СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 4 класс»

Математика 4 класс

Общая тема : Умножение и деление .

Тип урока : усвоение новых знаний .

58 Тема: Решение задач на увеличение( уменьшение ) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Цели: развивать умение решать задачи на увеличение (умень­шение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные

  • познакомить учащихся с решением задач нового вида,

  • совершенствовать навыки счета,

  • работать над развитием математической речи,

  • использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),

  • создать алгоритм для решения задач нового вида;

Метапредметные 1.Познавательные УУД:

  • находить основное отличие задач нового вида,

  • выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

2.РегулятивныеУУД:

  • принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

3 Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

  • совершенствовать умение договариваться при работе в группах, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;


Личностные УУД

  • развивать познавательный интерес к предмету

Оборудование : учебник « Математика» М.И. Моро, презентация , раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания , воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Устный счет. Слайд № 1

Игра «Торопись, да не ошибись»

(Учитель читает вопрос или задание, учащиеся поднимают руки и отвечают. Тот, кто первым ответит верно, получает жетон. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.)

- На сколько 79 больше 52? (На 26.)

- Назовите самое маленькое пятизначное число. (10000.)

- Найдите произведение чисел 25 и 4. (100.)

- Какое число надо увеличить на 36, чтобы получить 90? (54.)

— Сколько лап у трех мышат? (12.)

— Первое слагаемое 48, а второе на 16 больше. Чему равно второе слагаемое? (64.)

— Уменьшаемое 53, вычитаемое 27. Чему равна разность? (26.)

— Если из 86 вычесть задуманное мной число, то получится 37. Какое число я задумала? (49.)

— Для школы привезли сначала 46 парт, потом еще 25, и еще осталось привезти 30 парт. Сколько парт должны были при­везти для школы? (101.)

— Переведите в сантиметры 4 м 7 дм. (470см.)

— Из 80 вычтите разность чисел 43 и 20. (57.)

— Найдите площадь прямоугольника со сторонами 42 см и 20 см. (840 см2.)

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы , цели , задач урока . Слайд № 2

1 задание на логику

-Итак, внимание на экран. Перед вами 4 шарика, эти шарики надо разместить по ящикам. Но помните, что подписи на ящиках все неправильные. Подумайте в парах, как это сделать?

2 задание.

- Рассмотрите. Составьте задачу по краткой записи.

1 бидон – 20 л молока ?

2 бидон - ? , на 4 л больше.

1 В первом бидоне 20 л молока, во втором на 4 литра меньше. Сколько всего?

- Покажите ответ.

3 задание

- Составьте задачу по схеме.

2 Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф?

4 задание

- Прочитайте задачу, решите ее и покажите ответ. На столе восемнадцать книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке? (если ошибка) - Как ты узнал, докажи?

5 задание

- Послушайте и скажите, что я вам сейчас прочитаю?

Задача: С первой грядки собрали 45 огурцов, со второй на 3 больше, чем с 1-ой, а с 3-ей, на 6 меньше, чем со 2-ой. Сколько огурцов собрали с третьей грядки?

- Что же вы услышали?

- Какая схема соответствует данной задаче? (предлагается две схемы)

- Докажите.

- Как изменить условие задачи, чтобы она соответствовала первой схеме?

Итог: С задачами справились хорошо, молодцы! Идём дальше.

6 .Работа в парах

- Вам предлагается поработать в парах. Переверните вот такой листок , прочитайте и выполните задание.

Расшифруйте .

72 : 18 - К 17: 17- Ы 96: 32 – В 80 – 74 – С 99 : 11 - Р

80 : 16 - П 84: 12 – Н 100 : 50 - О 56 : 7 - Е

4

2

6

3

8

7

7

1

10

к

о

с

в

е

н

н

а

я



3

2

5

9

2

ф

о

р

м

а







- Как вы понимаете это выражение?

- На каком уроке мы встречались с подобным понятием? (падежи)

- А может ли на уроке математики встретиться с косвенной формой? Где?

- Предположите, чем будем заниматься дальше? (решать задачи с подобного вида)

III. Восприятие и первичное осознание нового материала ,осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Работа в парах.

- Я опять предлагаю вам поработать в парах. Возьмите большие листы. Работаем на них фломастерами.

Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников? Проверка: два человека у доски с ошибкой.

- Согласны ли вы? - Помогите ребятам.

- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говорится только о кружках, а просят найти количество треугольников)

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)

- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?

- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?

(надо понимать, какое число находим: большее или меньшее)

Работа с раздаточным материалом.

— Положите круги так, чтобы в верхнем ряду их было 6 и в 2 раза больше, чем в нижнем ряду. Сколько кругов в нижнем ряду? (3.)

— Как вы узнали? (Если в верхнем ряду кругов в 2 раза больше, то в нижнем в 2раза меньше, 6:2 = 3.)

— Положите 4 красных квадрата. Их должно быть в 2 раза меньше, чем синих. Сколько синих квадратов нужно по­ложить? (4-2 = 8.)

— Почему вы умножали, если сказано «в 2 раза меньше»? (Меньше красных квадратов, значит, синих квадратов в 2раза больше.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.)


IV. Первичная проверка понимания усвоенного , первичное закрепление усвоенного. Работа по учебнику

380 (с. 84).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте задачу 1. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В бидоне молока больше. Нужно найти, сколько стаканов молока в кастрюле. Значит, нужно найти меньшее число.)

— Запишите решение задачи. (15:3 = 5(ст.).)

— Прочитайте задачу 2. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В кастрюле молока меньше. Нужно най­ти, сколько стаканов молока в бидоне. Значит, нужно найти большее число.)

— Запишите решение задачи. (5 • 3 = 15(ст.).)

— Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

381 (с. 84).

— Прочитайте задачу.

— Какой хлеб привезли? (Черный и белый.)

— Что известно о белом хлебе? (Его привезли 150 кг, его в 2раза больше, чем черного.)

— Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего хлеба привезли.)

— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и бело­го хлеба привезли вместе? (Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.)

— Мы знаем, сколько привезли черного хлеба? (Нет.)

— Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (Белого при­везли 150 кг, его в 2 раза больше. Значит, черного привезли в 2раза меньше.)

— Мы знаем, сколько привезли белого хлеба? (Да, 150кг.)

— Сделайте краткую запись и решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

Решение

1) 150: 2 = 75 (кг) - привезли черного хлеба;

2) 150 + 75 = 225 (кг).

Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.

9 382 (с. 84).

— Составьте выражения, выполните вычисления и ответьте на вопросы.

(Проверка.)

— Большее или меньше число неизвестно в каждом случае? Докажите.

— Какие числа задумали? (64и 556.)

- В прямой или косвенной форме была сформулирована задача? Почему?

- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в косвенной форме?

Работа в группах. Слайд № 3

- А сейчас поработайте в группах.

- Прочитайте задания. Выберите то, что вам сегодня ближе.

1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?

Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?

3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте задачу в косвенной форме, сделайте схему или краткую запись и решите её.

Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка и триста девяносто учебников математики.

Проверка:

- Слово ребятам второй группы?

- Ребята первой группы, пожалуйста.

- Какую составили задачу ребята третьей группы?

- Что интересного заметили? (мы все решали одинаковую задачу)

- Какой ответ у вас получился?

- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)

Составление алгоритма решения задач в косвенной форме. Слайд № 4

- Ребята, я предлагаю вам алгоритм решения задач данного вида. Вы согласны?

1 Прочитать задачу.

2 Выделить ключевые слова.

3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

5 Выбрать действие.

6 Решить задачу.

7 Записать ответ.

V. Физкультминутка

1. Работа по учебнику

383 (с. 84). (Первый и второй столбики - коллективно, с комментирова­нием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

384 (с. 84).

— Прочитайте условие задачи.

— Прочитайте выражения. Что они обозначают? (с • 4—запла­тили за 4 компьютера, к —с- 4 — стоит телевизор.)

385 (с. 84). (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка по образцу.)

VII. Рефлексия. Слайд № 5

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в косвенной форме?- Приведите примеры?

— Оцените свою работу на уроке.( смайлики)

VIII. Подведение итогов урока. Слайд № 8

— Чем интересны задачи, которые мы решали?

— Какие темы мы повторили сегодня на уроке?

— У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Стр. 84 № 386 выполнить задание , решить задачу под чертой .

– Составить 1 задачу косвенного вида по любому из предложенных – Запишите все 3 выражения. По тому выражению, которое вам по силам, составьте задачу и запишите в тетрадь.

24 ∙ 2
40 : 5 + 40
134 ∙ 2 – 134