Средства обучения: Учебник Музыки 4 класс, Е. Д. Критская, презентация.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Мотивация к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, дети. Садитесь. - Посмотрите на слайд, как вы понимаете высказывание композитора Д.Б. Кабалевкого: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.» -Действительно, музыка меняет человека, делая его чуточку лучше. Я надеюсь, что каждая ваша встреча с музыкой будет не только познавательной, но и приятной. | Приветствуют учителя. Высказывают мнение. |
2. Актуализация знаний. |
-Тема нашего разговора сегодня будет связана с историей нашей Родины, её героическим прошлым, именам тех людей, кто не побоялся встать на защиту своей страны в трудные времена. -Тема нашего урока: «Опера «Иван Сусанин»» -Давайте вспомним что такое опера? - Верно. -А что вы знаете о М. И. Глинка? Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. - Что вы запомнили из биографии? | Слушают Опера- музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Высказывают мнение. Слушают, запоминают, анализируют - Отвечают: Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Уже в 10 лет Глинка умел играть на фортепиано и скрипке. |
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания. |
- Ребята, какой подвиг совершил Иван Сусанин? Опера «Иван Сусанин» сначала называлась «Жизнь за царя» В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина в Костромской области. Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле. Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб. Сегодня на уроке мы познакомимся с отдельными номера из этой оперы. Сейчас мы с вами прослушаем «Арию Сусанина» Арией называют сольную партию героя в опере или оперетте. С помощью арии герой может рассказать о своих мыслях и переживаниях, поделиться со зрителем самым сокровенным, признаться в любви, рассказать о себе и так далее. Ария исполняется только одним вокалистом, а его пение сопровождается игрой оркестра. -Сейчас мы прослушаем Арию «Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря»» и скажите, как вы думаете, какой момент изобразил Глинка в этом отрывке, к кому обращался Сусанин в арии, какие интонации вы услышали? Прослушивание «Арии Сусанина «Ты взойдёшь моя заря»» - Как вы думаете, какой момент изобразил Глинка в этом отрывке? -К кому обращался Сусанин в арии? Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его. Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его -Что можно сказать об услышанной музыке? -Какие интонации вы услышали ? Физминутка(под музыку) | Отвечают Читают на слайде Слушают, анализируют, запоминают. Слушают - Когда он завел поляков в лес и понимал , что скоро будет расстрел. Перед своей смертью Выполняют физминутку (под музыку) |
4. Первичное закрепление во внешней речи. |
Опера завершается величественным хором «Славься!». Хор "Славься" — эмоциональный и идейный итог оперы, логическое завершение драматических событий, развернутых в опере в "Иван Сусанин", светлый гимн русскому народу, отстоявшего свою Родину в борьбе с врагом, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму. - Давайте прослушаем хор из оперы «Иван Сусанин «Славься»», и скажите, как звучит музыка по характеру, какие эмоции вызвал у вас этот хор? Звучит «Хор славься» из оперы «Иван Сусанин» -Какие эмоции вызвала у вас это исполнение? -Как звучит музыка по характеру? -Каким бы тяжёлым не было горе и утрата, но жизнь на земле продолжается. Благодаря героям, отдавшим свои жизни за свободу своей Родины, над землёй вновь встаёт солнце, рождаются новые люди, и тем потомкам, которые придут жить на земле после них, нужно свято хранить память о славных сынах своей Родины, отдавших за неё свои жизни. В русском фольклоре, в творчестве композиторов, поэтов, художников много произведений, прославляющих отважных защитников Родины. | Слушают, запоминают, анализируют. Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы. |
5. Самостоятельная работа. |
-Разделимся на группы. У вас на столах лежат конверты, вам необходимо собрать из слов пословицу или поговорку и объяснить их значение. 1.Сказка – ложь, а песня – правда. 2. Гусли – мысли мои, песня – думка моя. 3.Не всякая песня до конца допевается. 4.Не знаешь песни, так и не затягивай. | Собирают пословицы, объясняют их значение |
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
Ребята, а вы смотрели фильм «Офицеры»? Это фильм - о любви к Родине, к жизни. Герои - боевые товарищи - несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной. Сейчас мы с вами прослушаем песню из этого кинофильма, которая называется «От героев былых времён…», и скажите какие эмоции вы испытали, слушая эту песню -Какие эмоции у вас вызывает эта песня? - Посмотрите на экран, вы видите текст песни. От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых, Этот вечный огонь, Нам завещанный одним, Мы в груди храним. Погляди на моих бойцов, Целый свет помнит их в лицо. Вот застыл батальон в строю, Снова старых друзей узнаю. Хоть им нет двадцати пяти, Трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки Поднимался, как один, Те, кто брал Берлин. Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Этот взгляд словно высший суд Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя Ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть. (Стихи - Евгений Агранович, Музыка - Рафаил Хозак) - Прочитаем первый куплет. Споем его. - Прочитаем второй куплет. Споём его. - Прочитаем третий куплет. Споём его. - Прочитаем четвертый куплет. Споём его. - Соединим все куплеты и пропоём. | Слушают Высказывают своё мнение. Слушают песню: От героев былых времён Не осталось порой имён. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землёй и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых, Этот вечный огонь, Нам завещанный одним, Мы в груди храним. Погляди на моих бойцов, Целый свет помнит их в лицо. Вот застыл батальон в строю, Снова старых друзей узнаю. Хоть им нет двадцати пяти, Трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки Поднимался, как один, Те, кто брал Берлин. Нет в России семьи такой, Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Этот взгляд словно высший суд Для ребят, что сейчас растут. И мальчишкам нельзя Ни солгать, ни обмануть, Ни с пути свернуть. Поют песню. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
- Что такое опера? - О каких музыкальных произведениях мы с вами говорили? -О каком герое мы сегодня говорили? - Что вы о нём запомнили? Домашнее задание: просмотр фильма «Офицеры» - Спасибо за работу, сотрудничество. Урок окончен. До новых встреч! | Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы |
Домнино, где Сусанин был старостой. И
чтобы убить Михаила.
верную гибель. Узнав правду, враги
зверски убивают его.
Сусанина в 1612году. В это время Россия
была оккупирована польскими войсками.