Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Республики Крым
«Алупкинская санаторная школа-интернат»
План-конспект урока на тему:
«Когда придет суббота»
Шитикова ОльгаВладимировна
учитель начальных классов
г. Алупка
2018 г.
План - конспект урока
на тему: « Когда придет суббота?»
1 класс
Цель урока:
Формировать представление о времени и его составляющих.
Задачи урока:
образовательные: обучающиеся должны познакомиться с днями недели и их последовательностью; научиться различать прошлое, настоящее и будущее;
узнать о том, почему дни недели так называются;
развивающие: развивать мыслительные операции: сопоставление, анализ; умение наблюдать, обобщать знания; развивать воображение;
воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, расширение словарного запаса и кругозора.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование и оформление: компьютер, экран, презентация, карточки с указанием времени, таблички и карточки с названием дней недели у детей.
Средства обучения:
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс, стр.8-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч.
А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, стр. 6-8.
Интернет - ресурсы
Ход урока:
Организация начала урока (проверка готовности, положительный эмоциональный настрой).
Мы пришли сюда …… (учиться), не лениться, а …… (трудиться).
Слушаем …….. (внимательно), работаем ……. (старательно).
2. Самоопределение к деятельности
- Предположите, что такое прошлое? а настоящее? будущее?
Праздник Новый год к какому времени относится? А день 23 февраля? А 3 февраля?
- Молодцы
- Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик пригласили к себе в гости в субботу Незнайку. Но Незнайка не знает, когда ему отправиться в гости.
Как вы думаете, почему? (Он не знает, когда же наступит эта долгожданная суббота). Слайд 2
Поэтому Незнайка и обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? Итак, на какой же вопрос мы будем искать сегодня ответ? (Когда придет суббота?)
3. Работа по теме урока
- Какой сегодня день недели?
- Какой день был вчера?
- А какой день будет завтра?
Отгадайте загадку Слайд 3
Оно весь век бежит вперед и никогда не устает.( Время)
- Что мы знаем о времени?
- Как вы понимаете это высказывание «Всему свое время»
- Как его определяем? ( По часам) Слайд 3
Большинство из нас при слове время сразу представляет часы.
- Что значит «Время идет»? ( Значит проходит несколько часов.)
- А что еще можно сказать о времени?
Прочитаем следующие две строчки на экране. Слайд 4
Время постоянно бежит из прошлого в будущее. А бежит оно через настоящее.
- Какие слова выделены в тексте?
Прикрепить на доску карточки со словами « настоящее», « прошлое» и «будущее».
- Что значат эти слова? Прочитаем их объяснение в учебнике и на слайде 5.
Дети читают следующие три строчки. (стр.8)
Настоящее – это сейчас. Прошлое – это то, что было. Будущее – это то, что будет.
Слайд 6-8
- Давайте рассмотрим картинки на слайдах и представим, что это вы. Как вы думаете6 где настоящее, где прошлое и будущее? Почему вы так решили?
Показ слайдов с изображениями - Слайд 9-10
- Где изображены люди, жившие в прошлом? Где наши современники, живущие в настоящее время? Что помогло вам определить время? ( Одежда на людях не современная, такую сейчас не носят.)
Показ слайдов с видами улиц старого и современного города. Слайд 11-12
- Посмотрите, на то, какими были города раньше, в прошлом, и на современные города. А какими они могут стать в будущем?
Представьте это и изобразите у себя в Рабочей тетради на странице 8. Это задание вы сделаете дома.
4. Физкультминутка
А часы идут , идут, ( Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят. ( Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. ( Остановиться.)
5. Продолжение работы по теме урока
- О времени говорят по – разному. Давайте вспомним, какие слова употребляют, когда говорят о времени?
Одновременно ведется запись названных слов на доске.
Время может идти, лететь, проноситься, ползти…
Когда мы чего-то ждем, то кажется, что время еле – еле проходит. Бывало ли у вас так, что вы ждали чего – то, а время тянулось медленно – медленно? ( Ответы детей)
- А когда время просто « пролетает» ?
Сравните время для двух мальчиков. Слайд 13.
- Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?
Конечно, по времени они одинаковые, но учебная неделя кажется вам более долгой.
-Как понять выражение? «Я вчера потерял время». (День ленивый, день труда, день удач) Слайд 14-15
- Из чего состоит неделя? Загадывание загадки Слайд 16
После отгадывания детям раздаются таблички с названиями дней недели
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
Те ребята, которые получили таблички, пожалуйста, выйдите к доске и постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели.
Дети выходят к доске и перестраиваются в нужном порядке. Слайд 17
Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и « суббота». «Воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный, отсюда и пошло название на все 7 дней – «неделя».
Название «суббота» пришло к нам из стран Древнего Востока. Слайд 18-19
Другие дни недели остались такими же , как в старину: «понедельник» - день после недели,
«вторник» - второй день недели , «среда» - середина недели , «четверг» - четвертый день недели, «пятница» - пятый день.
1) Работа с карточками детей по правильному расположению дней недели. (Сначала Незнайка делает это неправильно.) Слайд 20
2) Работа в тетради (стр.7, №2) - пронумеруйте название дней в рабочей неделе. (Самостоятельное выполнение, затем обмен с соседом по парте, взаимопроверка)
-Какой сегодня день недели? Закрасьте его название красным карандашом.
- Какие дни недели уже прошли и остались в прошлом? Закрасьте их названия желтым карандашом.
- Какие дни недели только будут, т.е. находятся в будущем? Закрасьте их названия зеленым карандашом.
( Самостоятельная работа и проверка в парах.)
3) Работа по слайду – ответы на вопросы. Слайд 21
- Ну как, Незнайка теперь знает, когда идти в гости? ( Да, завтра.)
6. Закрепление полученных знаний
- Что помогает нам узнавать числа и дни недели?
- Правильно, календарь. Именно календарь нам сегодня и понадобится.
На доске большой календарь на год . У детей – маленькие календари. На доске – таблица с сокращенными названиями дней недели.
- Какое сегодня число?
- К чему отнесем сегодняшний день: к настоящему, прошлому, или будущему?
- Найдите на календаре 1 января.
- Какой это день недели? 1 января относится к прошлому или будущему?
- А теперь найдите 23 февраля. Какой это день недели? К прошлому или будущему относится этот день?
Аналогична работа с датами 8 марта и 1 сентября.
- О календарях, помогающих нам ориентироваться во времени, мы будем говорить на следующем уроке.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Посмотрите на названия дней недели еще раз.
Итак, для Незнайки, когда придет суббота? (Завтра).
Ребята, а когда придет воскресенье? (послезавтра, после субботы, через 2 дня)
- Какие цели мы поставили в начале урока?
- Какие достигли?
У кого все получалось и кто все понял, поднимите улыбающегося смайлика.
У кого возникли трудности – мрачного смайлика.
8. Задание на дом.
Представьте город будущего, прошлого или настоящего и изобразить у себя в Рабочей тетради на странице 8.