СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по окружающему миру поможет провести урок на высоком профессиональном уровне.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие птицы?"»













Конспект урока по окружающему миру

в 1А классе МКОУ «Фатежская СОШ №2»

по теме «Кто такие птицы?»























Подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Солдатская ООШ»

Белова Евгения Сергеевна



План-конспект урока по учебнику 
«Окружающий мир. 1 класс».
Автор: А.А. Плешаков

Тема: «Кто такие птицы?»

Учебные задачи, направленные на достижение 
- предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

Познавательные:

  • учить выявлять признаки данного вида животных;

  • отличать новое от уже известного,

  • обучать практическому исследованию предметов природы.

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;

  • использовать жизненный опыт;

  • учить отличать верно выполненное задание от неверного.

  Коммуникативные:

  • умение работать в паре, вести учебный диалог;

  • формирование уверенности в себе;

  • учить оценивать свою работу и работу товарища.

 Личностные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;

  • привлекать к проблеме помощи животным;

  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных.


Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: 

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, стаканчик с водой; шапочки «Ученого», карточки с заданием; птицы оранжевого и желтого цветов.

Ход урока.

I.Орг.момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

-Добрый день, дорогие дети, здравствуйте, уважаемые гости.

-Ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. С вами мы уже немного познакомились. Напомню, меня зовут Евгения Сергеевна.

-Урок наш мы проведем под девизом: «Ужасно интересно все то, что неизвестно. Мы тайны разгадаем и мир большой познаем»

II.Мотивация.

-Давайте будем внимательны, активны, любознательны и усидчивы для того, чтобы разгадать все тайны большого мира.

-Наш урок пройдет в виде небольшого научного заседания. Все вы маленькие ученые и вам предстоит сделать много открытий на уроке.

-Скажите мне, кто такие ученые?

-Значения этого слова и еще очень многих можно посмотреть вот в такой книге. Это толковый словарь Ожегова. Послушайте, какое значение имеет слово «ученый»

-А вы хотите стать настоящими учеными?

-Молодцы



III.Определение темы и целей урока.

-Дети, посмотрите, к нам в класс пришло письмо. От кого же оно?

-Правильно, оно от Муравья Вопросика для ребят 1 А класса.

Письмо Муравья Вопросика:

«Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зеленом доме?»

Звучит музыка «Голоса птиц»

-Дети, кого услышал Муравей?

-А каких птиц знаете вы?

-Молодцы! Много знаете птиц.

-Догадались, о чем мы будем говорить с вами на уроке?

-Тема нашего урока : «Кто такие птицы?»

-Какие мы поставим перед собой цели?

-Сделаем вывод: цель нашего урока: познакомиться с разнообразием птиц и научиться выделять их существенные признаки, чтобы отличать их от других групп животных(фотографии птиц)

IV.Работа по теме урока.

(Слайд 1)

-Ребята, а кто-нибудь из вас знает, чем отличаются птицы от других животных?(они умеют летать)

-Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать.

(Слайд 2)

-Перед вами рисунки животных. Назовите тех, которые умеют летать. Птицы ли они?

-А курица? Умеет ли летать курица?

(Слайд 3)

-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто умеет летать- птицы?



(Слайд 4)

-Рассмотрите птиц. Какой общий признак отличает их от других животных? Чем покрыто тело птиц?(перья)

-Так, значит, какой главный признак птиц?(тело, покрытое перьями)

(Слайд 5)

-Да, дети, птиц мы узнаем именно по перьям. Это вполне справедливо, поскольку, из всех живых существ, только птицы имеют перья, за это их называют пернатыми, а все перья на их теле оперением.

-А как вы думаете, для чего птицам нужны перья?

(Слайд 6)

-Перья гораздо теплее меха. В холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят и укладывают. Но все равно перья изнашиваются. Поэтому раз в год птицы сбрасывают старые перья и отращивают новые.

(Слайд 7)

-Посмотрите на этих птиц. На какие группы они разделены?

-Да, птицы бывают дикими и домашними. Дикие птицы делятся еще на две группы. Отгадайте загадки:

-Бывают птицы разные:

Одни бояться вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

-Как называют таких птиц?(перелетные)

-Другие- те народ другой:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее всякой стужи.

-А таких птиц как называют?(зимующие)

(Слайд 8)

Знакомство со строением птиц (Слайд 9)

-Давайте познакомимся со строением птиц.

-Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (гладкая, обтекаемая)

-Птице нужна такая форма, чтобы преодолевать потоки воздуха и быстро летать.

-Эту особенность строения тела птиц люди давно подсмотрели у природы и создали один из видов воздушного транспорта. Какой транспорт похож на птицу?(самолет)

(Слайд 10).

-Молодцы.

Знакомство со строением пера.

-Вспомним, какой главный признак отличия птиц от других групп животных?

-А вы держали в руках перо птицы?

-Что сделали бы ученые, чтобы больше узнать о свойствах перьев?

-Вот и мы с вами, как настоящие ученые, сейчас внимательно рассмотрим и исследуем перья. Достаньте из конвертиков на ваших партах перья. Рассмотрите их внимательно. Чем они похожи? Чем различаются?

-Найдите маленькие и пушистые перья. Это кроющие перья. Они покрывают все тело птицы, сохраняя тепло. А летают птицы с помощью маховых перьев. Это жесткие и упругие перья. Найдите их.

-Молодцы. Значит, есть кроющие перья для сохранения тепла и защиты тела и маховые для того, чтобы летать.

V.Физминутка.

VI.Продолжение работы по теме.

Практическая работа.

-Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где он.

-Найдите бородки, покажите их. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

-А что случится, если сейчас подует ветерок?

-Давайте проверим. Положите перышко на ладонь и тихонько на него подуйте. Что случилось?

-Мы же с вами ученые, поэтому просто обязаны проверить, что у пера находится внутри. Хотите?

-Возьмите ножницы и разрежьте его. Что видите внутри?

-Правильно. Оно внутри пустое. Поэтому такое легкое.

-А сейчас ко мне подойдут три человека.

-Проведем небольшой опыт. Опустите перо в воду. Посмотрите, изменилось ли оно? Не намокло ли?

-Да, дети, птицы смазывают свои перышки жидкостью, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, они защищают птиц от влаги и сырости

-Есть такая поговорка «Как с гуся вода». Так говорят, когда человеку все сходит с рук.

-Спасибо за помощь.

-Итак мы выяснили, что тело птицы хитроумно устроенный «аппарат», и очень важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки.

-Для чего служат большие перья?

-Маленькие?

(Слайд 11)

-Дети, посмотрите, почему перо нарисовано рядом с ручкой?

-Много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями.

(Слайд 12)

-А.С.Пушкин писал свои сказки именно таким пером.

-Сейчас у нас у всех есть ручки, но люди до сего дня используют перья. Изготавливают из них подушки, одеяла, одежду и даже украшения.

-Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить свой мир. Скоро наступит зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще птица умирает от голода, чем от холода. Я вам принесла в подарок кормушку. Повесьте ее со своим учителем на одно из школьных деревьев и не забывайте насыпать корм для пернатых друзей. Они будут этому рады и часто начнут к вам прилетать.

Самостоятельная работа(тест)

-А сейчас проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

-Первое задание. Нужно найти, какое из этих животных птица. Закрасьте кружок с цифрой возле нее.

-Второе задание. Какой главный отличительный признак всех птиц?

-Третье задание. Среди данных птиц найдите ту, которая не умеет летать.

(Проверка по эталону(Слайд 13))

-Какие вы молодцы!

VII. Рефлексия.

-Сегодня на уроке вы были маленькими учеными.

-В классе у нас стоит дерево. Оно совсем уже без листочков. Давайте мы его украсим вот такими красивыми птичками и при этом оценим свою работу и настроение на уроке. Выберите желтую птицу, если вам было легко, интересно и настроение ваше хорошее. А, если иногда возникали трудности и вам не совсем все понравилось- красную. Повесьте своих птичек на наше дерево.

VIII. Итог урока.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке?

-Какой главный отличительный признак птиц от других групп животных?

-Для чего им нужны перья?

-Интересно ли вам было исследовать неизвестное?

-Не зря девизом нашего занятия были слова «Ужасно интересно все то, что неизвестно. Мы тайны отгадаем и мир большой познаем»

-Спасибо вам за урок! Вы все большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. Я увидела умных и заинтересованных детей. Обязательно дома расскажите о том, что нового и интересного вы узнали на уроке.

-Уважаемые гости! Могу ли я вручить ребятам звания ученых и наградить их знаками отличия?