стихотворением Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке» 1) Чтение стихотворения Всё в тающей дымке- Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. - Ребята, о чем автор пишет в данном стихотворении? - На какие 2 группы делят природу? - На какие царства ученые-биологи делят живую природу? -- Сегодня мы будем изучать одно из царств живой природы. Какое, вы узнаете, отгадав загадку. Что это? Загадка: Дышит, растет, а ходить не может. - Из каких частей состоит растение? - Можно ли перечислить всех представителей царства растений? Почему? | Нарисовать растение Они опасные Могут вызвать аллергическую реакцию и отравление. О природе Живую и не живую царство грибов, бактерий, растений, животных растение корень, побег (стебель с листьями), плод, семя нет их очень много | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. Познавательные: Отличать новое от уже известного |
3. | Постановка учебной задачи. | Предположите о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Как называется наука о растениях? - Легко ли ученым – ботаникам ориентироваться в таком разнообразии растений? - Как вы считаете, что они предпринимают? - Ученые делят растения на группы по определенным признакам, т.е классифицируют. Теперь попробуйте разбить данные растения на группы. (на доске названия растений: мак, берёза, сосна, морская капуста, водоросли, роза, мох) - Почему не смогли сгруппировать? - Чего не знаем? Давайте поставим цель урока, что мы должны узнать? | О разнообразии растений (слайд 1) Ботаника Нет, не легко Делят растения на группы 1 ученик работает у доски Не знаем по каким признакам делятся эти растения на группы 1. Узнать признаки разных групп растений 3. Учиться делить растения на группы | Коммуникативные: Формировать коммуникативно-речевые действия, принимать и сохранять учебную задачу. |
4. | Построение проекта выхода из-затруднения | Сегодня мы узнаем о разнообразии растений. Учёные делят их на группы. Откройте учебник стр.54 рассмотрите внимательно рисунок-схему. Расскажи какие растения живут на нашей планете? А сейчас мы совершим путешествие по царству растений, а помогут нам экскурсоводы Отгадайте загадку Растут они, ребята, понятно же где? Не на земле, а конечно в воде Морские бывают, речные Они зовутся просто… -Как вы думаете, почему их так назвали? Первая остановка водоросли У вас на парте таблица. Сейчас объединись в пары и заполните первую строку этой таблицы. Подумайте, какие признаки отличают растения этой группы. Поставьте + или -. Покажите как мы работаем в паре? Отгадайте загадку и вы узнаете какая остановка следующая Мягок, а не пух Зелен, а не трава Следующая остановка мхи Заполните вторую строку таблицы Физминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише, тише, тише Деревцо всё выше, выше, выше Что цветёт без цвету? Есть в лесу трава-краса Листья, словно паруса А в цвету красу-траву Не увидишь наяву Третья остановка папоротники Заполните следующую строку таблицы А следующая остановка такая (хвойные растения) Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем. Укажите в таблице отличительные признаки хвойных растений. Конечная остановка (цветковые) Ну а мы, а мы с цветками, Мы цветем, плоды даем, Мы накормим семенами, Мы собой украсим дом. Мы в лесах, лугах и в поле, Мы в пустыне и в воде. По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде. Назовите представителей этой группы растений. У вас осталась последняя строка в таблице. Укажите отличительные признаки этой группы растений. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Поднимите руку у какой пары нет ни одной ошибки. Мы узнали признаки разных групп растений. Скажите по каким признакам делятся растения на группы? | . (слайд 2) водоросли потому что они растут в воде 1 экскурсовод (3 слайд) Водоросли – это группа низших растений. Они обитают в воде. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Морские водоросли используются в пище людей(морская капуста и морской салат) Из водорослей добывают йод, уголь, смолу, ацетон. мох 2 экскурсовод (4 слайд) Мхи – самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров.У них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи селятся во влажных местах. Не имея корней , они всем своим телом поглащают дождевые капли. Мох сфагнум в переводе с греческого языка обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше. чем вата. Поэтому в войну его использовали при перевязке ран. 3 экскурсовод (5слайд) Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков и семян, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Листья порой достигают до полутора метров, но растут очень медленно. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль. Хвойные растения 4 экскурсовод: (6 слайд) - Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. цветковые ответы учащихся 5 экскурсовод: (7 слайд) Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами. (8 слайд) Ответы учащихся по наличию частей растения | Коммуникативные: Формировать коммуникативно-речевые действия Познавательные: Умение работать с несколькими источниками информации; извлекать информацию из текста; делать выводы на основе анализа объектов. |
5. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1)Сейчас вы поработаете самостоятельно и выполните тест. - Положите перед собой контрольные листы. - Внимательно познакомьтесь с инструкцией. 2)Инструкция 1. Прочитай вопрос. 2. Прочитай внимательно все ответы. 3. Выбери букву, соответствующую твоему ответу. 4 Запиши её на своём контрольном листе. - Есть вопросы? - Приступайте к работе. 3) Самостоятельная работа Тест «Отлично» 1. Наука о растениях называется Я) биология Е) экология О) ботаника 2. Какое из растений является хвойным? Т) ель Д) папоротник Б) ландыш 3. Какая группа растений имеет все органы? М) папоротники Н) водоросли Л) цветковые растения 4. Какая группа растений имеет листья - хвоинки? Е) цветковые растения И) хвойные растения Ю) папоротники 5. Какие растения являются жителями воды? Ш) мхи Щ) цветковые растения Ч) водоросли 6. Какая группа растений имеет красивые листья, похожие на большие перья? М) хвойные растения Н) папоротники Л) цветковые растения 7. Какая группа растений самая многочисленная? А) мхи О) цветковые растения Я) водоросли 4) Самопроверка. - Проверьте правильность выполнения работы. - Какое слово у вас получилось? - Вы отлично справился с работой! | Дети выполняют задания 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | о | т | л | и | ч | н | о | ( 9 слайд) | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, сопоставлять выполненную работу с образцом. |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Мы ответили на все поставленные вопросы? - Что нового вы для себя узнали? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу цветком. Жёлтый – урок прошел удачно. Я доволен собой. Синий – мне было трудно, но я справился. Красный – мне было очень трудно. Мне нужна помощь. - Какая яркая цветочная лужайка у нас получилась. Я думаю, она поддержит настроение нам и нашим гостям. Домашнее задание Прочитать текст учебника на с.54-58 По выбору подготовить: - сообщение о растениях любой группы - кроссворд по данной теме - Урок окончен. Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. Оценивают свои действия на уроке | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |