СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме "Серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению по теме "Серебряное копытце".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме "Серебряное копытце"»

Литературное чтение.

Тема: Творческая работа. П. Бажов. «Серебряное копытце».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова; от­рабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обога­щать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать поступки героев, за­мечать мотивы народных сказок в авторском тексте; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе­вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отно­шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про­явление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, видеозапись мультипликационного фильма по сказу П.П. Бажова.

Ход урока

1) Организационный этап.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

2) Актуализация знаний.

— Посмотрим на выставку ваших книжек-самоделок. Инте­ресные формы вы придумали! Послушаем несколько ваших сказок.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.





1








2










3







4











5











1. Временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. (Балаган.) 2. Знает она, чье мясо съела. (Кошка.) 3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на чере­пе у некоторых животных, а также вырост на голове у некоторых насекомых, моллюсков. (Маленькие.) (Рожки.) 4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. (Сирота.) 5. Синоним слов «наблюдать», «приглядывать», «смо­треть», «ходить», «шпионить». (Выслеживать.)

— Что у вас получилось в выделенных клетках? (Бажов.)

— Допишите имя и отчество писателя.

— Что вы о нем знаете?

4) Первичное усвоение новых знаний.

Рассказ учителя.

Краткий обзор биографии П.П. Бажова

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, муд­рым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспра­шивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему расска­зывали, - были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках за­щищать молодую Советскую республику. Только после окончания Гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журна­листом. Ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талант­ливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открывают­ся стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые пере­ходят от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Медной горы хозяйка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.

Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с ре­альным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героя­ми сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в ураль­ских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», много­численные произведения музыки, скульптуры, живописи. Слава нового и необыкновенного сказочника разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.

5) Первичная проверка понимания.

Работа над сказкой «Серебряное копытце»

— Проведем словарную работу. В тексте нам встретится много незнакомых слов.

БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

ВЗЪЕСТЬСЯ — невзлюбив, рассердившись или раздражив­шись, начать упрекать, обвинять, бранить.

ГОЛБЧИК— приступка для всхода на печь.

ПОЖИТКИ— мелкое имущество, домашние вещи.

ПОХЛЕБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко.

ПОСОБНИК— помощник в делах.

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ — широкие, пологие овраги, покрытые травой.

СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

6) Первичное закрепление.

(Учитель использует муультфильм. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 180-191.)

— Ваши впечатления от услышанного?

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Перечитать сказку. Подготовить выразительное, безошибоч­ное чтение.

8) Рефлексия.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

— С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

— Что вы запомнили об авторе?