У р о к 33. КОГДА ПРИДЕТ СУББОТА?
Цели деятельности учителя: развивать представления о времени (прошлое, настоящее, будущее); определять последовательности дней недели и смены времен года.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему он любимый; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о времени и его течении; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на
участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: карточки с названием дней недели, диск «Мир природы», электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Тихо садитесь.
II. Самоопределение к деятельности (слайд 2)
- Древняя мудрость гласит:
Послушай и ты узнаешь, посмотри и ты увидишь, сделай и ты научишься.
- Как вы понимаете эти слова?
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Хорошо, тогда приступаем к работе.
III. Постановка учебной задачи (слайд 3)
Оно всегда бежит вперед
И никогда не устает. (Время.)
Знакомо ли вам слово «время»?
А когда вы его слышали?
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Что нам предстоит узнать?
Действительно, тема нашего сегодняшнего урока «Время». И для начала нам предстоит выяснить: (слайд 4)
1. Что такое время?
2. Как движется время?
3. Научиться различать прошлое настоящее и будущее.
4. Узнать, из каких дней состоит неделя.
5. Когда придет суббота?
IV. Открытие детьми нового знания
1. Что такое время?
1. Определенный момент, в который совершается что-то, смена часов, дней, лет.
2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
А теперь представьте себе, что мы попали в сказку, где злой волшебник собирается остановить время. Посмотрите в окно, понаблюдайте за окружающими предметами и скажите, успел ли волшебник остановить время или нет.
Почему вы так думаете, объясните. (Время продолжает идти, так как вокруг нас все время что-то изменяется: птица пролетела, деревья шевелятся, человек прошел, в автобусе закрылись двери и т.д.)
Совершенно верно. В нашей сказке время не остановилось, и в действительности оно никогда и не может остановиться, потому что время — это постоянное изменение окружающего нас мира. Обозначим время в виде схемы.

Во времени никогда ничего не повторяется. Как это изобразил художник? (Фигурки в схеме не повторяются.)
Сможете продолжить схему времени.
2. Прошедшее, настоящее и будущее.
А теперь нам предстоит выяснить, как же движется время? У вас в рабочих листах, помещена прямая, изображающая ход времени. (У учителя данный рисунок представлен на доске.)
Расположите на данной прямой прошлое, настоящее и будущее. Для того чтобы выполнить задание правильно, вам нужно быть очень внимательными. Прежде всего, давайте изобразим в центре прямой круг. (Дети рисуют в рабочих листах, а учитель — на доске.)
Что мы делаем сейчас, в настоящий момент? Ответьте хором. (Рисуем.)
Обозначим настоящее время буквой Н, вписав ее в кружочек. (Дети печатают в рабочих листах, учитель — на доске.)
Но нам еще нужно поместить в нашу схему прошлое и будущее. Что мы делали до того, как у нас начался урок окружающего мира?
Верно, но это время уже ушло от нас, растаяло, как облако. Оно осталось в прошлом. Обозначим прошлое буквой П и поместим ее в облачко, которое уже ушло от нас.
Что мы будем делать, когда у нас закончится второй урок? (Мы будем пить чай)
Как мы назовем время, в котором мы будем пить чай? (Будущее.)
Обозначим будущее время, то есть то время, которое наступит за настоящим, буквой Б и поместим ее в ракету, устремленную в будущее. (Дети выполняют данное указание.)
Прошлое время –
То, что было, прошло:
Вчера мы писали,
Солнце ушло.
Настоящее время
Приходит теперь:
Мы пишем имя,
Бегает зверь.
Будущее время
Еще не пришло:
После уроков
Пойдем мы в кино.
3. Как движется время? (слайд 5)
А теперь давайте уточним, как же движется время. Прочитайте цепочки слов и выберите из них ту, которая, по вашему мнению, правильно отражает ход времени.
Прошлое Будущее Настоящее
Прошлое Настоящее Будущее
Будущее Прошлое Настоящее
(слайд 6)
4. Вчера, сегодня, завтра (слайд 7)
Сегодня прошедшее
Завтра настоящее
Вчера будущее
Соедините стрелочками подходящие по смыслу слова. Свой ответ начните со слов: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что...», «Я считаю, что...»
А как назовем время, которое было до вчера? (Позавчера.)
А как назовем время, которое будут после завтра? (Послезавтра.)
V. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг.
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, раз – туда.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – пристали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
VI. Продолжение работы над новым материалом
5. Дни недели
Братцев ровно этих семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом,
Попрощается последний,
Появляется передний.
- Верно, оказывается, когда мы упоминаем то или иное событие, мы называем дни недели. Давайте назовем их хором.
А вы никогда не задумывались, почему дни недели так называются? (Диск «Мир природы»)
. Потом выходной день неделю стали называть воскресеньем. Он был посвящен Богу, потому что, по Библии, в этот день воскрес Иисус Христос. Это название сохранилось до наших дней.
Прочитаем названия дней недели. (прикрепить карточки на доску)
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка - среда
Третьим днем была всегда.
А четверг - четвертый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье –
Назначаем днем веселья.
Завтра снова в школу нам –
Будет интересно там!
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
А теперь мы поупражняемся в назывании дней недели. Поиграем в игру «Лови, бросай, дни недели называй». Я буду бросать мячик и называть дни недели. Тот, кому попадет мячик, должен будет назвать день недели, следующий по порядку. Например, я называю понедельник. Какой день недели должен назвать тот, кому попадает мяч?
Начинаем игру.
2. Игра «Какой день недели спрятался?»
А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Какой день недели спрятался?».
У меня на доске карточки с фигурными числами. Каждое число обозначает день недели. Как вы думаете, какой день недели соответствует каждой из карточек? Почему вы так решили?
Я буду убирать карточки, а вы должны будете назвать, день недели, соответствующий убранной карточке.
Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
Назовите вчерашний день по отношению к «пропавшему».
Закройте глаза. Какой день недели спрятался?
Назовите завтрашний день по отношению к «пропавшему»
Покажите понедельник.
Выберите карточку, которая соответствует сегодняшнему дню недели.
3. Игра «А ну-ка., угадай»
А теперь поиграем в игру «А ну-ка, угадай».
Я - среда, какой день недели был вчера?
Я - понедельник. Какой день недели будет послезавтра?
Я - суббота. Какой день недели будет завтра?
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
1. Работа по учебнику
Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Итак, если сегодня вторник, то скажите Муравьишке, когда же придет суббота?
А воскресенье?
А есть ли у вас любимый день недели? Почему вам нравится именно этот день?
Распределите дни недели по порядку.
Прочитаем еще раз названия дней недели с.9 учебника.
2. Логическая задача (слайд 8)
3. Чтение стихотворения
Сегодня на уроке мы говорили о днях недели. Ой, ребята, какой день недели пропал? (учитель убирает карточку со словом понедельник)
Ребята, куда девался понедельник? Об этом вы узнаете из шуточного стихотворения Ю. Мориц «Куда девался понедельник?»
- Где бездельник Понедельник?-
Спрашивает Вторник.
- Понедельник - не бездельник,
Никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Притащил бадью воды.
Кочегару Четвергу
Смастерил он кочергу.
Но приходила Пятница
Скромница, опрятница.
Он оставил всю работу
И поехал с ней в субботу
К Воскресенью на обед.
Передал тебе привет.
IX. Подведение итогов урока
- Время ничто не остановит. Вот скоро закончится и время нашего урока. Так из минуток складываются часы, из часов — дни, из дней — недели, из недель года, из годов — целая жизнь. Важно проводить время с пользой, развиваться, совершенствовать себя.
- А иначе может произойти, как в сказке Е.Л. Шварца. (слайд 9) (Учитель читает отрывок из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».)
Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
- Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
- Кто меня зовет?
- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.
- А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя Наташа.
- А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:
- Ой!
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
- Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик. – Я - Петя, ученик третьего класса.
- Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:
—Мама! - и выбежал прочь из школы. Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
- Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.
- Ты меня не узнаешь? - прошептал Петя.
- Простите, нет, — ответила мама.
Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
Сказка заканчивается словами: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
- Помните:
Если день прошел не зря
От восхода до заката,
То ему благодаря
Станешь мудрым ты когда-то
Только тот, только тот
Жизнь счастливо проживет,
Кто весь день трудиться любит —
А не кто наоборот.
А ленивым, если честно,
Жить совсем неинтересно.
Э. Булгакова
X. Подведение итогов урока
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Выполнили мы эту задачу?
- Какое задание показалось самым интересным?
- Над чем еще нужно поработать?
XI. Рефлексивно-оценочный (Слайд 10)
- Продолжите предложение:
* Сегодня на уроке я узнал…
* Теперь я могу…
* Своей работой на уроке…
- С каким предложением согласны?
Урок полезен, все понятно
Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться.
XII. Рекомендации для занятия дома
1. Запомнить по порядку названия дней недели.
2. Рабочая тетрадь с. 6-8